Международные торговые сети относятся к омичам как к аборигенам
19 сентября состоялось расширенное совещание под председательством мэра Вячеслава ДВОРАКОВСКОГО по вопросам социальной и бюджетной эффективности деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей в сфере оказания услуг розничной торговли на территории города Омска. На нем говорили о местных и пришлых сетях, протекционизме, нестационарной торговле, налогах и гипермаркетах. Наибольшую дискуссию вызвали последние.
Одно из кардинальных особенностей федеральных и международных торговых сетей, в отличие от местных, - у них почти у всех оформлены все права на землю и недвижимость и они аккуратно платят налоги. В этом отношении с ними удобно работать. По словам заместителя мэра Омска, директора департамента финансов и контроля Инны ПАРЫГИНОЙ, «иногородний ритейл ведет себя более прилично: они садятся надолго, сразу выкупают землю, благоустраивают вокруг себя территорию, развивают различные методы рекламы и привлечения покупателей». То есть приносят цивилизацию.
Этот тезис вызвал возражение члена координационного совета Омского областного союза предпринимателей Дениса КОШЕЛЯ, который заявил, что не цивилизацию нам приносит международный ритейл, а стеклянные бусы: «Достаточно по городу проехать и посмотреть на эти коробки, отделанные сайдингом. Наоборот, они к нам относятся как к аборигенам: практика выжженной земли. Вокруг каждого их гипермаркета малый бизнес исчезает. Это уже аксиома. Количество персонала на один квадратный метр торговой площади в международных и федеральных сетях меньше, чем на омских предприятиях малого и среднего бизнеса, так как они жестко экономят на издержках. А значит, наши местные сети социально более ориентированы. Более того, омским производителям попасть на полки этих гипермаркетов практически невозможно, а в местных сетях омские товары составляют большую часть продовольственного ассортимента».
О трудностях с попаданием на полки пришлых гипермаркетов омских товаров сообщила и президент Торгово-промышленной палаты Татьяна ХОРОШАВИНА, заявив, что ОмТПП аккумулирует информацию по этому поводу.
Председатель комитета по вопросам местного самоуправления, законности и правопорядка городского совета Омска Евгений АРОНОВ мечтательно заметил: «Еще год назад в Красноярске вообще не было федеральных сетей. Неплохо было бы поучиться: какие они рычаги использовали, чтобы сложилось такое положение дел». На что Вячеслав ДВОРАКОВСКИЙ ответил: «Мы были недавно на Дне города в Красноярске, я задал такой вопрос и мне по секрету сказали, что просто создали дискриминационные условия и не пустили сетевиков». По его тону было понятно, что в Омске такой кульбит не пройдет: задолбят УФАС и прокуратура.
Как утверждает президент Союза организаций торговли Омской области Борис СВАТКОВ, «мы, наверное, единственный из всех городов не только Сибири, но и России и даже зарубежья, где в центре города разместили гипермаркет METRO Cash&Carry. Это ведь оптовое предприятие, во всем мире оно располагается на магистралях за пределами границы города. А мы его разместили в центре. И не только "Метро", мы разместили в центре все крупные форматы — ИКЕА, О КЕЙ. Да, они исправно платят земельный налог. Но у них у всех центральные офисы находятся в других городах, и там они платят остальные налоги. За последние годы после вхождения этих сетей в Омске закрылись сотни небольших магазинов. Это прямая потеря налогов в городской бюджет. Рентабельность местной продовольственной торговли сегодня около нуля». И предложил внести изменения в градостроительный план, чтобы на территории Омска в принципе было невозможно разместить такого рода большеформатные объекты: «За их счет можно было процентов на 50 построить кольцевую дорогу. Так сделал Новосибирск, жестко их обязав по три километра дорог построить. А мы этого не сделали».
Его поддержал мэр ДВОРАКОВСКИЙ: «Новосибирск с одного только магазина "Метро" взял 150 млн и построил роскошную развязку через федеральную дорогу».
Когда собравшиеся расходились, один из городских чиновников, уже не под запись, поделился: в бюджетах всех международных гипермаркетов заранее заложены траты на дорожную сеть, так как они действительно располагаются за границей территории города. Если омскому "Метро" удалось разместиться на проспекте Королева, то часть сэкономленных денег явно пошла кому-то на карман. На вопрос, кому, он молча указал пальцев вверх.