30 сентября в 15 часов в пресс-центре агентства "Интерфакс-Сибирь" в Омске состоялась пресс-конференция представителя правительства Омской области в Совете Федерации Федерального собрания Российской Федерации Игоря ЗУГИ. Он представил свое видение, какой Омская область будет завтра. Приведем лишь наиболее интересные моменты часовой беседы.
Стратегия Омской области
Все хотят видимых перемен – это основная проблема. Как говорил ЖВАНЕЦКИЙ, у нас много людей, которые знают, что не надо делать, и почти все знают, что надо, но никто не знает как. Первый год после разработки Стратегии ушел на то, чтобы понимать, как делать то, что мы знаем, – это было полезно! Появление Стратегии в регионе выгодно выделяет его из ряда других субъектов Федерации. Однако отсутствие стратегии или ее появление прошло для многих незаметно. В краткосрочном периоде это не имеет никакого отношения ни к одному из сидящих здесь – ни ко мне, ни к вам. Но в долгосрочной перспективе появление стратегии определяет будущее региона в целом. В Стратегии представлено несколько сценариев развития, в том числе сценарий трансформации. Именно по этому пути стоит идти – трансформировать то, что есть в регионе. Я не даю Стратегии никакую оценку: просто хорошо то, что она есть.
Ресурсы
Основной ресурс развития Омской области – интеллектуализация (инжиниринг). В мае 2013 года губернатор сказал о необходимости инициирования закона об инженерном деле в рамках Стратегии развития Омской области. Интеллектуальная составляющая в России совершенно неразвитая отрасль. Сам инжиниринг подразумевает ускоренное внедрение в производство наукоемких технологических отраслей. У нас скорость внедрения очень низкая. Часто российские разработки гораздо быстрее внедряются в Китае, Малайзии, Вьетнаме. Из 10 ведущих экономик мира в 7 главными отраслями является инжиниринг, то есть проектирование и управление проектами. Это Корея, Япония, США, Франция и т. д.
Закон об инжиниринге будет первой серьезной инициативой на федеральном уровне, который поменяет производственную структуру не только региона, но и страны. В плане Совета Федерации закон вынесен на 2014 год. К разработке привлекут компании «Газпром» и «Роснефть», общественные организации, например Торгово-промышленную палату России, Минпромторг России в лице заместителя министра Глеба НИКИТИНА. Именно инжиниринг поможет выйти из ситуации наращивания долгов региона, так как самое эффективное вложение в будущее – это интеллектуальный ресурс.
Инжиниринговый центр
Через 7-10 лет страна задохнется от нехватки инженерных кадров. Сейчас они отсутствуют практически везде, поэтому Омская область должна стать площадкой образованных кадров на всю страну. Для этого необходимо сформировать технический подход в школах, а вузы и так достаточно мощные (СиБАДА и ОмГТУ). Мы должны заявить, что готовим у себя инженерный потенциал России. В Омске нужно создать российский инжиниринговый центр. Эта работа в регионе уже идет на уровне руководителей. Также планируется провести международную конференцию по инжинирингу с привлечением федеральных министерств, международных и крупных российских компаний.
Пассивность
Омской области нужно активизироваться в направлении законодательных инициатив на уровне Федерации, развивать местное самоуправление и законодательную работу на уровне региона. Бросается в глаза, что Омская область не очень активна: все ссылаются на федеральный уровень и говорят, что это неразрешимо. Я был крайне удивлен активностью других регионов (Башкортостан, Ставрополь, Краснодар): они проводят очень большой объем поправок. Не проходит ни одного заседания, чтобы мы не принимали региональные поправки, так, на последнем заседании их было девять.
Развитие села
За последний месяц я проехал с рабочими по поездками 11 районам Омской области. Смотрел не столько социальную инфраструктуру, сколько возможность инвестиционного развития и увидел, что потенциал весьма ограничен. На мой взгляд, в районах региона необходимо развивать сельское хозяйство, но не через призму дотаций, а через нормальное конкурентоспособное взаимодействие. Проблемы управления сельским хозяйством очевидны не только в нашем регионе, но и на уровне Федерации: не отрегулированы земельные отношения, земли не запущены в оборот, не ведется учет посевных площадей. Тем не менее мы постоянно дотируем сельское хозяйство, но дотирование носит неуправляемый характер. Дотации идут не всегда тем, кто хорошо работает, а значит, эффективность наших дотаций равна нулю. Мы небогатый регион и должны помогать тем, кто хорошо работает. Станем богатыми, будем помогать и бедным колхозам.
Вторая точка роста для села — это пищевая промышленность. Нужно выстраивать технологии длительной переработки. За чужими инвесторами далеко ходить не надо, а надо своих выращивать. Если внутренний инвестор не вложит свои деньги здесь, то внешний инвестор никогда не придет. То, что сельское хозяйство нуждается в инвестициях, очевидно, но сейчас они невозможны в Омской области: не решены земельные вопросы, не оформлено в собственность имущество в колхозах, совхозах и хозяйствах.
Теплоснабжение
Буквально на прошлой неделе на одном из комитетов министр регионального развития России Игорь СЛЮНЯЕВ докладывал о стратегии развития ЖКК. Я предложил ему поработать вместе над законом о теплоснабжении, в частности, внести поправку, которая определит, что такое тепловой источник. Из собственного опыта знаю, что сегодня себестоимость Гкал котельной в Крутой Горке 680 рублей, но платят жители 1400 рублей. Закон обязал платить от теплоисточника, но закон не указал, что такое теплоисточник. Для меня, инженера, это котельная, а с точки зрения закона – МП «Тепловая компания». Поэтому у этой компании 24 котельные, из них эффективных 5-6, что для нее достаточно, а тарифы она усредняет. Поставщик не заинтересован в развитии эффективных котельных: чем больше у него таких неэффективных котельных, тем тариф будет выше. А мы будем продолжать сталкиваться с фактами, когда на канцелярию в котельной было выделено 2 млн рублей. СЛЮНЯЕВ заинтересовался моим предложением.
Графа «Против всех»
Я поддерживаю инициативу Валентины Ивановны ( МАТВИЕНКО. – Авт.) Давайте вернем графу «Против всех», но также вернем обязательность участия в выборах. Пусть Законодательное собрание Омской области выступит с инициативой введения порога, за которым выборы будут считаться нелегитимными (хотя бы 50%).