Большинством голосов

Дата публикации: 02 октября 2013

О законности размещения автомобильных парковок

на территории многоэтажных домов

 

В последнее время на придомовых территориях многоквартирных жилых домов города Омска увеличилось количество организованных некоммерческих парковок, а также случаев установки антипарковочных барьеров для размещения личного автотранспорта их жителей либо иных граждан и юридических лиц. Данные ограждения ограничивают не только свободный доступ для парковки автомобилей, их проезда, но и зачастую препятствуют проезду специализированной техники для обслуживания жилого дома при чрезвычайных ситуациях, а также препятствуют проходу граждан на придомовую территорию таких домов.

Это повлияло на увеличение количества жалоб, направленных в отдел государственного земельного надзора Управления Росреестра по Омской области (далее – Управление), в которых выражена просьба о проведении проверок соблюдения земельного законодательства РФ при использовании земельных участков придомовых территорий многоквартирных жилых домов под парковочные места и привлечении к административной ответственности правонарушителей в случае выявления фактов нарушений.

Надо сказать, что государственные инспекторы по использованию
и охране земель Управления проводят внеплановые выездные проверки соблюдения земельного законодательства РФ, в ходе которых выявляют нарушение статей 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации. В этом случае возбуждаются дела об административных правонарушениях,
к административной ответственности привлекаются автолюбители, использующие земельные участки без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю под размещение некоммерческих парковок, а также устанавливающие металлические «антипарковщики» для личного использования на придомовых территориях многоквартирных жилых домов. Подчеркнем, что здесь предусмотрена ответственность в виде штрафных санкций в соответствии со ст. 7.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Кроме того, государственный инспектор выдает правонарушителям законное предписание должностного лица об устранении нарушения земельного законодательства РФ в указанные сроки.

По истечении установленного срока исполнения законного предписания должностного лица правонарушитель обязан убрать
с придомовой территории ограждение парковки, открыв свободный доступ для парковки автомобилей жильцами дома и другими гражданами либо устранить правонарушение, не прибегая к данным мерам, в порядке, установленном законодательством РФ. В случае неисполнения законного предписания должностного лица в указанный срок правонарушитель привлекается к административной ответственности в соответствии
с ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, а материалы дела об административном правонарушении направляются в судебные органы РФ для дальнейшего
их рассмотрения.

Особое внимание следует обратить на то, что существует законное решение данного вопроса – через соблюдение правовой процедуры
при организации парковочных мест на территории многоэтажных жилых домов, установленной жилищным законодательством РФ.

В соответствии с ч. 4 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном жилом доме на праве общей долевой собственности принадлежит общее имущество этого дома, в частности, земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

Собственники жилых помещений, реализуя право общей долевой собственности на общее имущество, могут в соответствии с ч. 4 и ч. 5 ст. 36 ЖК РФ передавать объекты такого имущества в пользование иным лицам, если это не нарушает прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Кроме того, указанный земельный участок может быть обременен правом ограниченного пользования другими лицами. Данные действия, относящиеся к законной организации парковочных мест, собственники жилого дома и другие лица вправе осуществлять только после принятого решения на общем собрании собственников помещений многоквартирного жилого дома, на придомовой территории которого происходит организация парковочных мест.

         Ст. 44 ЖК РФ дает нам определение общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома как его органа управления. Также п. 2  ч. 2 ст. 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания относит принятие решений о пределах использования земельного участка,
на котором расположен многоквартирный жилой дом, в том числе введение ограниченного пользования им.

Законодатель в ст. 45 ЖК РФ установил порядок проведения общего собрания собственников, которое может быть как годовым,
так и внеочередным, созванным по инициативе одного из собственников, который, в свою очередь, обязан уведомить в любой доступной форме всех собственников в течение десяти дней до дня проведения общего собрания
в виде сообщений. В данном сообщении в соответствии с ч. 5 ст. 45 ЖК РФ должны быть указаны:

1) сведения о лице, по инициативе которого созывается данное собрание;

2) форма проведения данного собрания (собрание или заочное голосование);

3) дата, место, время проведения данного собрания или, в случае проведения данного собрания в форме заочного голосования, дата
окончания приема решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, и место или адрес, куда должны передаваться такие решения;

4) повестка дня данного собрания;

5) порядок ознакомления с информацией и(или) материалами, которые будут представлены на данном собрании, и место или адрес,
где с ними можно ознакомиться.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов
от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников, за исключением предусмотренных пунктами 1 – 3.1 части 2 статьи 44 настоящего кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа их голосов. Решения общего собрания оформляются протоколами в порядке, установленном этим собранием. Правом голосования на общем собрании по вопросам, поставленным на голосование, обладают собственники помещений дома. Голосование осуществляется собственником помещения в данном доме как лично, так и через своего представителя (ч.1 ст. 48 ЖК РФ).

  Таким образом, собственники помещений многоквартирных жилых домов сами определяют, что должно находиться на их придомовой территории и как ее ограничить, не нарушая прав и законных интересов третьих лиц. Лишь подчеркнем, что такая возможность появляется у них только после государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав
на недвижимое имущество и сделок с ним».

 

Наталья КИРНИЧНАЯ,

специалист-эксперт

отдела государственного земельного надзора

Управления Росреестра

по Омской области

        



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2013/oktyabr/37/bolshinstvom-golosov