Для новосибирской сети столовых Омск оказался мелковат.
На омском рынке столовых (без учета социальных и индустриальных), по данным справочника «2ГИС», работает 61 компания, пять из них представляют собой сеть заведений. Отрасль динамично развивается: «совдеповские столовки» сменяются заведениями современного типа, постоянно появляются новые игроки, одиночные точки разрастаются в сети.
О клиентах и стереотипах
— В нашей столовой в день едят примерно человек двести. Посещаемость зависит от времени года; в сезон отпусков и в новогодние каникулы людей меньше, — отметила Евгения АКСЕНОВА, владелица столовой «24 часа». — У нас много постоянных клиентов, много и новичков, среди них люди разных категорий: и служащие, и студенты».
Ольга СПАСЕННИКОВА (ИП НАЗАРОВИЧ) сообщила, что время года на количество посетителей не влияет. «Если люди прикормились к столовой, то туда они ходят, несмотря ни на что. В точке на Тарской в день – около тысячи клиентов. На 5-й Северной – больше мужчин, ведь там рядом таксопарк, ГАИ, проезжая часть, — говорит она. — То, что столовых посетители невзыскательная публика, - это миф, клиенты везде разные. В районе завода им. Попова люди готовы отдать большие деньги, только чтобы их вкусно накормили, часто заказывают семгу, а если они ее могут себе позволить, то я делаю вывод, что контингент вполне обеспеченный, но есть и посетители с низким доходом – мы и их вкусно накормим; стараемся подстроиться под всех».
— Я считаю, что посетители в столовых и ресторанах одни. Ресторан - это праздничное, столовая – повседневное. Наши гости вполне могут поесть и здесь, в обед, например.
- Это уже слова не пожелавшего назваться администратора кафе-бара «У Акопа» (заведение находится по соседству сразу с несколькими столовыми).
«У нас очереди … до улицы!»
Директор самой крупной омской сети ООО «Свободный поток» Сергей НАЗАРОВИЧ (сам повар с большим опытом) первую свою столовую открыл 8 лет назад, в этом году его компания стала победителем в номинации «Лучшее предприятие быстрого обслуживания в сфере общественного питания» городского конкурса «Лучшее предприятие малого и среднего бизнеса (лучший предприниматель)». «Мы подали сведения в Октябрьскую администрацию, после нас пригласили на вручение. Наш комбинат питания участвует не первый раз, всегда нам вручали дипломы, мы становились лауреатами, — прокомментировала победу инженер-технолог, заместитель директора по производству Ольга СПАСЕННИКОВА, — победа нам досталась, потому что мы активно расширяемся, в среднем открываем по две точки в год».
— Совсем недавно, когда число работников перевалило за сотню и нужно было менять налогообложение, мы разделились на два объекта – ООО «Свободный поток» и ИП НАЗАРОВИЧ. ИП – это семь столовых, а «Свободный поток» – ресторан «Украинский шинок». В общей сложности работает 140 человек, — продолжила она. — У нас столовые с открытой раздачей, национальной направленности нет (смешанная кухня). Самое дорогое блюдо – из семги и из свиной вырезки (цена – 110 рублей), а самое дешевое – котлеты (30 рублей). Расходы руководителя столовой огромные! Зарплата, коммунальные платежи, налоги — всего не перечислить, бывает, что расходы превышают доходы, но мы цены на обед не меняем, этим и держим своего клиента. Я была и в Новосибирске, и в Красноярске, и в Москве, но таких столовых, как у нас, не видела, в нашей точке на Тарской – огромные очереди! Люди стоят даже на улице, чтобы поесть, это же о многом говорит!
— У нас сеть столовых, последнюю мы открыли возле Транспортной академии, на месте стоять не будем, планируем расширяться дальше, — продолжила СПАСЕННИКОВА. — Не любой одиночник может выдержать этот бизнес, ведь одна точка покрывает минус другой. Например, прибыльные наши места покрывали минус заведения на Щербанева, которое держали для престижа. Кстати, когда приняли решение закрыть эту точку (прибыли от нее не было из-за огромной арендной платы), арендаторы решили пойти нам навстречу и прилично снизили ценник, мы и остались. Вообще место для будущего "детища" подбираем так: даем объявление в газетах, что, мол, ищем здание под столовую, потом анализируем на эффективность поступившие предложения. Рекламу даем только при открытии заведения.
С Украины с любовью
«Сытна Хата» на омском рынке появилась 27 октября 2012 года. Вначале заведение позиционировало себя как столовая с украинской едой, после добавили в меню блюда русской и европейской кухонь. Салаты, первые и вторые блюда, выпечка, напитки, сладости, — всего более 100 наименований (ежедневно готовится около 70-80 блюд). Средний чек за суп, салат и горячее составляет 110 рублей. «На ценнике самого дорогого блюда у нас значится 120 рублей, а самого дешевого – 10" — проанализировал собственный ассортимент Максим Евгеньевич, владелец столовой «Сытна Хата», — алкоголя у нас нет, и с собой приносить посетителям не разрешаем». Дополнительные услуги: парковка, Wi-Fi, еда на вынос, организация банкетов (кстати, по словам руководства, их заказывают, как минимум, раз в неделю). Способы оплаты: наличный и безналичный расчет. «Сытна Хата» — это столовая с большим производственным цехом и залом на 160 посадочных мест.
Сейчас здесь работают 11 человек: повара, мойщики, продавцы. Столовую посещает в среднем 400 человек в день. «Мы находимся в Бизнес-центре на Жукова, именно поэтому наши (а большинство из них постоянные) клиенты – это офисные служащие, — продолжил Максим Евгеньевич. — Для привлечения посетителей мы рекламируем заведение везде, где только можно: в Интернете, на ТВ, на транспорте. Рекламу постоянно мониторим, если она неэффективна, конечно же, перестаем заказывать». Рентабельность бизнеса – примерно 15%.
— Это у меня это второй бизнес, первый приносит основной доход (не связан с питанием) и позволяет содержать этот. Столовая себя еще не окупила, — признался владелец заведения «Сытна Хата».
«100 поваров»
Кафе-столовая «100 поваров» открылась на проспекте Маркса в 2006 году. Директор его – Виктор ЧУВАЕВ. «Почему кафе с приставкой столовая? Во-первых, у нас нет понятия бизнес-ланч, круглые сутки идет раздача обеда по ценам столовой. Во-вторых, интерьер существенно отличается от обыкновенного общепита. Можно было, конечно, назваться «евростоловой», но это слишком помпезно, кафе-столовая больше характеризует наше заведение: интерьер, как в кафе; а принцип самообслуживания, как в столовой, — объяснил Станислав КЛЕПЦОВ, финансовый руководитель компании, совладелец кафе-столовых «Вкусноff» и «100 поваров». — Общественная столовая – это одно из направлений деятельности, вообще мы кормим по всему городу 500 — 600 человек ежедневно».
«100 поваров», — подметил КЛЕПЦОВ, — иногда зовут сетью столовых, наверное, потому, что по городу у нас еще несколько точек – буфеты, банкетные залы». Доставка банкетных блюд и обедов в офис (меню на две недели), фуршетные мероприятия, кофе-паузы — это и многое другое (согласно официальному сайту) практикует компания. «Мы сотрудничаем со многими ДК и дворцами спорта, что позволяет нам проводить мероприятия высокого качества на большое количество персон по демократичным ценам», — говорится там же. Персонал компании проходит ежегодную переаттестацию.
"Вкусноff"
Компания была открыта в 2010 году. «Вкусноff» сегодня – это два зала (с отдельными входами по одному адресу): банкетный и кафе-столовая (одно) с европейской кухней. Директор столовой – Юрий КЛЕПЦОВ. В заведении ежедневно готовится по 5-7 салатов, 5-7 горячих блюд, гарниры, выпечка. Самое дешевое блюдо – это рисовая каша (25 руб.), дорогое – шницель (95 руб.). Алкоголь (в кафе-столовой) не продается. «Еду готовят у нас. Поставщики продуктов разные, есть и отечественные, и импортные. Меню «Вкусноff» от «100 поваров» отличает всего несколько позиций,- рассказал Станислав КЛЕПЦОВ, один из владельцев столовых. — Ценовая политика нашей организации – это рыночная ценовая политика. Если на какой-то продукт повышается цена, то мы повышаем стоимость блюда, в состав которого он входит, и наоборот. Например, кета за пять лет подорожала примерно с 80 рублей до 110, если посчитать, как за это время подорожали блюда с этой рыбой, то увидите, что это копейки».
Компания предоставляет гардероб, парковку, возможен расчет по пластиковым картам. «Мы занимаемся кейтерингом, выездным ресторанным обслуживанием разного характера (от эконом-класса до VIP). База со «100 поваров» одна. Мы можем просто доставить блюда, а можем и хрустальную посуду предоставить. Доля VIP-кейтеринга небольшая, в год около 15заказов от силы, все остальное – это средний и эконом, — поделился КЛЕПЦОВ. — Организаций, которые занимаются столовыми, много; мы занимаемся целым комплексом услуг, всего около десяти направлений, если одно из них приносит меньше прибыли (становится менее востребованным в определенный сезон, например), то его расходы покрывают другие».
— 100 поваров» – это первое наше предприятие, мы были новичками в бизнесе, перед тем как открыть точку, проводили небольшие исследования, но больше полагались на удачу, — уточнил Станислав Юрьевич. — «Вкусноff» — это второе детище, перед тем как определиться с местом, где заведение открыть, провели анализ рынка, обращались к социологическим опросам.
Столовая находится на улице Герцена, возле Дома быта. По соседству – несколько кафе, две столовые (ИП НАЗАРОВИЧ и ИП ВИЖЕВИТОВА), рестораны. По словам руководства «Вкусноff», конкурентов у них нет, у каждого – своя ниша. «Мы планирует расширяться в сфере закрытого питания предприятий», — поделился планами владелец.
Евро есть евро
«Евростоловая» располагается на ул. Карла Либкнехта. «Мы находимся на первом этаже департамента образования. В этом здании много офисов, для открытия именно столовой это очень важно, это кафе можно сделать в жилом районе, — рассказала Янина ПАВЛЕНКО, директор заведения, — 70% клиентов – постоянные, это люди, которые работают вблизи, и те, кто к ним приходит по делам. Рекламу мы почти не используем (только в «не сезон»), за семь лет клиентская база уже наработана».
«Евростоловая» — это не тип заведения, но и не просто название. «Мы готовим качественную еду европейской кухни; кроме того, хотели сделать столовую, которая была бы лучше, чем любая другая в городе; цель, думаю, достигнута, уровень поднят до европейского, — продолжила Янина Владимировна. — Кроме того, у нас сделан хороший евроремонт, на стенах – интересная штукатурка, работал над интерьером специалист». К дополнительным услугам компании можно отнести организацию банкетов (на 50 посадочных мест) и кабельное ТВ. На раздаче каждый день 6-7 салатов, 10-12 горячих и 2-3 первых блюда, много выпечки и напитков. На алкоголь лицензия имеется, но, по словам владелицы, в столовой его нет, посетителям это неинтересно. Средний чек (полноценный обед) – 80-100 рублей. «У нас произошло годовое повышение цен (10 % примерно), хотя то же мясо подорожало на все 30%. Стараемся брать поточностью, максимально стоимость блюд держу на одной планке. На банкеты и корпоративы не повышали цены с декабря», — так ответила на вопрос о ценах Янина ПАВЛЕНКО.
Одиночные столовые
Столовая № 1 открылась 6 декабря 2011 года. Недавно руководство переоформило ИП, новый директор (Евгения АКСЕНОВА) сменил название на «Столовая «24 часа». Сейчас здесь работают 12 человек: три повара, три мойщицы, помощник повара, три продавца, заведующая производством и директор. На раздаче – около 30 блюд (самое дорогое – 61 руб., самое дешевое – 33); продается пиво. Средний чек – 120 рублей. Дополнительные услуги: еда на вынос (в разовой посуде), организация банкета (зал на 40 человек). «Цена сильно зависит от поставщика, но хочу отметить, что у нас цены на обеды не повышались уже год», — пояснила Евгения АКСЕНОВА, владелица бизнеса. — Наша реклама – это наша вывеска и качество обедов. Для удержания клиентов мы выпускали карточки на скидку 10% — студентам и постоянным клиентам». Расширяться руководство пока не планирует.
«СтоЛоVье» — это и столовая, и банкетный зал. Кухня – традиционная. На пиво лицензия есть (по словам директора). Дополнительные услуги – еда на вынос (контейнеры для еды), доставка, туалет. В день столовая питает около пятидесяти человек.
В«Домашней» столовой работают всего четыре человека: повар, помощник повара, посудомойщица и управляющий. Меню обширное (первые и вторые блюда, салаты, напитки), кухня – смешанная. Мясо по-французски здесь можно отведать за 90 рублей, а котлеты – за 40. «Раньше, когда торговали алкоголем, мы работали с 9 утра до 9 вечера, сейчас же смысла в таком длинном рабочем дне нет, закрываемся уже в 18.00, — делится владелец столовой. — В день у нас бывает по 50 посетителей. Больше постоянные клиенты, людям нравится, как мы готовим, они возвращаются. Акции мы никакие не проводим, меню и так доступное».
«Омичи к украинской кухне относятся прохладно»
В омских столовых привязанности к определенным национальным блюдам нет, хотя попытки были. «Вначале наша столовая имела украинскую направленность, но, как выяснилось в ходе работы, к блюдам национальной кухни Украины омичи относятся прохладно, — рассказал владелец столовой «Сытна Хата», — еда ведь эта жирная, а все сейчас стараются придерживаться здорового образа жизни. Поэтому мы решили подстроиться конкретно под Омск и переквалифицировались в заведение со смешанной кухней (некоторые украинские блюда оставили в меню)». Казалось бы, столовая «Кухня Востока» (ИП Мадеева А.Г.), судя по названию, уж точно специализируется на блюдах определенной кухни, но не тут-то было. «Блюда у нас разнообразные, кухня – смешанная», — сообщил представитель заведения. В целом для всех омских столовых характерна смешанная кухня.
Ни минуты покоя
График работы столовых сильно разнится: «100 поваров» работает с 10.00 до 18.00; «Ваш повар» на Комарова – с 7.00 до 20.00; большинство точек ИП НАЗАРОВИЧ – с 11.30 до 16.00; «Эталон» – с 8.00 до 16.00; «Солянка» — с 10.00 до 21.00. «В Москве, например, есть сеть столовых «МУ-МУ», они работают допоздна, им это выгодно. В некоторых точках у нас рассчитан рабочий день на обеденный перерыв предприятий — там, где наши клиенты – рабочие», — пояснила Ольга СПАСЕННИКОВА (ИП НАЗАРОВИЧ).
Сразу четыре заведения Омска работают круглосуточно. «Люди хотят есть круглые сутки», — так объяснила свое решение работать сутки напролет владелица компании «24 часа» (в прошлом «Столовая № 1») Евгения АКСЕНОВА, — вечером и ночью (особенно по пятницам и субботам) много молодежи».
— Мы приняли решение работать круглосуточно, так как таких заведений по городу мало, еще меньше тех, которые не завышают цену ночью. Мы с наступлением темноты предоставляем скидки: вечером – 20%, ночью – 30%, — сообщил владелец компании «Сытна Хата».
«Меня трудно найти и легко потерять! Я повар!»
Главная проблема руководителя общепита – это подбор персонала, этот момент отметили абсолютно все владельцы столовых нашего города. «Я уже в отрасли 25 лет! В Омске работника найти было сложно в любое время! – посетовала Ольга СПАСЕННИКОВА (ИП НАЗАРОВИЧ), — Сейчас у нас сложившийся коллектив, увольнения происходят не часто, но все-таки попадаются непорядочные и неответственные люди, бывало, получил новый повар зарплату и не вышел на следующий день на работу без предупреждения». Бывали невыходы после зарплаты и в столовой «Сытна Хата»: «У нас в России как? Люди поработали, зарплату получили и побежали дальше. Все хотят получать большие деньги, а выполнять при этом свои обязанности – нет, - пожаловался владелец. — Текучка кадров поэтому большая».
Евгения АКСЕНОВА (столовая «24 часа») отметила, что особенно сложно найти повара летом, по наблюдениям Станислава КЛЕПЦОВА («100 поваров», «Вкусноff») текучка есть только в определенной должности. «Повара у нас все постоянные, а вот мойщиков посуды набираем часто. Почему? Немногие выдерживают этот процесс, людям быстро надоедает мыть сковороды и тарелки, — говорит он. — Все должности важны, мы идем к одной цели, не будет повара – не будет еды, не будет мойщицы – будет грязно, не будет руководителя – ничего не будет работать. Здесь одна цепочка, важно каждое звено. На работу берем и молодежь, их обучаем, доводим до разрядов».
Главное, чтобы человек был хороший
Кстати, как отмечают все те же владельцы столовых, возраст работника – это критерий, на который они обращают внимание в последнюю очередь. «Возраст здесь ни при чем, профессионалов и без этого найти тяжело», — признался Максим ЕВГЕНЬЕВИЧ. «Главное – это профессионализм, — отметила Ольга СПАСЕННИКОВА. — У нас сейчас в каждой столовой работает повар, посудомойщица, заведующая производством, техничка. Вообще я считаю, что мы им больше даем: хорошее отношение, приличная зарплата официальное трудоустройство, больничные листы, бесплатное питание, одежда». В некоторые общепиты требуются работники прямо сейчас, например, столовая «Семейная» ищет повара холодного цеха (с з/п от 12 тыс.руб. – НГС,работа), а «Сытна Хата» — продавца-кассира (с з/п от 12 до 30 тыс.руб.).
О конкуренции
В Омске несколько десятков столовых, мест, где можно было бы поесть, в разы больше; несмотря на это, для большей части руководителей общепита вопрос, связанный с конкуренцией, стоит неостро. «Конкурентов у меня нет, — заявил представитель столовой «Домашняя». — Я сам себе конкурент, все зависит от меня, вкусная будет еда — будет и хорошая выручка тогда».
— Конкуренция в общепите большая, но нас все устраивает. Голова по этому поводу совсем не болит! Отрасль процветает и растет, это выгодный бизнес, всем хватит работы! Кроме того, я считаю, что у нас продукция качественнее, хотя все владельцы так думают, наверное, — это мнение АКСЕНОВОЙ.
— В «100 поваров» много народа ходит, на Маркса открылось недавно заведение — они наши прямые соперники. Наценка у нас на уровне других столовых, я делаю регулярно мониторинг цен, мы точно не проигрываем в этом, — поделилась СПАСЕННИКОВА, - а вот кафе и домашние кулинарии за конкурентов я не считаю, это совершенно разные секторы бизнеса».
Открывать или не открывать — вот в чем вопрос
— Чтобы открыть столовую, нужно иметь хотя бы миллионов пять. Быстрой окупаемости ждать глупо, понадобится года три точно, — поделился Максим Евгеньевич («Сытна Хата»). — Вообще общепит не подходит на роль первого бизнеса, обязательно должна быть подстраховка в виде второго, особенно, если для открытия заведения пришлось взять кредит. Что касается документов, отдал юристам, они сделали, так спокойнее и надежнее. Все бумаги оформляются быстро.
Столовая требует огромный список оборудования: плиты для приготовления пищи, жарочные шкафы, разделочные столы, электросковороды, мойки и многое другое. «У нас один поднос стоит тысячу рублей. Только представьте, сколько нужно средств, чтобы все устроить!» — сообщила СПАСЕННИКОВА. Кстати, она называет срок окупаемости одной точки (в сети столовых) около года. «Для нескольких заведений поставку продуктов организовать выгоднее, чем для одного. Я бы не рискнула открыть сама лично одиночную столовую», — продолжает она.
— Новые компании приходят в бизнес и уходят. Те, кто работает по шаблону, однозначно проигрывают, закрываются. Индивидуальный подход – вот секрет фирм, что в этом бизнесе не первый год,- заявил КЛЕПЦОВ.
Владелица столовой «24 часа» желает тем, кто только собирается открыть бизнес, делать упор на качество и вежливость.
К слову, необязательно создавать столовую с нуля, можно купить и готовый бизнес… за кругленькую сумму. В нашем городе в ноябре прошлого года продавалась действующая столовая с оборудованием на ул. И. Бaгнюкa (сейчас ее сдали в аренду) площадью 436 кв. м. Просили тогда за нее 13 100 000 pуб.
«Вилки-Ложки»
Общественное питание – отрасль, которая постоянно пополняется новыми игроками. Только в ближайшее время откроется, как минимум, еще два заведения: 1 ноября (предположительная дата) ожидается пополнение у компании «100 поваров» по адресу: пр. Маркса, 18, корпус 3а, позже на свет появится еще одна столовая от владельца «Сытна Хата».
Нередко и закрытие точек. Только за месяц (сентябрь) с карты исчезла столовая «Старый Кировск». По словам Зили ИСАНБАЕВОЙ, заведующей производством, заведение закрыли «по технической причине» (правда, что это значит, пояснить отказалась), персонал общепита не теряет надежду на возобновление работы.
Одно из самых громких закрытий в отрасли – прекращение работы в Омске обеих евростоловых «Вилка-Ложка» (одна была на пр. Маркса, другая — на улице Ленина). «Закрытию «Вилки-Ложки» в какой-то момент способствовали мы, как конкуренты. Руководство «Вилки-Ложки», наверное, в определенный момент поняло, что ему омский рынок не интересен, привыкли к другим масштабам; видимо, доход, что приходил в кассу, не впечатлил новосибирцев", — это мнение Станислава КЛЕПЦОВА, финансового руководителя столовой «100 поваров».
— В настоящее время компания меняет франчайзи в Омске, — заявляла «КВ» менеджер по рекламе и PR компании «Фуд-Мастер» Наталья КУЗНЕЦОВА в 2011 году (выпуск № 13 от 6 апреля 2011 года). — Столовая «Вилка-Ложка» не прекращает своей работы». Спустя два года уже новый менеджер по рекламе Татьяна ОВЧИННИКОВА от Омска открестилась: «Новые столовые своими силами в 2013 году здесь мы точно открывать не будем. Сейчас мы продаем готовый бизнес, марку, но от омичей заявок не было. Более того, рынок Омска мы особо и не анализировали, на каком этапе развития он находится, не выясняли. Для бизнеса город неинтересен, дело это затяжное, нет у него такого валового оборота, чтобы был смысл «заходить» в него. Новосибирск в этом смысле сильно отличается, в нем больше развит общепит и больше востребован, и, к слову, не только Новосибирск, на днях открываем точку в Барнауле». В причины закрытия омской «Вилки-Ложки» в далеком 2011-м новый менеджер не посвящен, не помнит об этом и уже другой персонал компании «Фуд-Мастер».
Кстати, общие условия франчайзингового соглашения (согласно презентации компании) такие (площадь столовой – 150 м2): паушальный взнос – 600 000 рублей; роялти – 3%; доля прибыли в обороте – 25%; первоначальный капитал – 7 000 000 рублей (из них 34% — стройка, 3% — IT-оборудование, 3% -проектирование, 20% — технологическое оборудование, 1% — рекламная кампания, 4% — затраты на персонал, 26% — мебель, декор, внутренняя и внешняя навигация, 1% — согласования и разрешения, 9% — лицензионные платежи).
Ну а на Ленина, 21 владелец помещения предприниматель Сергей ЖЕРИКОВ открыл другую столовую, очень похожую на «Вилку-Ложку».
«Люди хотят есть всегда»
— С карты российского бизнеса столовые никогда не исчезнут, мы пережили не один кризис (ведь люди хотят есть всегда)! Отрасль меняется, количество предприятий с каждым годом растет, растет и выручка. Рынок столовых перенасыщен, но на нас это никак не влияет, мы заняли свое место, – мнение СПАСЕННИКОВОЙ. А вот Станислав КЛЕПЦОВ с ней не согласен: рынок в Омске не перенасыщен, спрос больше предложения.
По словам АКСЕНОВОЙ, столовые Омска изменились за последнее пятилетие в лучшую сторону. Совдеповская столовка – это прошлое, сейчас заведения предлагают разнообразное меню (не только с русской кухней), заботятся об интерьере. Люди кушали и будут кушать, далеко не все смогут позволить себе ресторан, а значит, столовые будут востребованы.
В ногу со временем
— Я считаю, что приставка «евро" уже устарела, так как в любой столовой Омска есть какой-никакой евроремонт. Люди хотят получать от заведения хорошие услуги, приятный интерьер и больше внимания, руководители общепита к этому стремятся, — поразмышлял Станислав КЛЕПЦОВ. Он же отметил разницу в ценовой политике с крупными городами: «В Москве и Санкт-Петербурге минимальный заказ – 40 долларов, у нас в разы меньше. В столице часты заказы на тысячи человек, у нас же рекорд в 600 (делали банкет для издательства и организовывали бизнес-конгресс)
. В той же Москве в погоне за своим клиентом руководство общепита дает крен в сторону «необычности»: появляются вегетарианские столовые, начинают готовить ресторанные VIP-блюда. «У нас меню постоянно меняется, прорабатывается, технолог работает в постоянном режиме, - рассказал далее КЛЕПЦОВ. — Максимум, что, возможно, появится в наших точках, — ьэто суши, но пока этим вопросом не занимались»
Юлия ДУМАНОВА