Виктор БЕЛОВ, первый заместитель министра промышленной политики, связи и инновационных технологий Омской области: «Возможен заказ на первый 50-тонный омский дирижабль»

Дата публикации: 09 октября 2013

Об особенностях выставки "ВТТВ-Омск-2013" обозревателю «КВ» Льву АБАЛКИНУ рассказал  первый заместитель министра промышленной политики, связи и инновационных технологий Омской области Виктор БЕЛОВ.

  • В чем особенность нынешней выставки?
  • Когда мы первый раз  в 1996 году организовали выставку военной техники, оборонка была брошена, заказов не было.  После первых трех выставок наши предприятия вышли на международный рынок. С помощью,  конечно,  корпорации "Росвооружение", потом Рособоронэкспорт.  Оборонка за эти годы набрала потенциал. И теперь она в корне другая. Сравните ПО «Полет» 1996 года и  2013 года. Сегодня это  одно из самых современных предприятий в России, производитель новой ракеты-носителя «Ангара». Такие же изменения произошли и на других предприятиях. Наряду с военной техникой наши предприятия научились делать продукцию, востребованную Газпромом, Роснефтью, РЖД, АЛРОСА.
  • Сколько мы производим для этих корпораций продукции?
  • За последние годы почти три десятка новых изделий, оборудования было освоено,  из них примерно половина работает на Севере. Объемы —  миллиарды рублей.
  • Чуть ли не всю нынешнюю выставку говорят об освоении Севера, хоть переименовывай ВТТВ.
  •  То,  что так поставлены основные акценты, вполне объяснимо, поскольку программа в России принята по развитию Сибири, Дальнего Востока и Арктики. Наши предприятия пытаются вписаться в эту программу. И очень удачно. В деловой части заявлен круглый стол  «Инновационный транспорт Севера».  Специалисты хорошо отзываются о нашей платформе на воздушной подушке  «Арктика», о вездеходах на шинах низкого давления. И давний омский проект дирижабля тоже оказывается востребован.
  • Вячеслав ШАЛАЕВ  может торжествовать: чуть ли не 20 лет жизни он посвятил дирижаблям.
  • В 1992-м  он под этот проект создал в Омске  АНТК «Крыло», на котором  1500 человек тогда  работало. Сейчас его разработки востребованы,  решается вопрос по финансированию, возможен заказ на первый 50-тонный дирижабль. Потому что экономика заставляет идти этим путем. Сегодня содержание железной дороги за Полярным кругом требует огромных денег.  1 октября подписано соглашение между представителями Китая и Омским ТПЦ «СибВПКнефтегаз» об изготовлении и поставке трех пассажирских вездеходов «Арктика» для нужд речного пароходства города Хэйхэ. Когда в Благовещенске было наводнение и  китайцы,  увидели как работает эта машина в реальной обстановке, они срочно приехали сюда и подписали контракт.
  • Кроме «Арктики» какая-то другая продукция омских предприятий есть, работающая на Север?
  • Конечно. Посмотрите на стенд НПЦ «Динамика» — они работают по системам диагностики и  контроля  сложного оборудования — там вся нефтянка,  весь Север сидит. Они оснащают системой диагностики московские электрички, скоростные поезда. А еще есть НПО «Мир», "Ультразвуковые системы", которые стали резидентами Сколково. Посмотрите на беспилотники политеха — здесь соединение науки, производства и потребности рынка. Вот КБТМ сделало установку «Вулкан»  на базе танкового газотурбинного двигателя, 1250 лошадиных сил, которая вырабатывает электрическую энергию 800 киловатт и тепло 1500. Потребители его посмотрели, попросили доработать, чтобы он одновременно работал и на попутном газе. Там, на Севере, много попутного газа, но ни на один двигатель не работает на нем.
  • Раньше у завода имени Баранова и у "Полета" были свои отдельные большие стенды, а сейчас они объединились на одной площадке с массой других предприятий.
  • Стенды представляли на предыдущих выставках ГКНПЦ имени М.В. Хруничева и НПЦ газотурбостроения "Салют". Они недавно только на МАКСе все показали  – там у них были огромные стенды развернуты. И снова ехать сюда… Они приняли, на их взгляд,  рациональное решение, предположив, что их потенциальные покупатели были на МАКСе  и в Омск уже  не поедут
  • Все прошлые годы вопрос стоял, чтобы раздвинуть две выставки – Нижний Тагил и Омск. Был даже длительный период, когда в один год одна из них проходила, в следующий – другая. Нынче только что закончилась выставка в Нижнем Тагиле и сразу началась омская ВТТВ.
  • Задают вопрос: почему в октябре проводим? Потому что у главного организатора – Ростехнологии -  календарь был составлен так, что, к сожалению, только к осени они освобождались.  А в этом году  МАКС сдвинулся, за ним сдвинулся и Нижний Тагил, который должен был состояться ближе к началу сентября. Из-за этого омская выставка получилась через неделю после Тагильской. У нас часть изделий еще едет сюда из Нижнего Тагила. Надеюсь, успеют на демонстрацию техники на полигоне.
  • В чем существенная разница между омской и нижнетагильской выставками?
  • Повторю: у нас не военная выставка, а  выставка высокотехнологичной техники и вооружений. На первое место мы ставим продукцию  гражданскую и двойного назначения. И поскольку освоение севера Сибири и Арктики невозможно без защиты, без охраны, то мы оставляем и военный аспект. Но на полигоне мы уже не стреляем и не бегаем танками. Тагил — это специализированный полигон:  там показывают,  по большому счету,  боеприпасы – танковые, авиационные и прочие.
  • Договор областного правительства с корпорацией «Российская электроника» – только рамочный?
  • Такого рода договоры мы будем подписывать со всеми вертикально интегрированными структурами, которые представлены в Омске. Рамочные соглашения, которые каждый год должны корректироваться и дополняться конкретными пунктами. Это касается развития ОМО им. Баранова, КБТМ, "Полета", "Сатурна". Одни из этих предприятий на одном этапе реорганизации, другие на ином. Мы подготовили проекты соглашений с каждой головной компанией. Росэлектроника – первые. Следующим планируем НПЦ газотурбостроения  «Салют». Каждое омское предприятие,  входящее в ВИС,  должно чувствовать, что мы их не бросили, мы с ними работаем, помогаем. Эти соглашения не парадные, для вида, а работающие, это наши расчеты на  развитие  омских предприятий. Ведь это рабочие места, налоги и прочее.


© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2013/oktyabr/38/65764