Свидетели дают показания против предпринимателя, кинувшего дольщиков на 19,5 млн рублей пообещав им квартиры в доме, который строился для УФСБ
3 октября в Советском районном суде Омска продолжилось рассмотрение уголовного дела, возбужденного в отношении предпринимателя Алексея КАБАНОВА. Его обвиняют в совершении ряда преступлений, предусмотренных: ч. 2 (1 эпизод), 3 (2 эпизода), 4 (4 эпизода) ст. 159 УК РФ — мошенничество и ч. 4 ст. 160 (1 эпизод) УК РФ — присвоение и растрата, совершены в особо крупном размере.
Подозрительный инвестор
В этот день был допрошен свидетель — директор Техстройтранса Олег ДМИТРУК. Он руководил ООО «ТехСтрой» («Строй» с большой буквы), которое было генподрядчиком строительства дома по заказу УФСБ по Омской области, расположенного по бульвару Архитекторов, 6. Так вот ни собственник земли, ни генподрядчик строительства ничего не знали о КАБАНОВЕ и его деятельности по продаже квартир в их доме, пока директор ООО «ТехСтрой» Олег ДМИТРУК случайно не заметил в СМИ объявления о продаже квартир от имени его фирмы, которых он не давал. Причем стоимость квадратного метра в данных объявлениях была существенно занижена по сравнению с реальной стоимостью. Выяснив, что незаконную реализацию квартир ведет КАБАНОВ, ДМИТРУК вспомнил, что в августе 2009 года, когда был разгар строительного кризиса, этот человек приходил к нему в офис и предлагал инвестировать средства в строительство дома. ДМИТРУК согласился было сотрудничать с КАБАНОВЫМ, но при подписании договора обнаружил, что КАБАНОВ без его ведома вырвал несколько листов и изменил текст договора. После этого инцидента ДМИТРУК направил КАБАНОВУ письмо с уведомлением о разрыве контракта. Больше с КАБАНОВЫМ он не виделся. 2 декабря 2009 года ДМИТРУК подал заявление в ОМ-1 УВД по г. Омску с просьбой привлечь к уголовной ответственности КАБАНОВА по факту мошеннических действий. Однако сотрудникам правоохранительных органов не удалось установить местонахождение КАБАНОВА.
Афера с квартирами
Напомним, что, по версии следствия, КАБАНОВ от имени организованного им в декабре 2009 года ООО «ЖСК «Кристалл-3» заключал с физлицами фиктивные договоры на участие в долевом строительстве дома, расположенного по бульвару Архитекторов, 6. Он вводил людей в заблуждение, говоря что является генподрядчиком. Для этого КАБАНОВ в сентябре 2009 года организовал ООО «Техстрой», название которого очень похоже на наименование настоящего генподрядчика — ООО «ТехСтрой» («Строй» с большой буквы), и размещал объявления в СМИ о продаже квартир. По данным следствия, покупателям он предъявлял подложные разрешительные документы.
Настоящим генподрядчиком строительства дома является ООО «ТехСтрой» — эта фирма 1 июля 2009 года приняла на себя все права и обязанности по договору долевого участия в строительстве данного жилого комплекса от предыдущего генподрядчика ЗАО «ТехСтройПласт», так как последний обанкротился. А собственником земли под данным домом и заказчиком строительства является УФСБ России по Омской области — 11 мая 2004 года между данной службой в лице ее бывшего руководителя Расима ГИРФАНОВА и ЗАО «ТехСтройПласт» был заключен двусторонний договор на строительство жилого дома. Для реализации квартир в феврале 2008 года был создан ЖСК «Территория уюта», который в 2010 году переименовался в «ЖСК-Кристалл», так как ни УФСБ России по Омской области, ни ЗАО «ТехСтройПласт» самостоятельно заниматься этим не имели права.
ЖСК-клоны
Председатель «ЖСК-Кристалл» Ольга КИРЮХИНА подтвердила в суде, что ее организация не имеет никакого отношения к КАБАНОВУ. По словам свидетельницы, к продаже квартир в доме по бульвару Архитекторов, 6 КАБАНОВ никогда никакого отношения не имел, а «ЖСК-Кристалл» и ООО «ЖСК «Кристалл-3» абсолютно разные организациии — первая появилась лишь в 2010 году, а последняя — в 2009 году.
В ООО «Техстрой», от имени которого работал КАБАНОВ, директором во всех документах был указан Сергей СИДОРОВ, однако последний утверждает, что документов, которые имеются в уголовном деле, он никогда не видел и не подписывал, а подписи от его имени являются поддельными. Следствие считает, что КАБАНОВ просто-напросто использовал название чужой фирмы и фамилию СИДОРОВА. Следствие выяснило, что расчетный счет ООО «ЖСК «Кристалл-3», указанный в договоре долевого участия, оказался вымышленным.
Отдав деньги КАБАНОВУ, потерпевшие спокойно ожидали, когда дом будет построен. Обращаться в милицию дольщики стали после того, как кто-то из них однажды не смог дозвониться до КАБАНОВА, а приехав в офис, обнаружил, что его фирмы и след простыл. Сначала пострадавших было 13 и у них былиопохищено 14 млн рублей, но в обвинительном заключении по всем статьям осталось только 9 из них, а сумма ущерба, наоборот, увеличилась и составила почти 19,5 млн рублей.
КАБАНОВУ помогал сотрудник ГИБДД
Дал показания и свидетель Николай СЛОВЕЦКИЙ — сотрудник УМВД по Омской области, который в 2009 году работал в отделении ГАИ и осуществлял контроль за постановкой автомобилей на государственный регистрационный учет. По его словам, с КАБАНОВЫМ они были знакомы с 2001 года. СЛОВЕЦКИЙ рассказал, что как-то в декабре, год не помнит, во время обеда в столовой ГАИ встретил КАБАНОВА, который пояснил ему, что снимает с учета автомобиль «Тойота Ленд-Крузер Прадо» и собирается его продовать. Спустя некоторое время СЛОВЕЦКИЙ узнал, что его знакомый Сергей ЯКОВЛЕВ хотел бы купить автомобиль такого класса. СЛОВЕЦКИЙ созвонился с КАБАНОВЫМ — последний сказал, что его нет в городе, и дал телефон своего знакомого Станислава НИКИТИНА, который от имени КАБАНОВА будет заниматься продажей авто. ЯКОВЛЕВ подъехал на стоянку, где находилось авто, и решил покупать. СЛОВЕЦКИЙ пояснил, что на сделке присутствовали он, ЯКОВЛЕВ, ВАЛЮК, НИКИТИН и СТРЕКАЛЬ. По словам СЛОВЕЦКОГО, участники сделки попросили его предоставить им его служебный кабинет во время обеда, так как в коридоре было слишком шумно.
На вопрос адвокатов, какова была роль СЛОВЕЦКОГО в данной сделке, он ответил, что свел продавца и покупателя и объяснил им, как нужно снимать и ставить автомобиль на учет, как оформлять сделку купли-продажи, а также предоставил им кабинет. Все это СЛОВЕЦКИЙ, по его словам, делал бесплатно, чисто из знакомства с КАБАНОВЫМ. Свидетель не смог ответить на вопрос, какова была цена, по которой продавалась «Тойота Ленд-Крузер Прадо», и кто обозначил именно такую цену. СЛОВЕЦКИЙ сначала сказал, что при нем цена не называлась, потом, что не помнит сумму, а по цене, по его словам, давал указания Стасу по телефону КАБАНОВ. Тут же в зале находился потерпевший ВАЛЮК, который сообщил, что СЛОВЕЦКИЙ прекрасно знал, что цена составляла 1 млн 120 тысяч рублей, что такую цену назвал КАБАНОВ, а также, что часть этих денег была отдана СЛОВЕЦКОМУ. Свидетель отрицал, что ему выплачивалось вознаграждение, он настаивал, что деньги, отданные за авто ВАЛЮКОМ, между собой поделили СТРЕКАЛЬ и НИКИТИН. Часть денег НИКИТИН отдал СЛОВЕЦКОМУ и попросил его отвезти их матери КАБАНОВА, сказав, что это доля КАБАНОВА.
На вопрос адвокатов, почему СЛОВЕЦКИЙ согласился отвезти неизвестную сумму денег по просьбе малознакомых людей, свидетель затруднился ответить. Далее была допрошена мать подсудимого КАБАНОВА — Татьяна ДЬЯКОВА. Она подтвердила, что в 2008-м или 2009 году от ее сына Алексея к ней домой приходил мужчина — он отдал ей деньги и сказал, что это 170 тысяч рублей, больше ничего ей не объяснял. Свидетельница, по ее словам, пересчитала деньги, чтобы убедиться, что там действительно 170 тысяч рублей — все было верно, мужчина уехал. Ей показали в зале СЛОВЕЦКОГО, однако она не узнала в нем того человека, который привозил ей деньги от ее сына. ДЬЯКОВА рассказала, что положила деньги у себя в квартире, а потом их забрал ее сын Алексей, вот только когда это произошло, она не помнит, потому что у сына есть свои ключи от ее квартиры и он может заходить туда когда угодно, даже когда ее нет дома.
Афера с автомобилями
Дело в том, что некоторые люди отдавали КАБАНОВУ в качестве первоначального взноса автомобили или земельные участки, которые подсудимый присвоил себе, поэтому часть эпизодов в обвинительном заключении связана с автомобильными махинациями КАБАНОВА. Допрошенные в суде свидетели СЛОВЕЦКИЙ и ДЬЯКОВА как раз связаны с одним из таких эпизодов. Напомним, что в марте 2007 года КАБАНОВ обратился к САЛЬНИКОВУ Д. С. с просьбой получить в КБ «Стройкредит» заем на 1 382 000 рублей на приобретение автомобиля «Тойота Ленд-Крузер Прадо» 2006 года выпуска, который САЛЬНИКОВ после этого передал в пользование КАБАНОВУ по нотариальной доверенности. При этом КАБАНОВ заверил САЛЬНИКОВА в том, что он сам впоследствии оплатит полученный кредит, однако в действительности оплачивать ничего не намеревался. В октябре 2008 года под предлогом оформления страховых документов на указанный автомобиль, КАБАНОВ обратился к своему знакомому — директору КБ «Стройкредит» РУСИНОВУ Ю. В. с заявлением о выдаче ему паспорта транспортного средства на заложенный автомобиль. При этом РУСИНОВ, находясь в неведении о преступных намерениях КАБАНОВА, передал последнему оригинал паспорта на авто.
После этого КАБАНОВ убедил САЛЬНИКОВА оформить на его имя нотариальную доверенность на право распоряжения вышеуказанным автомобилем, уверив САЛЬНИКОВА в том, что он якобы полностью оплатил кредит, предъявив в качестве доказательства оригинал паспорта транспортного средства на заложенный автомобиль. САЛЬНИКОВ все оформил, а подсудимый в итоге присвоил себе автомобиль. В ноябре 2008 года КАБАНОВ, действуя через своего знакомого Станислава НИКИТИНА, обратился к СТРЕКАЛЮ О. Ф. с просьбой о займе ему денежных средств под залог автомобиля «Тойота Ленд-Крузер Прадо». Получив согласие СТРЕКАЛЯ, КАБАНОВ убедил САЛЬНИКОВА оформить нотариальную доверенность на имя СТРЕКАЛЯ с правом управления и распоряжения вышеуказанным автомобилем. Далее КАБАНОВ снял с регистрационного учета автомобиль и передал его СТРЕКАЛЮ, заключив с ним договор купли-продажи, а последний занял КАБАНОВУ 120 000 рублей. В январе 2009 года КАБАНОВ продал данный автомобиль ВАЛЮКУ Н. С. через СТРЕКАЛЯ за 1 120 000 рублей, а денежными средствами распорядился по своему усмотрению. Своими действиями КАБАНОВ причинил САЛЬНИКОВУ и ВАЛЮКУ значительный материальный ущерб на суммы 1 382 000 и 1 120 000 рублей, тем самым совершил преступления, предусмотренные ч. 4 ст. 159 УК РФ — мошенничество. Суд продолжает допрашивать свидетелей, «КВ» будут следить за развитием событий.