Александр ЛЕВ рассказал омским экспортерам о тонкостях европейской сертификации

Дата публикации: 30 октября 2013

Организатором семинара выступил Центр поддержки экспорта Омской области

 

21-22 октября в Омске предприниматели и сотрудники предприятий малого и среднего бизнеса приняли участие в семинаре «Европейская сертификация (СЕ)», прошедшем в региональном бизнес-инкубаторе. Организатором семинара выступил Центр поддержки экспорта Омской области, действующий на базе Омского регионального фонда поддержки и развития малого предпринимательства.

Автор семинара  — эксперт в сфере сертификации, руководитель представительства компании «Русский Регистр» в Германии (город Дюссельдорф) Александр ЛЕВ.

Оформление сертификата соответствия СЕ, напомним, требуется в случаях, когда необходимо обеспечить свободное распространение продукции по территории государств Европейского соглашения, а также транспортировку товаров через государственные границы (прохождение таможенного контроля). Для многих потребителей наличие маркировки СЕ является знаком высокого качества, поэтому регистрация товаров в системе сертификации СЕ еще и несет в себе возможность повышения имиджа компании, роста продаж и, следовательно, увеличения рентабельности.

Чтобы получить сертификат соответствия СЕ, требуется пройти все необходимые этапы сертификационного процесса: подать заявление и пакет необходимых документов сотрудникам аккредитованного органа, пройти экспертизу качества товара, на основании которой сотрудники органа сертификации примут решение. Затем, при положительном решении, составляется сертификат соответствия СЕ, ему присваивается идентификационный номер, и сертификат включается в единый реестр. После предприниматель может получить сертификат и приступить к маркировке продукции.

Когда предприниматель планирует экспортировать товар в Европу, он понимает: чтобы прийти на другой рынок, нужно выполнить какие-то требования по безопасности продукции. Он догадывается, что эти требования в Европе отличаются от тех, которые установлены, например, в России. Узнает, что нужен сертификат соответствия, который подтверждает, что продукт может законно продаваться на территории Евросоюза, пытается искать источники, чтобы узнать, как сделать СЕ-маркировку. По слухам выясняет, что это либо очень дорого, либо очень трудно, почти невозможно. Может быть, лучше вообще отказаться и не экспортировать — появляются мысли у предпринимателя. В итоге экспортер или отказывается от шанса выйти на новые рынки, или обращается к дорогостоящим консультантам, не всегда хорошо владеющим информацией, – рассказал «КВ» Александр ЛЕВ. По его словам, в ходе семинара он и старается дать слушателям понимание того, как устроен европейский рынок, какие требования к производителям продукции существуют и как их выполнить с наименьшими затратами. «Проблема заключается еще и в том, что все думают:  чтобы выйти в Европу, нужен европейский сертификат. А на некоторую продукцию он вообще не требуется, а по каким-то видам продукции можно самостоятельно оформить все документы. В России сейчас есть множество представительств иностранных сертифицирующих фирм, они говорят – никаких проблем, мы вам выдадим сертификат, он дорого стоит, но напрягитесь, заплатите, и никаких проблем не будет. Обманывают, к сожалению. Не всегда компетентны специалисты, не всегда знают, о чем идет речь. Пройти сертификацию — это не всегда дорого на самом деле. Но нечистые на руку «консультанты» часто пользуются тем, что у предпринимателей недостаточно информации», — продолжает Александр ЛЕВ. Показать предпринимателям, что выйти на европейский рынок вполне реально, — в этом и видит свою задачу Александр ЛЕВ. Причем, по его словам, российские производители хорошо понимают рынок в целом. «Как правило, российские производители знают своих иностранных конкурентов, понимают тренды, просчитывают свои дальнейшие шаги. Наша задача – сделать так, чтобы и на зарубежных рынках производители чувствовали себя как дома. Для этого нужно разобраться в правовой базе. А она непроста, это целый конгломерат требований, как технического характера, так и юридического характера. Плюс представлена она на европейских языках, а все существующие переводы очень слабые. Так что сертификация, как и любой другой непростой вопрос, требует изучения, и желательно, чтобы кто-то в этом помог. Можно заключить договор на консультирование, предприниматель будет сам разбираться, и его будут вести», — отмечает Александр ЛЕВ.

Программа семинара была разбита на два дня и  началась с введения в СЕ-маркировку и обзора европейских директив («Об ответственности за продукт», «О безопасности продукции», директивы внутреннего рынка). Александр ЛЕВ рассказал, что такое оценка соответствия продукта и почему она лежит в основе корректной СЕ-маркировки, в чем заключаются европейские стандарты безопасности и охраны труда. Во второй день семинара слушатели узнали о правах и обязанностях нотифицированных организаций в процедуре проведения оценки соответствия, о том, что должна представлять собой внешняя и внутренняя документация предприятия-производителя, как оформить инструкцию по применению продукта. Лектор разъяснил также, как оформляется ЕС-декларация соответствия для продукта, на который распространяется действие нескольких ЕС-директив, и ответил на многочисленные вопросы слушателей. Александр ЛЕВ активно привлекал участников семинара   к обсуждению, предоставлял им множество возможностей самим разобраться в материале, задавая наводящие вопросы и помогая искать правильный ответ. Так, вместе с лектором предприниматели разобрались в том, чем отличаются такие понятия, как «опасность», «угроза» и «риск», как просчитать все эти три показателя на примере конкретного производства.

— Почему слушатели так активно участвуют в семинаре? Ведь сложности с выходом на европейский рынок не связаны с тем, что российские производители выдают менее качественный продукт или недостаточно готовы к конкурентной борьбе. Основная проблема здесь – информирование. У меня есть опыт взаимодействия с такими организациями, как Омский региональный фонд поддержки и развития малого предпринимательства. Я консультировал подобные организации в других регионах, проводил семинары. И вижу, что малым предприятиям очень требуется такая поддержка, что им непросто, ведь они постоянно работают на грани рисков. И хорошо, когда те, кто готовы помочь, знают, в каком направлении надо помогать. Приведу пример – одни родители считают, что ребенка важно напоить-накормить, а другие понимают, что его нужно научить чему-то, чтобы в дальнейшем он смог прокормить себя сам. Так и здесь  — это тот самый случай, когда предпринимателю дают не рыбу, а удочку. В общем все зависит от подхода. И я одобряю тот подход, который вижу в поддержке малого бизнеса здесь, в Омской области, — заключил Александр ЛЕВ.

Эдуард ПЕСТРЯКОВ,

директор ООО «Омский завод рекламных динамических конструкций»:

«Мы заинтересованы в выходе на европейский и азиатский рынки»

— С удовольствием воспользовался возможностью узнать информацию о европейской сертификации, скажем так, из первых уст. Мы производим динамические рекламные конструкции (призматроны. – Прим. «КВ»), в Омске этот рынок специфичен, потому что из четырех производителей такой продукции, работающих в России, два находятся в нашем городе. Поэтому активно работаем с другими регионами, а также поставляем продукцию в Казахстан и Белоруссию. Сейчас заинтересованы в выходе на европейский и азиатский рынки. Поэтому вся информация, озвученная на семинаре, оказалась для нас полезной и весьма кстати. 

Ольга РУДЕНКО,

начальник отдела экономики и внешних связей ООО «Мэджик Кристалл»:

«На нашу продукцию сертификат в Европе пока не нужен»

Наша продукция – а мы производим кварцевые генераторы и резонаторы и активно работаем на мировом рынке  — пока может продаваться в Европе без сертификатов. Но никогда не будет лишним владеть информацией. Много полезного узнала на семинаре Александра ЛЬВА, буду иметь в виду на случай изменения требований на европейском рынке.

Максим КУТОВОЙ,

менеджер ООО «Эволюция»:

«Александр ЛЕВ подсказал, как сэкономить приличную сумму»

— В ходе семинара Александр ЛЕВ подсказал, как сэкономить при выходе на рынки Европы приличную сумму. Очень много он приводил примеров из практики, было очевидно, что он знает, о чем говорит. Для нас эта информация – хороший задел на будущее. Мы начинаем производство игрового оборудования лазертаг, пока планируем поставлять продукцию в том числе и в страны СНГ. В дальнейшем надеемся выйти и на европейский рынок.

Дмитрий КЛЫПИН,

директор ООО «Точная электроника»:

«Подход к сертификации в Европе кардинально отличается от российского»

— Было интересно узнать, что подход к сертификации в Европе кардинально отличается от российского. На европейском рынке в большинстве случаев достаточно задекларировать соответствие продукции требованиям безопасности и можно начинать реализацию, параллельно занимаясь сертификацией, на тот случай, если заинтересуются наличием документов органы контроля и надзора. У нас же наоборот: наличие сертификата в ряде отраслей – строгое требование. Так что для себя сделал вывод, что в Европе идут навстречу бизнесменам в чем-то. Для нас эти вопросы тоже вскоре станут актуальны – сейчас у нас заканчиваются опытно-конструкторские работы, в феврале приступим к клиническим испытаниям продукции, а затем и к сертификации.  Думаю, к концу 2014 года мы наладим серийное производство наших кардиомониторов.

 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2013/oktyabr/41/66222