Ресторан, первый предложивший омичам суши отказался от японской кухни

Дата публикации: 30 октября 2013

Омские суши-бары и суши-доставки, условия их работы и особенности бизнеса

 

Первые суши в Омске

Знакомство омичей с суши началось 11 лет назад с открытия ресторана «Сенкевич»,  входящего в  группу компаний «Музыка и кино». «Когда мы только открылись, было следующее зонирование: первый этаж – Восток, второй этаж – классический европейский зал и небольшой суши-бар, — делится воспоминаниями управляющий компании Наталья ЗАЦМАН. — С первого дня у нас был богатый ассортимент суши и роллов. Принимали новшество жители нашего города хорошо, им нравилось, что это был отдельный зал, привлекала подача блюд в традиционном японском стиле. За барной стойкой стоял повар суши, людям интересно было наблюдать за его работой».

Сегодня суши в ресторане «Сенкевич» вы не найдете, «комнату» с заморским лакомством сменил ВИП-зал на восемь посадочных мест. «В мае ткущего года  мы убрали японскую кухню, теперь заведение позиционирует себя как ресторан с европейскими блюдами», — поясняет ЗАЦМАН. Можно предположить, что причины отказа «Сенкевича» от суши связаны со слишком  массовым его представлением в Омске. Член совета директоров компании «Музыка и кино» Павел ЩЕЛКОНОГОВ пояснил, что в связи с появлением специализированных суши-заведений, оборот стал меньше, так всем понятно, что суши надо есть там, где его много продается, а значит,  издержки на поддержание  продуктов свежими (а качество — это принципиальная позиция «Сенкевича»)  превысили в ресторане экономически целесообразные: «Подсчитали – невыгодно». С тем же связан отказ от суши и ресторана «Гранд-Летур» в прошлом году.

В Омске псевдояпонских заведений  стало  уже много. Вплоть до того, что в недавно открытом ТЦ «Европа» в Нефтяниках  представлены сразу две точки: суши-кафе Mado и  бар «Экспресс-суши». А всего таких «Экспрессов» в Омске   открыто восемь штук, плюс суши-кафе этой сети в ТЦ «Омский».

«Старички» в отрасли

«Суши-Терра» в Омске — это четыре ресторана и служба доставки, все они входят в состав одного из крупнейших ресторанных холдингов в Сибири «Терра» (сейчас ему принадлежат 28 ресторанов японской кухни «Суши-Терра», 8 кофеен «Кофе-Терра» и 2 трактира «Ё-моё»). «Это было коллективное решение руководства компании внедряться в ваш город наряду с другими регионами (Кемерово, Красноярском, Самарой). Дела идут в Омске хорошо, за последний календарный год открыли здесь две новые точки и еще ищем помещение под новую в Нефтяниках, но открытие будет в следующем году», — делится планами коммерческий директор новосибирского холдинга Дмитрий КЛОК. К слову, первое заведение «Суши-Терра» в нашем городе было открыто в 2003 году на Ленина, 14. Средний чек заведения – 530 рублей.

«Планета Суши» — сетевой проект московской компании «Росинтер Ресторантс Холдинг». Управляет ресторанными сетями под собственными ключевыми брендами «IL Патио» (итальянская кухня) и «Планета Суши» (японская кухня), а также развивает международные бренды на основе франчайзинга T.G.I.Friday’s (американская кухня) и Costa Coffee (кофейни). Первое заведение «Планета Суши» в Омске открылось в 2004 году, сейчас их  три. На проспекте Маркса зал на 80 мест, на Гагарина – на 70, в СТЦ «Мега» – на 40 (по данным справочника «2ГИС»). В меню – блюда японской и европейской кухонь. Средний чек – 500 рублей.

Zeбры

Первое заведение сети появилось  19 декабря 2006 года на первом этаже развлекательного центра «Атлантида». «Zeбры» сегодня – это восемь суши-баров в Омске и по одному филиалу в Новосибирске и Тюмени плюс доставка. Сеть эта аффилирована с депутатом Законодательного собрания Владимиром СЕДЕЛЬНИКОВЫМ. «Мы — лидеры рынка. Доминируем и в секторе доставки японской кухни, и среди суши-баров. Наши заведения пользуются популярностью, они модные, в них приятно посидеть, пообщаться с друзьями, покушать хорошую еду», — анализирует деятельность компании руководитель отдела маркетинга и рекламы Елена  СУРОВЕЦ. Все точки фирмы располагаются на центральных магистралях города вблизи  торговых комплексов, кинотеатров, развлекательных центров.  Кстати, если сравнить цены в суши-барах «Zeбры» в разных городах, то омские  приятно удивляют: порция «Калифорнии» новосибирцам обойдется (согласно сайту) в 320 рублей, тюменцам – в 300, омичам – в 280. «Все блюда готовятся из свежайших морепродуктов, которые каждый день доставляются в Омск специально для сети суши-баров "Zебры"», — говорится на официальном сайте компании.

Посетителей у нас много, больше тысячи в день (на восемь точек), — сообщает руководитель отдела маркетинга и рекламы компании. — Большая часть из них – постоянные гости, мы беспрерывно работаем над сохранением и увеличением клиентской базы. Что касается количества заказов по доставке, «коммерческую тайну» Елена Николаевна не выдала, но, услышав число в 4 тысячи в месяц у ближайших конкурентов, таинственно протянула: «У нас больше». «Мы планируем расширяться, иначе – никак, но пока конкретных дат нет», — подытожила она. Кстати, популярностью заведения пытаются пользоваться и мошенники: «Внимание! Опасайтесь обмана и подделки! На улицах нашего города злоумышленники продают карты с изображением роллов номиналам 1000 рублей, утверждая, что они участвуют в акции сети суши-баров "Зебры".  Не поддавайтесь обману, данные карты недействительны!» — однажды появилось объявление на все том же официальном сайте сети суши-баров.

 

Котэй

Суши-бар «Котэй» открылся 12 июля 2012 года. Директор – Татьяна ЕМЕЛЬЯНОВА, владелец – Валерия СЕДЕЛЬНИКОВА. Здесь можно отведать около 30 видов роллов. «Самая недорогая порция – это ролл «Каппа маки» (огурец, кунжут, рис, нори; цена – 70 рублей). У нас есть и наборы, названия их соответствуют названиям городов в Японии, — говорит менеджер заведения Павел АРТЕМЬЕВ.- Если говорить о процентном соотношении роллы/суши, другие блюда, то положение дел такое: 60% приходится на роллы/суши, 20% — на напитки, 20% – салаты, горячие блюда, закуски, пиццы, пасты».

В день у нас бывает по 100-120 посетителей; примерно половина из них – постоянные гости, больше – девушек от 20 до 35 лет. Часто приходят пары с детьми, люди пенсионного возраста, — делится наблюдениями Павел Александрович. — Мы находимся (суши-бар располагается по адресу: пр. Мира, 16) по соседству с несколькими вузами, студенты часто заходят к нам перекусить.  Сейчас в суши-баре «Котэй» работают четыре повара, два сушиста, шесть официантов, два бармена, четыре мойщицы, два менеджера и шеф-повар.

 

Полмешка риса в день

FASTWOK – это два кафе и служба доставки. Компания создана 1 августа 2011 года. Директор – Сергей  ВЕРЕЩАГИН. Всего здесь работают около сорока человек, на доставке – десять. «Изначально мы открыли доставку и два кафе китайской еды в коробочках (концепцию подсмотрели в Москве, это направление в столице начинало набирать обороты). При открытии была проведена серьезная рекламная кампания, но продукт для омичей был совершенно новый, его сложно было ввести в культуру, тяжело разрекламировать, — рассказывает менеджер по развитию фирмы Ирина ВЕРЕЩАГИНА. — Именно поэтому через четыре месяца работы мы добавили в меню суши и роллы. Так как японская кухня в нашем городе довольно-таки популярна, мы решили это использовать и пошли от обратного, стали рекламировать японскую и китайскую еду: клиенты, которые заказывали у нас роллы, попутно пробовали и воки». Сейчас в меню FASTWOK 51 вид роллов и 9 видов суши-сетов (наборов). Есть суши для тех, кто постится (без рыбы и сыра), есть роллы с огурцом, авокадо, популярен «Ясай ролл» из овощей. Имеется бизнес-ланч. Заказы по роллам и вокам, по словам руководства, распределяются 50/50.

У Сергея Сергеевича  любовь к кулинарии с детства, по образованию он повар, работал в известных ресторанах Москвы и Мурманска, всегда мечтал открыть собственный бизнес. За исключением классических ("Филадельфия", "Калифорния", "Дракон", "Москва" и маки-роллы) все рецепты составлены руководителем компании, — делится менеджер по развитию. — Названия всех фирменных роллов – фантазийные. Мы решили продолжить традицию называть роллы городами/штатами США, так появились в нашем меню «Гавайи», «Флорида», «Канзас», «Огайо». Кстати, за сутки у нас уходит примерно полмешка риса.

Мы проводим акции для наших клиентов, они это любят. Акционные блюда пользуются большим спросом. Из постоянных предложений – «WOK-BOX» (это набор со скидкой), «Первым дозвонившимся — блюдо в подарок», «Угадай силуэт", «Стихи», часть из них проводится в группе «ВКонтакте», — рассказывает Ирина ВЕРЕЩАГИНА. — Большая часть наших клиентов – это активная молодежь, 75% из них — это девушки. Более 85% клиентской базы – люди в возрасте от 18 до 30 лет. Спрос зависит от дня недели, в пятницу и выходные дни заказов значительно больше, чем в будни (хотя с понедельника по пятницу большой популярностью пользуются бизнес-ланчи). Для службы доставки количество заказов зависит от погоды и от времени года, зимой и весной  спрос больше, но сезонные перепады нам не  страшны, т.к. функционируют два кафе, в которых положение дел диаметрально противоположное.


"Фудзи"

"Фудзи" – это ресторан доставки суши. Владелица – Лола САТТАРОВА. «История бренда такова: Фудзи – это знаменитая гора Фудзияма (Фудзи – это название, яма – это с японского «гора»), которая встречает восход солнца. В нашем понимании это некая девочка по имени Фудзи, она олицетворяет вершину и наш бизнес, — рассказывает владелица бренда. — Первое заведение открылось в Красноярске (в 2006 году), второе – в Омске (спустя 2 года), третье – в Кемерово (по франчайзинговому пакету)». Паушальный взнос – 300 — 500 тысяч рублей, роялти – 2-4%, показатели зависят от того, в каком городе открывается точка, от наличия конкурентов (перед тем как подписать договор, делается тщательный анализ рынка). «В Красноярске и в Омске цены одинаковые. Кемерово немного отличается, у них другой рынок, это франчайзи, они имеют право», — говорит бизнес-леди.

В среднем в месяц в нашем городе у компании около 4 тысяч заказов. «Заказы у нас распределяются следующим образом: блюда японской кухни составляют 92%, горячее – 4% (японская, европейская и итальянская кухни), 4% — салаты, десерты и прочее, — анализирует работу Лола Маликовна. — Ассортимент  большой. Есть, кстати, ролл, который создан по моим вкусовым предпочтениям, а люблю я остренькое. Когда выходит новый каталог с нашей продукцией, каждая позиция проходит через мой «фейс-контроль». Качество проверяется ежедневно, пробую сама, пользуюсь услугами «тайного покупателя». Своего клиента руководство фирмы видит так: активные люди, у которых нет времени готовить, от 25 до 40 лет. «Наши заказчики отлично разбираются в еде. Новичков немного, максимум – 20%, среди них те, кому наскучила еда дома и в барах, приезжие и конкуренты, которые у нас что-то выискивают», — резюмирует женщина.

 

Для себя и не только

«Васаби» — это молодая компания, специализирующаяся на доставке суши и роллов. Дата создания – февраль 2013 года. Директор – Андрей  РУСИНОВ. «Я сам люблю суши, пробуя их в разных заведениях, стал замечать, что качество стало ухудшаться, наверное, производители стали больше экономить и хитрить, поэтому сам решил открыть свою точку и делать так, как нравится мне, — делится директор. — Хочу отметить, что мы не пошли простым путем, почти каждый рецепт изменен. Обычно происходит все так: собираем большую компанию друзей; делаем различные роллы, экспериментируем, меняем соотношение ингредиентов, добавляем новые позиции, пробуем разные соусы, используем рис разных производителей; после выбираем те, что вкуснее, их и пускаем в производство». По словам руководства, запустились они примерно за два месяца (оформление бумаг, организация производства, поиск  работников…). Сейчас здесь работает восемь человек: три повара, три доставщика, два оператора-кассира.

У нас на сайте есть вкладка «Салаты», но отдельно пока мы не реализуем их, сейчас только подбираем рецепты, зато на днях запустили бизнес-ланчи, салат и горячее обходится примерно в 150 рублей», — отмечает РУСИНОВ.- Доставка при заказе от 500 рублей в черте города – бесплатная. Если кто-то захочет поесть наши роллы в области, милости просим (за каждые 10 км за чертой города придется доплатить 100 рублей)».

Мы каждый день запускаем новые акции, так как сайт у нас еще на стадии разработки, лучше звонить, оператор проинформирует о предложениях подробно. Часто проводим розыгрыши, — говорит Андрей РУСИНОВ. — Пока бизнес не окупился, но мы уже планируем сделать несколько точек по городу, где бы готовили продукцию, тогда наши клиенты еще быстрее будут получать свой заказ.

 

СУШИ в Омске НЕТ?!

В России все рецепты суши и роллов адаптированные. Это уже давно не секрет, отмечают это и японские гуру, и российские магнаты, и омские владельцы суши-баров и доставок. «Я пробовал японские суши и роллы, мне не понравилось, все-таки у нас вкус отличается от японского. Мы берем рецепт и делаем его под себя», — говорит РУСИНОВ. «Любые роллы и суши Японии не содержат сыра. Российские – адаптированные, — подтверждает его  слова САТТАРОВА. — Но мы пошли навстречу любителям исконно японской кухни и сделали некоторые позиции строго по японским рецептам».

В центре России не может быть свежей сырой рыбы, например, из Норвегии. Даже та, что на прилавках магазинов, называется охлажденной, это уже размороженный продукт. Свежей сырой рыбой может быть только живая, — мнение Ирины ВЕРЕЩАГИНОЙ. — Насколько я знаю, в Японии традиционно из сырой рыбы готовят некоторые виды суши: нигири — комочек риса, покрытый тонким пластиком начинки, сашими — рыбная нарезка, а вот по поводу роллов  таких ограничений нет, может использоваться любая рыба. Так как в нашей компании не готовят суши, а только роллы, с использованием охлажденной малосольной рыбы, то думаю, что некоторые традиции японской кухни мы соблюдаем.

 

ФИЛАмания

Лицо любой компании в России – это роллы «Филадельфия» и «Калифорния». Во всех городах, в которых я бываю, захожу в местные суши-бары, пробую, смотрю, как они делают эти два вида продукции. Для меня это показатель, по соотношению лосося, риса, сыра можно сделать вывод о компании, не нарушает ли она пропорции, — делится мнением Лола САТТАРОВА («Фудзи»). — «Филадельфия» – это вообще самый популярный ролл в России, как это ни странно звучит. Незатейливое сочетание рыбы, сыра и риса покорило россиян.

Недавно мы выгружали статистику по популярности роллов за последние три месяца. Действительно, самые популярные роллы — это «Филадельфия» – 43% заказов. Следующие по популярности: «Дракон» – 10%, «Калифорния» – 5%, «Нежный с лососем» – 4%. Популярность всех остальных роллов примерно одинаковая и варьируется от 1 до 3%, — делится подсчетами Ирина ВЕРЕЩАГИНА (FASTWOK). — В нашей компании на все роллы одинаковая наценка, популярность ролла на этот коэффициент не влияет. Мы не накручиваем цену на «Филадельфию», потому что она самая востребованная. Никакого минуса от непопулярных рецептов мы не получаем, т.к. все они всегда готовятся исключительно под заказ, этим, кстати, можно объяснить широкий ассортимент у всех суши-баров и служб доставки, ограниченный – в магазинах/маркетах суши.

«Филадельфия» любима и самим руководством суши-баров, так, например, выделяет его из всего многообразия Елена СУРОВЕЦ («Zебры»). Бизнесмены пытаются разнообразить любимый вкус омичей, в «Фудзи» появилась «Премиум филадельфия» (стандартный состав с добавлением копчёного угря, помидора, зелёного лука), а в «Zебрах» — «Филадельфия» с авокадо.
 

Оптом дешевле

Практически каждая компания имеет в своем арсенале сформированные наборы роллов. В «Zебрах» их 10, в «Фудзи» — 12 (плюс один «Детский»), в «Васаби» — 1, в начале октября суши-сетами обзавелся «Суши-маркет».

Мы составляли наши суши-наборы исключительно для удобства клиентов. Их названия говорят сами за себя: «Сет на двоих», «Сет на троих», «Фила-сет», «Теплый сет» и другие. При этом в каждый набор входят все популярные роллы: «Филадельфия», «Калифорния», «Дракон», остальные  добавлены исходя из названия сета, — поясняет ВЕРЕЩАГИНА. — Хочу отметить, что менее популярные роллы  не менее вкусные, просто в них нет классического состава.

Большинство наших наборов призвано раскрыть палитру вкуса японской кухни. Но есть сеты, которые созданы по просьбе клиентов, например «Филадельфия», которая включает в себя несколько разновидностей этого популярного рецепта, — резюмирует владелица «Фудзи». — Наборы клиентам брать выгодней, они экономят 7-10% денежных средств.

 

 

Успеть за 180 минут

Суши и роллы – блюда особые, чтобы действительно насладиться вкусом, мало приобрести продукт, нужно успеть еще и съесть его вовремя. «Согласно действующему СанПиН 2.3.2.1324-03 "Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов" срок годности изделий с рыбой без термической обработки – 3 часа на открытой раздаче или 12 часов при температуре от -2 до +2 С. Для каждого вида ролла разрабатываются ТУ, в которых в зависимости от продуктов, входящих в состав ролла, определены сроки хранения», — делится Ирина ВЕРЕЩАГИНА. Шеф-повар суши-бара «Котэй» уверен, что суши и роллы нужно есть сразу: «В некоторых заведениях приготовят блюда, а потом они лежат на солнце полдня, это неправильно, даже если в холодильнике их держать, вкус потеряется».

Я считаю, что суши нужно съесть в течение трех часов после их приготовления. Это условие мало людей соблюдает, культура еды суши в Омске не сформирована. Клиенты мне иногда говорят, мол, мы заказываем побольше, чтобы с утра позавтракать роллами; меня это коробит, мне даже обидно, что мои друзья едят продукт с потерянными вкусовыми качествами, — мнение Лолы САТТАРОВОЙ. — Просроченный продукт, кстати, выдает запах, он же выдаст ошибку приготовления, например, если переборщили с уксусом.

 

Поставщики и наценка

Наши поставщики привозят нам продукты из Владивостока, Норвегии, Германии, Китая, Сингапура, Кореи и Японии. Перебоев у нас никогда не было, — рассказывает Лола САТТАРОВА. «Мы вначале работали с омскими поставщиками, с которыми работает большинство производителей суши Омска. Минус – продукты там хранятся долгое время, себестоимость, конечно же, блюда получается ниже, а вот вкус страдает. Поэтому мы пошли иным путем, закупаем ингредиенты в «Ленте» и «Метро», прибыль страдает, зато вкусно, — делится РУСИНОВ. — Если суши делать самим, выйдет дороже. Вы же не можете купить 20 грамм одного продукта, 20 – другого. Да, все продукты останутся, но, так как каждый день не будешь делать роллы, ингредиенты испортятся.

— Цены на все блюда устанавливаются с учетом себестоимости и фиксированного процента наценки, в которую заложены все дополнительные расходы: аренда, зарплата, ГСМ, налоги и т.д. По ценам на популярные роллы ориентируемся и на цены конкурентов, стараемся делать более выгодные предложения, чем среднерыночные показатели, — говорит ВЕРЕЩАГИНА. — Последнее изменение цен в нашей компании было в начале года, связано оно было с внутренней политикой компании. Мы периодически смотрим статистику изменения себестоимости блюд, но стараемся менять цены только под влиянием действительно весомых факторов. На сезонные повышения цен не реагируем.

Поднялись цены и в суши-баре «Котэй», по словам менеджера, за год полноценный обед подорожал на 20-30 рублей. «Мы полтора года не поднимали цены, но в новом декабрьском буклете повышение будет (на 5-10 рублей  позиция), я вынуждена это сделать, ведь ингредиенты подорожали примерно на 50%», — информирует САТТАРОВА.

 

Теплота рук и никакого мошенничества

Существует японская притча. По ней готовить суши и роллы должны только мужчины, якобы у женщин температура ладошек ниже, поэтому рис у них хуже склеивается в комочки, — рассказывает шеф-повар суши-бара «Котэй» Владимир КОРЕНЕВ. — У нас все сушисты – мужчины, мы не руководствовались этой байкой, но как-то так подобрался коллектив. Сам я отучился в колледже на повара, а роллы научился делать на производстве. В нашем городе нет специальных школ, где подготавливали бы сушистов.

Омские девушки крутят роллы не хуже любого японца! У нас повара и мужчины, и женщины. Не слышал, что где-то в Омске есть учебное заведение, где учат суши-мастеров, — делится наблюдениями РУСИНОВ. — К нам ни разу не устраивался человек, у которого была бы корочка об образовании в этом направлении. Изначально мы брали поваров с опытом, они после обучали поваров без опыта. Вот такая цепочка!

У нас работает 50 человек. Поваров мы обучаем сами. Предпочитаем брать людей без опыта работы, т.к. переучить сложнее, чем научить. Мы нашли свою команду, текучки у нас нет, — говорит владелица «Фудзи». — Нам предлагали установить суши-роботов, которые сами делают роллы, но мы отказались. Я считаю, готовить нужно руками, с душой, ведь от этого зависит вкус еды.

 По словам представителей сети суши-баров «Zебры», их повара постоянно проходят курсы повышения квалификации, шеф-повар посещает различные мастер-классы, а после обучает подчиненных.

 

«Химики»

— Суши делаются из скоропортящихся продуктов. Некоторые компании, заметив, что продукт портится, начинают "химичить": лосось замачивают в уксусных составах, маринуют его, но душок все равно остается. Если вы заметили, что купленные вами суши имеют какой-то непонятный окрас или запах, не рискуйте здоровьем, откажитесь от них, — советует владелица «Фудзи».

Суши можно приготовить разными способами. Чтобы они хранились дольше, добавляются консерванты (если их не использовать, срок хранения всего 3 часа), благодаря которым они могут храниться сутки и дольше, продукт нормальный и съедобный, но чем больше примесей, тем он вредней, — делится РУСИНОВ. — По этой причине, кстати, мы даже не рассматривали такое направление бизнеса, как производство суши для супермаркетов. Лично я бы не рекомендовал их есть, в них нет пользы. Если нет возможности воспользоваться доставкой или сходить в суши-бар, возьмите кусок мяса и пожарьте, а не травите себя химией. Согласна с ним и Лола САТТАРОВА: «Меня удивляют суши, которые можно найти на полках магазинов, их еще нужно разогреть в микроволновой печи перед употреблением. Это уже не суши! Я себя уважаю, я бы никогда не стала есть такой продукт». Для супермаркетов, например, изготавливает продукцию фирма «Хорошики», но о своей работе руководство данной компании поведать отказалось. 

 

Сколько вешать в граммах?

 «Суши-Маркет» вполне можно отнести к новой для Омска отрасли суши-индустрии. Сейчас компания состоит из 14 точек (плюс доставка), все они представляют собой небольшие павильоны, располагающиеся в крупных торговых комплексах, здесь их  готовят, здесь их и продают; в некоторых из них (например, на «Голубом огоньке») имеются небольшие посадочные зоны. Цена – рекордно низкая. 19 рублей  за один ролл «Филадельфия» весом в 32 грамма (порция из восьми – 152 рубля, при средней стоимости в нашем городе – в 250; это не учитывая акционные блюда, в той же службе доставки «Фудзи» по акции как-то можно было купить порцию за те же 150 рублей).

  — Японская еда – она сбалансирована, там четкое распределение процентов на ингредиенты. На нашем омском рынке появилось много точек вблизи супермаркетов. Они поставили очень низкие цены, — говорит владелица «Фудзи». — В их продуктах огромное количество риса, мало лосося и сыра. Когда увеличивается количество риса и за счет этого размер ролла, внешне это ролл, но это не японский ролл, качества, которыми наслаждаться бы, не сохранились. Потребитель не понимает, что он платит за рис. Руководство же «Суши-Маркета» показателями соотношения риса, сыра и рыбы решило не делиться с общественностью. Тем не менее очереди возле таких точек внушительные, да и до службы доставки дозвониться с первого раза практически невозможно. Спрос есть!

 

Хорошо там, где нас нет

Омск – это крупнейший сибирский город, поэтому мы решили внедряться в него, — говорит владелица суши-доставки «Фудзи» Лола САТТАРОВА (компания работает в Омске, Красноярске и Кемерове). — Клиентская база в Омске у нас почти 20 тысяч, в Красноярске – 40, в Кемерове – 20. Легче вести бизнес в последних двух названных городах. Во-первых, омичи – неплатежеспособный народ. Во-вторых, чувствуется здесь культура казахских традиций, люди любят шашлыки и шаурму; тонкость японской кухни не узнана в полной степени.

Андрей РУСИНОВ также считает, что в некоторых других городах работать интересней: «Люди в той же Тюмени чаще себе могут позволить суши, процент продаж там больше. Зато и конкуренция выше, в Новосибирске, к примеру, рынок насыщенней. В Омске много доставок, но рынок еще ждет новых игроков. Предприятия здесь настолько мелкие, что рынок нельзя назвать перенасыщенным, гигантов с большой клиентской базой мало».

 -Отрасль сильно изменилась. Еще два года назад, к примеру, в Красноярске мы держали 60% рынка, сейчас меньше, пришлось поделить этот «пирог» с другими доставками, сейчас их там 127. В Омске аналогичная ситуация, еще недавно суши-доставки можно было пересчитать по пальцам одной руки, сейчас их несколько десятков, — мнение САТТАРОВОЙ.

Юлия Думанова



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2013/oktyabr/41/restoran-pervyy-predlozhivshiy-omicham-sushi-otkazalsya-ot-yaponskoy-kuhni