Виктор НАЗАРОВ, губернатор, председатель правительства Омской области: «Мне хочется все делать быстро, но это все идет так медленно, как будто проворачиваешь механические гигантские колеса с гирями»

Дата публикации: 25 сентября 2013

В пятницу, 20 сентября, на «кухонных посиделках» в редакции газеты «Коммерческие вести» побывал губернатор, председатель правительства Омской области Виктор НАЗАРОВ. Он ответил на многочисленные вопросы любопытных журналистов «КВ». Большую часть этих ответов мы представляем читателям.

— Виктор Иванович, на каком этапе сегодня объединение омских ГРО под крылом Газпрома?

-   Как оказалось, скрестить ежа и ужа – процесс трудоемкий. Цель такого объединения – безопасность газопроводов, единая техническая служба по их обслуживанию и единые тарифы.  Но прежде чем объединить, необходимо оценить, что складывается  в котел. У той же компании «Омскгазстройэксплуатация» часть сетей в собственности, часть — в аренде, а часть — на обслуживании. Всего у них около четырех тысяч километров сетей, которые необходимо привести в соответствие даже только для требований оценки. Уже есть две оценки Омскгазстройэксплуатции: по активам (имуществу) – это два — два с половиной миллиарда рублей и по рентабельности бизнеса – ее предлагает осуществлять Газпром, -  там  800-900 млн руб. без семи ГРС, которые учитывались в оценке по активам. Причина такой разницы в  том, что сети практически все идут по сельской местности, где нет производства. Сети окупаемы,  когда есть большой объем транспорта, и  потребители   — юридические лица. А почти все сети Омскгазстройэксплуатации несут социальную нагрузку – доставка газа сельскому населению. Поэтому мы настаиваем на оценке по активам. Урегулирование этого процесса  и затормозило объединение.  Во время последнего заседания по этому вопросу в Межрегионгазе у СЕЛЕЗНЕВА мы договорились посмотреть такой формат: часть активов в 700-800 млн рублей станут вкладом в  акционерное общество. А на разницу от двух миллиардов они готовы нам построить внутрипоселковые газопроводы.. Сегодня система взаимоотношений между регионами и Газпромом строится согласно  плану-графику синхронизации. В этом плане у нас стоят  два газопровода:  в Москаленский район и дополнительный на дистанции  Тюкалинск — Называевск. Это межпоселковые газопроводы большого диаметра, которые строятся в основном за счет Газпрома. Для того чтобы они заработали,  необходимо делать, как говорят газовики, «солому» в селах – внутрипоселковые сети и отводы к домам. Но для сельского жителя цена  газификации слишком высока. И те деньги,  которые предполагается выручить от продажи Омскгазстройэксплуатации, мы хотели бы  вложить в газификацию села. Сначала мы планировали сделать акционирование на  базе Омскоблгаза, потому что он уже перешел в Газпром. Но сейчас появилась новая идея: создать новое АО и его наполнять акционерными обществами – Газстройэксплуатацией, Горгазом и т. д. Обсуждаются и другие варианты в соответствии с законом. По Омскгоргазу оценка произведена.  Конечно, Горгаз оценили по бизнесу значительно дороже. Потому что пропускная способность и объем подачи газа у них в разы больше, а сетей гораздо меньше: они находятся в облцентре, где платежеспособность  выше, плюс 400 предприятий и организаций, которые подключены к их трубе.

-    На этой неделе вышел на работу новый первый зампред правительства Вячеслав СИНЮГИН. Чем он будет заниматься?

-    Мы вчера вместе с ним прилетели из Москвы.

-    Он назначен со вчерашнего дня?

— С 17 сентября. СИНЮГИН будет вести экономику и жизнеобеспечение:  он будет курировать минэкономики, министерство транспорта и ЖКК, минимущество. А Юрий ГАМБУРГ  будет заниматься всеми социальными министерствами и внутренней политикой.  В рамках переформатирования правительства мы создаем в его подчинение Главное управление по внутренней политике. Знаете, меня удивило, когда ряд СМИ начали писать, что вот Сбербанк заходит на территорию Омской области, ставит своего СИНЮГИНА, чтобы контролировал правительство. Я сам предложил СИНЮГИНУ поработать в нашем правительстве и только потом переговорил с Германом ГРЕФОМ.  Вячеслав Юрьевич грамотный специалист, креативный, у него много идей, и, главное,  он хорошо понимает, что мы хотим сделать. Ведь не все до конца нас поняли со стратегией.  Вячеслав Юрьевич уже в Москве начал работать и уже побывал в ряде федеральных министерств.

-    Городок Нефтяников, в котором  достаточно возрастные жители, которые в свое время положили здоровье,  чтобы построить в Омске нефтезавод, сегодня  живут в мрачноватом полуразваленном кошмарного вида микрорайоне. Где, между прочим, находится университет и тот самый нефтезавод, как говорят, крупнейший в стране. Когда-нибудь хоть  маленькая идейка появлялась, чтобы совместно с  нефтезаводом, администрацией города Омска привести этот микрорайон в более-менее приличный вид? Потому что его облик – это просто стыд нашего города.

-    Для «Газпром нефти» важнейший фактор, необходимый для развития, – реконструкция омского завода, во что запланировано вложить большие средства до 2020 года. Чтобы была возможность выделять деньги на социальные проекты,  необходима высокая рентабельность продукции. Сегодня завод по 50 млн рублей в год вкладывает в  район, где живут работники, в том числе на спортивные и детские площадки.

-    Чистая прибыль "Газпромнефть-ОНПЗ" за 2012 год — 8 млрд рублей.

-    Мне не хотелось бы комментировать чью-то прибыль.  Но в рамках консолидированного бюджета они увеличили нам налоги на 2 млрд рублей, а общие отчисления от всех предприятий "Газпром нефти" в Омской области  за 2013 год будут около пяти миллиардов. Проблема в другом. В основном именно в Нефтяниках сосредоточены многоэтажные дома, остро требующие капитального ремонта. В этом направлении надо работать и активнее входить в федеральные  программы капитального ремонта.

-    Режим регенерации, о котором много говорили несколько лет назад, имел под собой какую-то основу?

-        По регенерации выдано земельных участков на  миллион кв. м. Они закреплены за разными юридическими лицами, бюджет не имеет отсюда практически ничего. Строят мало:  чтобы получить подключение к тепловым сетям, необходима схема теплоснабжения города Омска. А ее нет. Эту схему вместе с ТГК-11 заказали одному  проектному институту. Обещают выполнить к 25 декабря. Кроме того,  нет схемы электроснабжения и газификации города Омска. Я дал поручение, чтобы такие схемы в ближайшее время были разработаны.

-    Ваш рейтинг по одним показателям растет, по другим падает. Вы обращаете на это внимание?

-    Думаю, что омичам все равно, какой у меня рейтинг. Им важно, чтобы  было комфортно жить на той территории, за которую я  отвечаю.  Вот меня спрашивают: что сделано за год, почему у нас экономика не шагнула семимильными шагами? Как вы помните, в России лидер роста — Калужская область. Мы обсуждали с   губернатором АРТАМОНОВЫМ,  как и с чего он начинал. Зачем изобретать инвестиционный велосипед, если таковой уже есть в стране? Он сказал: когда я тянул сети в чистое поле – электроэнергию, газ, воду – меня называли не совсем...

-   ... вменяемым?

-    Примерно так. Практически три миллиарда рублей он отдал на развитие территории, взяв 200 гектаров, и начал тянуть туда сети. Сегодня там технопарк  промышленных предприятий. Но при этом, как он нам, губернаторам, сказал, нужно понимать: чтобы  выйти на нулевую точку отчета по бюджету, где начнется отдача с учетом  привилегий и налоговых преференций, которые  даны этим предприятиям, чтобы они только зашли на территорию, прошло восемь лет.   Поэтому говорить, что у нас здесь завтра уже будет Эльдорадо, трудно. Когда мы были во Франции в Технополисе, который 40 лет работает и дает миллиард евро в бюджет страны, я спросил  директора — очень грамотный человек, очень много работал в России и знает у нас практически всех:   почему наше Сколково не дает такой отдачи? Он ответил: главная ошибка — это решение, что Сколково должно дать отдачу уже в течение года. Такого не бывает. Это нереально. Мы, говорит, в Технополисе, дали первый проект через четыре года с момента образования. У нас в Омской области действительно есть и проекты, по созданию того же технопарка,  но на другом основании — за счет якорных инвесторов, в том числе рассматриваем "Газпром нефть" с ее катализаторами,  отделение Академии наук с привлечением  технического университета – такой вот кластер. Но мне хочется все делать быстро, но это все идет так медленно, как будто проворачиваешь механические гигантские  колеса  с гирями, которые висят на них. Поэтому говорить о том, что сегодня шагнем, а завтра все сделаем, оснований нет. Не потому,  что мы не хотим, а потому,  что это такой процесс, который необходимо  ежедневно, не уставая,  двигать. Вы знаете, что федеральный бюджет на 5 — 10% будет урезан. Соответственно,  и мы у себя по бюджету вынуждены будем пойти по такому же пути.  В том числе для того, чтобы не наращивать долг, который сегодня у нас не мал. Пока мы держимся в законодательных рамках: заемные средства не должны превышать 50% от собственных доходов. Мы в этих рамках держимся. Но я понимаю, что мы будем обязаны выполнить указы президента России, и здесь не может возникать никаких сомнений.

-    Что ж, придется, наверное, стать в какой-то мере Матросовым и закрыть собой бюджетную амбразуру. Это было сверху расписано, что все регионы должны сократиться на 5%?

-    Пока мы просто знаем, что нам урежут федеральные целевые программы, в которых мы  предполагали участвовать.  Сегодня мы формируем эти госпрограммы с учетом  сокращения и в октябре предполагаем вынести бюджет на обсуждение в Законодательное собрание.

-    По 2014 году или по текущему?

-        По текущему мы уже сократили бюджет на 1 миллиард 100 миллионов рублей — от всех ГРБС (главные распорядители бюджетных средств)  пришлось срезать.  Сначала всем сказали дать предложения по сокращениям. Понятно, что  никто не дал. Все только кричат: вы что, да мы не можем! Поэтому пришлось волевым решением «с ножницами пройти». Но, для того чтобы пройти к концу года по бюджетным нормативам,  нам нужно еще около миллиарда рублей  срезать от всех программ. А  2014 год будет гораздо труднее. Уже сегодня в результате недополучения  налога на прибыль и акциза есть некоторый кассовый разрыв.

-        Что за снижение по акцизам? Ведь по полугодию первый замминистра финансов области  отчитывался в правительстве, и было сказано об увеличении поступлений акцизов по сравнению с тем же периодом прошлого года на 700 млн руб.

-    Есть план и факт. По плану мы для себя рассчитывали, что по акцизам  будет более значительный рост. Когда планировался бюджет, у нас была договоренность с предприятиями,  которые платят акцизы,  что они  увеличат объемы  производства, за счет этого увеличатся поступления в бюджет дополнительно на три миллиарда рублей по году. Но сегодня идет падение реализации  и производства подакцизных товаров. В частности,  по винно-водочным изделиям, потому что рынок заполняет казахстанская водка по 100 рублей, кроме того, в Омскую область активно идет казахстанское дизельное топливо – эшелонами, автовозами. И оно  на 3 – 4 рубля за литр дешевле. Надзорные органы ничего сделать с ними не могут: у них есть накладные, счета-фактуры – они заходят с документами спокойно – теперь ведь единое таможенное пространство. А что касается проблем с их качеством, то штраф за продажу некачественной  продукции невелик.

-    С 1 октября увеличивается базовый оклад, от которого выстраиваются зарплаты всех областных чиновников. На сколько увеличатся расходы по фонду оплаты труда?

-    Мы хотели таким образом простимулировать  персонал, который делает всю черновую работу и который получает не так много. Если оценить в целом по году, увеличение расходов на зарплату составит 200 млн рублей.

-    Прибавка?

-    Да. Но это при том штате,  который был на момент принятия решения – полгода назад.  К сегодняшнему дню мы переформатировали министерства, и сумма, возможно, несколько изменилась.

-    Как обстоят дела с теми сокращениями чиновничьего аппарата, которые в 2013 году согласно указу еще Леонида  ПОЛЕЖАЕВА должны были быть осуществлены  на 20%?

-    Наверное, смысл не в сокращении как таковом, нужно ведь сокращать по тому функционалу,  который необходим и который  закладывается для достижения цели. То переформатирование,  которое мы сделали за год с небольшим, уменьшило аппарат на 512 человек. И еще есть резервы. Думаю, что к концу года мы завершим эту работу.

-    Но, может быть,  эти сокращенные чиновники переходят в фонд капитального ремонта, в фонд «Жилище» — в бюджетные организации, работники которых формально уже  не числятся чиновниками, но на самом деле ими являются. А общее количество служащих остается неизменным.

-    Если они действительно хорошие работники, по каким-то причинам попали под сокращение, перешли в бюджетное учреждение и там принесут пользу, думаю, это нормальный процесс. Здесь идет естественный отбор. Может, кто-то и перешел. Но и там тоже есть четкий функционал. Если в течение года они не выполнят  задачи, какие мы для них определили, мы будем и там смотреть: для чего мы набрали туда людей и для чего они там работают. Мы создали фонд «Жилище», перед которым поставлена задача в следующем году построить 75 тысяч кв. м  жилья эконом-класса для бюджетников. Когда нас спрашивают: для чего вы насоздавали столько фондов, я отвечаю: посмотрите статистику по России. Это общая тенденция.  На мой взгляд, фонды – инструмент экономического развития территории. Та же корпорация развития: зачем она нужна, спрашивают нас. Но если приходит инвестор, то чиновник, зашитый своими должностными обязанностями, до конца не дорабатывает ту функцию, которую,  наверное,  должен делать: взять инвестора за руку и от начала  довести его до логического конца — запуска производства. Он никогда этого не сделает. Потому что у него есть текущая работа, другие должностные обязанности. А корпорация развития этим должна заниматься.

-    Но чиновника минэкономики как-то можно отследить и проконтролировать, его доходы ежегодно публикуются в открытых источниках, а специалистов фонда проконтролировать будет куда  сложнее. Будет ли публиковаться отчетность: сколько человек в конкретном фонде  работает, что фонд сделал за год, какие финансовые объемы через него прошли.

-    Фонды на сто процентов учреждены областью, там работают попечительские советы, в которые входят министры, обязанные отслеживать расходы каждого фонда, руководитель фонда ежемесячно отчитывается перед советом. 

-    Что будет с Федоровкой: будем строить или нет?

-    У нас есть понимание, что мы не должны получить в итоге еще одно метро: то есть не навесить его на бюджет области. Есть государственная политика: аэропорты не должны находиться в черте города. Второе: есть понимание,  что территория, которую занимает аэропорт Центральный, в будущем может быть площадкой для строительства жилья   в Омске. Но при этом есть понимание:  чтобы Омск развивался за горизонтом ближайших 10 лет,  нам нужен аэропорт иного уровня.  Мы сегодня заказали Внешэкономбанку разработку стратегии  развития аэропорта Федоровка. Они взяли на проработку четыре месяца.

-    А как же 94 ФЗ?

-    Те деньги,  которые они хотят за разработку  стратегии, они смогут получить только с инвестора, который придет строить Федоровку.  Но ВЭБ на себя берет и поиск  инвесторов для строительства аэропорта. А по завершении будет объявлен конкурс.

-    Когда ВЭБ  начал разрабатывать стратегию?

-    Месяца два уже. Мы им дали три-четыре месяца на разработку стратегии и в следующем году будем объявлять конкурс на инвестора. Уже есть три потенциальных инвестора, готовых заходить, строить и потом управлять. И отбивать  деньги за счет управления аэропортовой деятельностью.

-    То есть не за счет территории существующего аэропорта?

-    Нет, мы планируем отдать Федоровку  в концессию на 19 лет. Мы сделали расчет,  за сколько можно окупить вложения: если в рамках концессии с учетом логистического транспортного узла.

-    Есть федеральная целевая программа, где было заложено на аэропорт Центральный более миллиарда рублей на 2013-2014 годы. Говорят,  Омская область отказалась от этих денег в связи с тем, что нет смысла развивать Центральный, когда ставка делается на Федоровку. Так ли это?

-    Действительно,  в федеральной целевой программе по развитию аэропортовой деятельности  на  действующий омский аэропорт  было заложено 1,7 млрд рублей. Эта программа идет через Минтранс России. Их пока нет. Пока эту сумму Омской области  передвинули на 16-й год.

-    Как у вас складываются отношения с главами районов? В начале года  вы выходили с обращением к правоохранительным органам, чтобы те не обижали глав. Как сейчас с этим дела?

-    Чтобы не обижали, надо, наверное,  работать по закону — тогда, точно, никто не будет обижать. Мы действительно выходили с обращением, чтобы не кошмарили глав администраций. И сегодня уже на уровне президента и Правительства Российской Федерации было сказано о сокращении количества проверок:  дан такой посыл правоохранительным органам. И  действительно, произошло сокращение, выработан регламент согласования с прокурорскими работниками этих проверок. Но, как говорят главы, ситуация  не изменилась: «Мы постоянно чувствуем себя под колпаком правоохранительных органов».  Может быть, так и должно быть. Мое мнение, как человека государственного, надзор и контроль должен быть в силу того,  что ты занимаешь государственную должность, распоряжаешься бюджетными деньгами и ни у кого не должно быть посыла использовать их в недолжном направлении. У меня с главами отношения складываются нормальные,  все здравомыслящие главы понимают цели и задачи. К сожалению, не до конца у них хватает финансов, чтобы их выполнять, но тем не менее больше половины глав сегодня позитивно работают и заряжены под  стратегию,  которую мы определили для региона.

-    А меньшая половина?

-    А меньшая потихоньку отсеивается.  Мы не  всегда и не везде побеждаем. Не буду скрывать -  желание такое есть:  чтобы победили люди предсказуемые, которые  в сегодняшних экономических условиях готовы развивать район. Но если выигрывает человек из другой партии,  на которого мы не ориентировались, то, конечно же, скажем: если вы выиграли, идите в тренде, который мы сегодня определили для развития Омской области. Если же он не пойдет в  тренде,  будем реагировать в рамках закона. А то, что он например, будто бы коммунист, а мы его якобы зажимаем и денег не даем, это полнейший бред.

-    Вы имеете в виду МОТИЕНКО?

-    Любой глава. В том числе и МОТИЕНКО. Не есть цель посадить своего человека: главное  чтобы глава работал  на благо района.

-    Предполагается ли в сельском хозяйстве рост объемов производства? По зерну, мясу, молоку?

-    Помните, когда мы заходили в 2012 году, в области сразу произошло обрушение по двум параметрам — производству молока, потому что мы начали указывать в документах то стадо, которое есть на самом деле, а не то, которое  писалось в отчетности,  и по строительству домов, когда  дома, еще не построенные, числились среди введенных в эксплуатацию. Поэтому мы  по молоку и по поголовью дойного скота  в первом полугодии следующего года  выйдем на  цифры,  которые у нас были на начало периода.

-    Какого периода?

-    Когда мы начали работу и обрушили эти цифры. Что касается зерна, мы надеемся выйти на три миллиона тонн.

-    Говорят,  началась служебная проверка по руководителю РЭК Константину МАРЧЕНКО.

-    МАРЧЕНКО — человек, который всегда старается работать четко по закону. Если из федерального центра пришла методика рассчитать ОДН именно так, он и рассчитал.

-    Прокуратура же тоже действовала  в соответствии с законом.

-    Тоже. Но потом федеральный центр признал, что дал не совсем корректные расчеты.

-    Федеральный? Признал?!

-    Да. И нам сказали: что это вы взялись дословно исполнять, надо было с учетом местных реалий переформатировать. А вы взяли и сразу же все ввели. Сегодня прокуратура возбудила уголовное дело в отношении Константина МАРЧЕНКО. Раз дело было возбуждено, мы у себя тоже решили проверить деятельность РЭК:  правильно ли провел те действия, находясь на своей должности, и в соответствии ли с должностными инструкциями. Результат проверки мы озвучим.

-    После нас вы в ТЮЗ поедете. Будете обсуждать вопрос о концессии?

-    Мы едем обсуждать не этот формат. Я вообще хотел встретиться со всеми театральными творческими коллективами –  и с ТЮЗом, и с Ддамтеатром, и с музыкальным театром

-    И с "Авангардом"...

-    Да, сегодня еще и с «Авангардом» у нас встреча... Но раз мы задели этот формат — концессия,  я не вижу здесь ничего плохого. Учитывая скудность нашего бюджета, если зайдут инвесторы, которые скажут: отдайте нам часть площадей, которые мы надстроим и сделаем там детский развлекательный центр...  В концессии есть  четкое понимание:  если вы нарушили и вместо детского  комплекса построили там ресторан, концессия разрывается и все возвращается в область. Почему  этого боятся? Смотрите — в Питере строят по концессии, в Екатеринбурге строят по концессии. Ну, нет у нас денег отремонтировать ТЮЗ, ну, просто физически нет. То, что фигурировал проект – это было предложение только одного из концессионеров, который будет участвовать в конкурсе. На конкурсе могут  выступить и другие желающие. Когда сегодня в ТЮЗе вываливаются окна – это безопасность детей прежде всего.

-        Ходят слухи, что Юрий ГАМБУРГ одновременно возглавит и аппарат губернатора.

-        На сегодняшний день, возможно,  будет единый аппарат правительства Омской области, который будет курировать мой первый заместитель  Юрий Викторович.

-         На своей пресс-конференции проговорился министр ДИТЯТКОВСКИЙ,  что подал предложение  о возможности разделения своего министерства на два – труда и социального развития.

-    Он выходил с такой идеей. Но менять не будем.

-    Облигационный заем когда будет размещаться?

-    До конца года. Вопрос уже проработан. Конкурс проведен.

—    В  проекте реконструкции улицы Чокана ВАЛИХАНОВА  на улице мало деревьев. Сплошной гранит, ничего живого.

-    Вы видели только первый вариант проекта, сейчас дорабатываются еще несколько вариантов…  Так что, там, возможно, еще будут изменения.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2013/sentyabr/36/65495