Екатерина БОЛЬГЕРДТ, врач-ординатор кафедры акушерства и гинекологии № 2 Омской государственной медицинской академии: «Наша тест-система может легко встраиваться в существующую систему здравоохранения»

Дата публикации: 25 сентября 2013

23 мая подведены итоги программы «У.М.Н.И.К.-2013» (участник молодежного научно-инновационного конкурса) Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Экспертный совет отметил шестнадцать разработок молодых омских ученых, в ближайшее время каждый из них получит грант в размере 200 тысяч рублей. «Коммерческие вести» знакомят читателей с авторами наиболее интересных изобретений.

 

Врач-ординатор кафедры акушерства и гинекологии № 2 Омской государственной медицинской академии Екатерина БОЛЬГЕРДТ начала заниматься своим проектом еще будучи студенткой медакадемии и планировала только упростить для пациенток процесс обследования на рак шейки матки. Обернулось все в итоге победой в конкурсе «У.М.Н.И.К.-2013» и внедрением ее разработки в ряд медицинских учреждений. В чем суть проекта, она рассказала корреспонденту «КВ» Георгию ГОРШКОВУ.

 

— Екатерина, расскажите о своем изобретении.

 

— Наш проект называется «Разработка набора для цитологического скрининга и ранней диагностике рака шейки матки с использованием тест-систем».

В данный момент я являюсь ординатором кафедры акушерства и гинекологии № 2  медицинской академии.  Еще, будучи студенткой, чтобы быть ближе к выбранной специальности, решила заниматься научной работой по гинекологии – проблемой рака шейки матки, и одним из этапов стало участие в конкурсе «У.М.Н.И.К.». Новизна проекта в том, что мы разработали комплексную сервис-услугу для женщин, проходящих рутинное обследование на рак шейки матки.

Наша тест-система представляет собой картонный конверт, в котором имеется два предметных стекла, спрей-фиксатор, а также визуализированная пошаговая инструкция по технике забора материала. После забора материала с шейки матки он переносится на эти стекла, фиксируется и упаковывается, при этом маркируются стекла, номер которых дублируется на упаковочном конверте, что уже предупреждает потерю и разрушение материала. В таком виде тест-система транспортируется в лабораторию, где материал окрашивается методом Папаниколау, после чего отправляется на исследование врачу патоморфологу для последующего медицинского заключения. Далее материал упаковывается и отправляется в архив, а выписанное заключение по материалу – врачу-клиницисту, который уже определяет дальнейшую тактику лечения либо дообследование пациентки. Таким образом, наша тест-система проходит все этапы от момента забора материала до его хранения.

 

— А как вообще проводятся обследования в этой области? В чем ваше отличие?

 

— В нашей стране нет четкой государственной программы скрининга на рак шейки матки, а прописаны лишь отдельные пункты. Так, материал забирается, переносится на стекло, но, например, очень часто используются стекла ненадлежащего качества, что в дальнейшем затрудняет микроскопическое исследование.  А транспортировка зачастую  происходит обычным заворачиванием  стекла в лист-направление, сопровождающий материал. Не факт, что такой материал не потеряется или не перепутается с другим, а стекло банально не разобьется. Все это нивелируется при использовании для транспортировки нашей тест-системы.

Кроме того мы разрабатываем спрей-фиксатор, который создаст лучшую фиксацию материала, предотвращая таким образом повреждение клеток при транспортировке, улучшая тем самым цитологическую картину. И все-таки мы позиционируем нашу тест-систему как сервис-услугу, то есть при желании пациентка может сама отвезти свой материал в лабораторию, сокращая тем самым период ожидания результата.

 

— Есть аналоги вашему проекту?

 

— При проведении патентного поиска мы выяснили, что прямого аналога не существует. Существуют отдельные планшеты лишь для транспортировки внутри медицинского учреждения. Бывает, что они рассчитаны на большее число стекол и сделаны из картона, но для дальнейшего хранения они не предназначены. А у нас получается индивидуальный конверт. Если сравнивать с зарубежными аналогами, то у них существуют контейнеры как для транспортировки, так и для долговременного хранения. Но выполнены они из пластика и гораздо превышают ценовую категорию, предлагаемую нами. Для оказания комплексных сервис-услуг они также не предназначены.

 

— Так вы уже запатентовали свое изобретение?

 

— Пока нет, это является нашей первостепенной задачей. Планируем патентовать не только как способ забора, но и как способ транспортировки и хранения.

 

— Где можно будет приобрести тест-систему?

 

— Как в самом медицинском учреждении (ее цена будет включена в стоимость исследования), так и в аптеках.

 

— Примерную стоимость уже рассчитывали?

 

— Мы спрашивали у врачей, какая цена была бы приемлемой для нашей тест-системы, и все называли цифру в 10 рублей. В принципе за счет недорогого расходного материала это вполне реально и, что немаловажно, прибыльно.

 

— Где-нибудь уже пробовали реализовать свой проект? Какая реакция была у врачей?

 

— Мы проводили пилотное исследование и получали положительные отзывы, докторам наше нововведение понравилось, и некоторые воспринимали это как ноу-хау. Они понимают, что с помощью таких простых нововведений можно значительно улучшить и упростить процедуру обследования.  Что касается непосредственного внедрения в практику, то в нашем городе есть медицинские учреждения, где уже тест-системы используются в практике.

 

— В каких именно медицинских учреждениях применяется ваша тест-система?

 

— Пока мы бы не хотели это разглашать.

 

— Вот вы часто говорите «мы». Сколько человек занимается этим проектом?

 

— В нашей команде 3 человека: доктор медицинских наук, профессор кафедры патологической анатомии Сергей Игоревич МОЗГОВОЙ, ассистент кафедры акушерства и гинекологии № 2, кандидат медицинских наук Оксана Вячеславовна ЛАЗАРЕВА и я — ординатор первого года кафедры акушерства и гинекологии № 2.

 

— Давно уже учитесь в ординатуре?

 

— Несколько недель (с сентября 2013 года)

 

— Как планируете потратить грант?

 

— Мы уже составили календарный план нашего проекта и по первому этапу уже отправили отчет.

 

— Какие исследования проводились на первом этапе?

 

— Мы сравнивали скрининговые программы, направленные на борьбу с раком шейки матки: какие еще есть способы в мире, что преобладает, что лучше. За рубежом имеются государственные программы скрининга рака шейки матки, в нашей стране — только отдельные пункты, определенные рекомендации, как действовать на том или ином этапе. Но надеемся, что с нашим комплексным подходом к проблеме рака шейки матки мы достигнем раннего диагностирования проблемы.

 

— В будущем, наверно, планируете изменить стандарты обследования в системе здравоохранения?

 

— Изменить стандарты не так-то просто, это решается на федеральном уровне, но удобство нашей тест-системы в том, что она может легко встраиваться в существующую систему здравоохранения. Да и к тому же не требуется специального обучения – достаточно будет визуализированной пошаговой инструкции, которая входит в состав тест-системы.

 

— Сколько времени уже занимаетесь исследованием?

 

— Этой разработкой мы начали заниматься два года назад. Я тогда еще была студенткой медицинской академии, и первоначальные планы были — только упростить процесс. Сначала использовали конверты, сделанные самостоятельно вручную из картонного материала. Затем у нас уже появились качественные типографские образцы. Периодически мы советуемся с врачами, учитываем их мнение по работе с тест-системой. Сейчас у нас уже накоплен внушительный архивный материал — и в ближайшее время мы планируем регистрацию базы данных.

 

— Не сомневались, что победите в конкурсе «У.М.Н.И.К.»?

 

— Мы уже не первый год участвовали. Первые два раза не увенчались успехом. Зато в последний чувствовали уже серьезную уверенность в победе, так как учли все замечания и мнения жюри. Также нам дала определенные советы директор по инновационным проектам в нашей медицинской академии Жанна Владимировна ГУДИНОВА. Мы к ней обращались с вопросом, как на презентации доходчивее донести до зрителей суть проекта, потому что медицинские проекты всегда более трудны для понимания.

 

— А за что жюри критиковало ваш проект?

 

— Поначалу у нас даже самого образца не было, наглядно разработку продемонстрировать мы не могли. Еще нас критиковали, что нет данных об эффективности. На последнем выступление мы уже представили макет нашей инновации, у нас  были данные по оценке эффективности, полученные в результате пилотного исследование.

 

Екатерина Андреевна родилась 5 декабря 1989 года в городе Петропавловске Республики Казахстане. С 1996-го по 2004 года училась в средней школе имени Сабита Муканова. В 2004 году перевелась в школу-гимназию имени Ивана Петровича Шухова. По окончании школы в 2007 году поступила в Омскую государственную медицинскую академию на специальность «Педиатрия». С 2013 года обучается в клинической ординатуре на кафедре акушерства и гинекологии № 2 Омской государственной медицинской академии.

 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2013/sentyabr/36/65505