Виталий ВОЛОДИН: Про жизнь за забором

Дата публикации: 25 сентября 2013

В нашумевшей книге географа Владимира КАГАНСКОГО «Как устроена Россия» есть замечательная глава под названием «Агорафобия в самой большой стране мира». Посвящена глава заборам и оградам, всенародная любовь к которым позволяет автору сделать вывод о том, что Россия стала страной внутренних границ. Государство и граждане едины, считает КАГАНСКИЙ, им нужно быть хорошо отделенными, защищенными и изолированными от посторонних, а огораживаться в России принято в меру собственного благосостояния, но всегда и везде — хоть на даче, хоть на кладбище.

Этот тезис вспомнился мне, когда я изучал список финалистов главного конкурса отечественных символов «Россия-10». Его сейчас принято упоминать исключительно в контексте некрасивого скандала с грозненской мечетью, однако анализ предпочтений аудитории дает возможность сделать и другие интересные выводы. Например, в числе десяти лидеров по числу набранных голосов оказалось сразу четыре кремля (не считая не участвующего главного забора страны – московского). А всего из тридцати финалистов массивные и надежные крепости в различных вариациях составляют почти треть. В то же время самый, пожалуй, очевидный и яркий символ открытости и простора в отечественной архитектуре – церковь Покрова на Нерли — не смог победить даже в региональном туре.

Можно было бы списать этот феномен на издержки организации конкурса, но примерно ту же самую аномалию вкусов можно наблюдать, когда российские туристы отправляются путешествовать по Европе. Здешние гиды, работающие с нашими, подтверждают — всем природным и ландшафтным красотам соотечественники предпочитают замки и башни. Панорамный вид на долину Саара, входящий в топ самых посещаемых немецких туристических аттракционов, безнадежно проигрывает в глазах руссо туристо любому, пусть даже новодельному замку. А если отправить среднестатистического путешественника в спальный пригород и потом спросить, что его там более всего поразило, то в девяти случаях из десяти первым будет не зелень и даже не ровный асфальт, а тотальное отсутствие даже номинальных намеков на заборы.

Конечно, надо понимать, что европейская жизнь без заборов (а часто даже без штор) – это такая же иллюзия, как и первое место мечети на конкурсе российских национальных символов. Просто каменные или деревянные ограды давно заменяет соседская солидарность — бдительность, если не сказать мнительность, по отношению к незнакомцам, а также аккуратно укрытые среди идиллических цветников системы видеонаблюдения. Но тем не менее европейцы, выбирая образы для банкнот евро все же определили в качестве транснациональных символов не стены и замки, а мосты.

С другой стороны, довольно досадно, что в числе победителей конкурса "Россия-10" не оказалось ни одного из Омска. Ведь у нас есть прекрасные и уникальные символы.

Например, Омская крепость.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2013/sentyabr/36/vitaliy-volodin-pro-zhizn-za-zaborom-