Ольга ИЛЮТИКОВА: «Компания "Милеком" проложила за свой счет оптоволокно на 1,2 млрд рублей во все муниципальные районы области»

Дата публикации: 02 апреля 2014

На кухне «КВ» мы встретились с начальником Главного управления информационных технологий и связи Омской области Ольгой ИЛЮТИКОВОЙ и поговорили об электронном документообороте, почте, инвестпроектах и многом другом. Ниже — все самое интересное из беседы.

— Ольга Викторовна, ваше управление – правопреемник министерства промышленной политики или это полностью новая организация?

Юридически мы являемся правопреемником. В министерстве был департамент связи и информационных технологий, который помимо проектов в отрасли связи  с 2010 года активно стал заниматься проектами и в области информационных технологий. У нас есть два удостоверяющих центра. На сегодняшний день нами выдано более 9 тысяч электронных подписей. С их помощью уже вся область работает по многим информационным системам, мы уже давно отказались от бумаг за счет автоматизации отдельных процессов. Ежегодно наш удостоверяющий центр выдает более 3 тысяч электронных подписей.

Кто сталкивался с аттестацией рабочих мест и помещений под удостоверяющий центр, получением лицензии УФСБ на шифрование и прочими процедурами, понимает, что аннулирование лицензий при ликвидации юридического лица и получении новых документов – это очень долгий процесс.  Примерно на полгода  могли бы остановиться  многие автоматизированные процессы, в том числе по исполнению бюджета. Например, в настоящее время в региональное министерство финансов от бюджетных учреждений, территориально расположенных в районах, в электронном виде поступают платежные поручения, контракты, акты выполненных работ.  И, конечно же, позволить остановить этот процесс правительство просто не могло.  Департамент в полном составе со всеми проектами перешел в Главное управление.

— То есть весь электронный документооборот проходит через вас?

— Наши удостоверяющие центры  обеспечивают  документам юридическую значимость.

— В конце прошлого года Виктор НАЗАРОВ во время «Диалога с губернатором» сказал, что со следующего месяца правительство полностью откажется от бумаги. Если честно, не верится!

Губернатор четко обозначил для нас задачу – повышение эффективности государственного управления за счет внедрения информационно-телекоммуникационных технологий. И в первую очередь обеспечить  перевод на электронный документооборот именно документооборот (входящей и исходящей корреспонденции) между органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Это было реализовано. В настоящее время между правительством области, органами власти и администрациями муниципальных районов  бумаги  «не ходят», конечно, кроме тех, которые определены законом: документы для служебного пользования, обращения граждан и др. Как бы мы ни хотели, в любом случае мы должны отвечать гражданину на бумаге — если только он не указал свой электронный адрес. То же самое касается запросов, которые присылают нам сторонние коммерческие организации. Все письма, запросы, ответы между органами власти– это все полностью переведено на документооборот с электронной подписью. Нашим удостоверяющим центром выданы  электронные подписи всем руководителям органов власти и лицам, наделенным правом первой подписи. Бюджету, при таком количестве электронных подписей, выгодно иметь собственный удостоверяющий центр. В коммерческом центре одна электронная подпись стоит до трех тысяч рублей. Если умножить эту сумму на 9 тысяч выданных подписей,  то получится значительная сумма  экономии для бюджета.

— Объясните неспециалистам, если обращаться в коммерческие структуры, то за одну электронную подпись нужно платить только при ее создании, один раз?

— Вы платите за период действия электронной подписи. Через год ее необходимо продлевать.

— На сайте сказано, что у вас 750 органов власти и бюджетных учреждений завязано в одну сеть. А как у вас дела обстоят с персональными данными? Это единая система или у каждого клиента  своя?

— Единая транспортная система – это каналы связи, посредством которой передаются документы. У нас действительно 750 участников увязаны в единую транспортную сеть. Взаимообмен между каждым из участников защищен средствами шифрования, VIPNet-координаторы стоят у каждого органа власти. Любая информация, которая ходит по нашей сети, передается в шифрованном виде. Есть системы, которые хранятся у нас на серверах, есть системы, которые находятся у органов власти. У нас, например, находится региональная  система межведомственного взаимодействия. Это система, посредством которой осуществляется взаимодействие региональных и муниципальных органов с федеральными органами, например, когда к нам обращается гражданин за услугой, а нам со своей стороны необходимо удостовериться, что у него, допустим, нет задолженностей по налогам или его ИНН – подлинный,  мы запрашиваем по нему справку в налоговой инспекции. 

— Областной архив входит в вашу структуру?

— Нами обеспечивается его подключение к мультисервисной сети.

-Вся информация, которая хранится в архиве, оцифрована?

— Оцифровано еще не все, но есть утвержденный график, по которому они планомерно работают. По оцифровке документов и справок они являются одними из лидеров в РФ. С большой проблемой архив столкнулся, например, при переводе в электронную форму свидетельств о рождении. В разные годы были  различные правила нумерации свидетельств.  Есть и  другие проблемы, но они достойно с ними справляются, и это исключительно их заслуга.

— Как у вас происходит информационное взаимодействие с городской властью? Они имеют какое-то подключение к вашей системе или это односторонний шлюз? Городские организации в уже упомянутые 750 не входят?

— Нет, городские организации не входят в 750 абонентов нашей сети. Мы считаем абонентов  сети, которых обслуживаем самостоятельно. В администрации города  есть управление информационных технологий, свою сеть они содержат самостоятельно. Две сети имеют интеграцию между собой, обмен осуществляется также по шифрованным каналам.

— В каких сельских муниципалитетах вы содержите сети?

— Мы подключаем все администрации муниципалитетов  к мультисервисной сети с целью  обмена документами между информационными  системами. В рамках мультисервисной сети они могут передать в любой орган или, наоборот, запросить информацию в электронном виде,  которая нужна для оказания услуг гражданам. В настоящее время к мультисервисной сети подключено 100% администраций районов и более 70% администраций поселений.

— Ваша сеть вроде бы позиционируется и как единая точка доступа в Интернет, и как система межведомственного взаимодействия. Скольким из 750 организаций доступно и то, и другое?

 Мультисервисная сеть действительно является единой точкой доступа в сеть Интернет для органов власти, что позволяет достаточно прилично экономить средства бюджета. Во-вторых, это единая точка доступа для всех, в  том числе и для муниципалитетов, к системе межведомственного взаимодействия. Мы, как оператор системы межведомственного взаимодействия, предоставляем доступ   к федеральной системе  межведомственного взаимодействия, к которой, в свою очередь, подключены все федеральные органы: налоговая служба, пенсионный фонд,  миграционная служба, УВД и другие.

— Расскажу о последнем скандальном случае. Когда социолог ДРЯГИН судился с бывшим руководителем ГУПТР ТКАЧУКОМ, выяснилось, что выход в Интернет со всех компьютеров правительства Омской области происходит через сервер министерства промышленности, а точнее, вашей структуры. То есть, какой бы человек в правительстве ни вошел в Интернет, будет показано, что это кто-то из вашего управления.

— Мы – орган власти, который отвечает за создание единой инфраструктуры. И конечно же, наши серверы являются единой точкой выхода в Интернет для всех органов власти. Но здесь нужно учитывать еще и временной фактор. В случае, о котором вы вспомнили, запрос касался августа 2012 года. Дело в том, что мы не храним информацию за такой продолжительный период времени. По текущему регламенту мы храним данные только за 3 месяца, причем именно с целью разбора конфликтных ситуаций.

К каким сайтам чиновникам закрыт доступ?

— Стандартный набор — сайты, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

— А социальные сети?

Если я выхожу в социальную сеть, то должна понимать, зачем выхожу туда в рабочее время. Есть уполномоченные сотрудники для размещения информации о деятельности органов власти в социальных сетях. Например, где лучше рассказывать молодым людям, которые не смотрят телевизор и не читают газет, об интересных событиях, как не во «ВКонтакте»? Для этого заводится специальный аккаунт органа власти, и размещать на нем информацию – это чья-то обязанность, работа. А если вы сидите весь рабочий день в социальных сетях, то это, наверное, уже вопрос руководителя к вам как к работнику. И не имеет значения, сотрудник вы органа власти или коммерческой структуры.

— Возвращаясь к переводу правительства на электронный документооборот, дополнительные финансовые средства на это выделялись?

Нет. Все это было сделано силами специалистов Главного управления.

— Почта ведь тоже входит в зону вашего пригляда. У вас в задачах прописана такая штука – «меры по сокращению эксплуатационных расходов». Как вы можете на это повлиять? Как вы вообще с почтой взаимодействуете и чего нам в этой области ждать?

Начну с последнего. Сегодня Минкомсвязь России  ставит перед Почтой России задачу сделать предприятие современным, эффективным, оказывающим качественные услуги населению. Правительством РФ одобрены основные положения разработанной стратегии развития Почты России, и мы, конечно же, ждем больших перемен.

Что мы делаем? Как региональный орган мы должны  контролировать  доступность услуг связи для населения, в том числе и почтовых.  Нами согласовываются  режимы работы почтовых отделений, осуществляем  контроль  их работы.  Проблемы в отрасли есть.  Это и низкая заработная плата большая текучесть кадров, особенно среди  почтальонов. Труд это очень тяжелый. Носить с собой по несколько  кг почты,  да еще несколько  связок  ключей от подъездов, или разносить почту в частном секторе, где почти в каждом дворе  собака... Осмелюсь назвать этот труд неблагодарным. Для разрешения проблем взаимодействуем  с центрами занятости, главами районов,  с управляющими компаниями, департаментом городского хозяйства.

— Трудности понятны, но все же как вы можете повлиять на снижение эксплуатационных расходов почты?

— Новые технологии. Внедрение новых продуктов, дополнительных услуг на базе почтовых отделений.  Это и развитие банковского бизнеса, и возможность оказания государственных услуг, обеспечение прямых розничных поставок продукции от производителей до конечных потребителей.

 

— То есть вы можете повлиять на зону их дохода, а не на снижение расходов?

— Конечно, но внедрение новых технологий и услуг как раз и позволяет  снизить расходы на содержание.  

 — Главное управление упомянуто в двух из 42 инвестиционных проектов Омской области. Расскажите, что это за проекты?

— Первый  — это  строительство волоконно-оптических линий связи до всех районных центров Омской области. Губернатор четко обозначил задачу по улучшению качества жизни населения области за счет создания благоустроенной среды проживания. Эта же задача указана и в Стратегии развития области. Между правительством Омской области и ООО «Милеком» в 2013 году подписано соглашение о сотрудничестве, в рамках которого компанией для строительства линий связи на территории области привлечено более 1,2 миллиарда рублей собственных средств. В общей сложности протяженность линий связи на территории области составляет более 3 000 км. Самое важное в этом проекте, что  «оптика» доведена до северных районов (Усть-Ишим, Тевриз, Большие Уки), которые до настоящего момента были на медных каналах связи.

— Сколько же там стоит один мегабайт? Как они отбивают свои вложения?

— Плата – стандартная, как везде. Цены не отличаются от Одесского или Полтавского района, где сети были проложены раньше. ООО «Милеком» – это магистральный оператор, который предоставляет оптику в аренду операторам связи, а те,  в свою очередь, оказывают услуги населению на большей скорости. Скорость  доступа к сети сейчас может достигать   10 Гбит/с.  Некоторые учреждения района уже сейчас  работают  на скорости  10 Мбит/с.

— Работы уже закончены?

— Буквально 14 марта прошло последнее, торжественное  сваривание оптоволокна.  Строительство волоконно-оптических линий связи позволит сотовым операторам  повысить качество оказания услуг связи населению, обеспечит конкуренцию на рынке услуг связи, создаст условия роста для предпринимателей района.

— А что за инвестиционный проект с «Искрой»?

— Этот проект также направлен на развитие услуг связи и интересен тем, что он позволяет организовать предоставление  услуг связи в малонаселенных и удаленных пунктах.  В основе технического решения ОАО «Конструкторское Бюро «Искра» (г. Красноярск) заложена организация сетей по технологии Wi-Fi, соединенных с сетью Интернет спутниковыми каналами  с применением станций спутниковой связи VSAT. Технология позволяет организовать доступ к сети Интернет со скоростью до 4 Мбит/с.

— КБ за свои средства устанавливает станции?

— Да, компания  устанавливает станцию за свои средства, если находит не менее восьми клиентов.

— Клиентом считается любой человек с сотовым телефоном?

— Любой гражданин, но эта технология позволяет организовать телефонную сеть связи общего пользования.

— И много таких станций уже установлено?

Мы запустили пилотный проект и уже протестировали на четырех поселениях Горьковского района – там, где существуют  проблемы со связью и доступом в Интернет.

 — Насколько я знаю, в прошлом году ваше ведомство вело переговоры с сотовыми операторами по той же проблематике. Вы уже о чем-то с ними договорились?

— Действительно, в малонаселенном пункте, если там проживает, например, менее ста человек, оператору нерентабельно строить  антенно-мачтовые  сооружения, срок окупаемости проекта может составлять  более ста лет. Оборудование Конструкторского Бюро «Искра» — это как раз тот вариант, когда есть возможность обеспечить население малонаселенных пунктов услугами связи.

— Сколько нужно платить за эти услуги?

— Абонентская плата за стационарный телефон – 660 рублей в месяц. Конечно же, по сравнению с  безлимитным тарифным планом  ОАО «Ростелеком» это дороже, но это позволяет жителям иметь связь с внешним миром.  

— Допустим, в деревне живет пять бабок. Внучок, который живет в городе, решил своей бабушке позвонить.  Раньше можно было через почтовое отделение отправить бабушке телеграмму, она ее получала и шла на почту разговаривать по телефону. А как сейчас все это будет происходить?

— Проект тем и уникален, что там, где устанавливается базовая станция, там  устанавливается и терминал, на который можно позвонить как на стационарный телефон.

— Но это ведь пока только пилот. А сейчас как бабушке позвонить?

— В отделениях  почтовой  связи  установлены  универсальные таксофоны.

— Но, наверное, не во всех поселениях есть почтовые пункты. Какой смысл  почте между этими пятью старушками разводить госуслуги и все прочее?

 Именно поэтому губернатором и обозначена задача  создать комфортные условия для жизни и работы на всей территории области, обеспечить всем равные условия доступа к государственным услугам. Омская область занимает лидирующие позиции  в СФО по доступности  услуг связи. На сегодняшний день  более 98% населения Омской области имеют доступ к сетям сотовой связи. В то же время есть населенные пункты, в которых отсутствует широкополосный доступ в Интернет. Минкомсвязь России совместно  с операторами связи разрабатывает план развития ШПД  для населенных пунктов, где проживает свыше 250 человек.  Нами проведен анализ по всей Омской области, в каких населенных пунктах с населением 250 человек отсутствует ШПД, а значит, эти населенные пункты должны быть включены в общий план развития.

— Значит, сотовые операторы должны взять на себя поселения с населением свыше 500 человек. Каким образом эта их обязанность будет прописана в законе? И какова будет их ответственность за ее невыполнение? Будет ли это влиять на выдачу или продление лицензий операторам, или будут какие-то другие рычаги?

— Сейчас как раз на уровне Федерации определяется размер и механизм финансирования строительства сетей связи.  План строительства будет учитывать представленные регионами данные. В докладе  Минкомсвязи говорится, что крупные операторы связи выразили готовность осуществлять подобные проекты. Для строительства в населенных пунктах от  500 до 10 тыс. жителей предлагается, что будут использоваться средства Фонда универсального обслуживания, куда все действующие в России операторы отчисляют 1,2% от своей выручки, и средства Ростелекома.

В частности, ОАО «Ростелеком» предполагает обеспечить современными услугами связи населенные пункты численностью  свыше 500  жителей за счет собственных средств компании.

 

— Значит, как минимум, компании большой четверки согласились на эти условия?

— Конечно, речь идет именно о том, что Минкомсвязь России  и представители большой четверки пришли к соглашению.

— А что за второй инвестиционный проект?

— Это строительство дата-центра.   Всем известный ЦОД – центр обработки данных. Такие центры построены уже во многих регионах, например, в Новосибирске их  четыре, по крайней мере было раньше, может, сейчас уже и больше. Это сосредоточение  серверного и коммутационного оборудования в одном специализированном помещении, которое обеспечивается системами кондиционирования, бесперебойного электроснабжения газового пожаротушения, охранно-пожарной сигнализацией, и др.

— Кто инвестор?

— Это частные инвестиции. Компания сейчас проводит оценку потребностей как бизнеса, так и органов власти в информационных сервисах. Анализ позволит обеспечить строительство ЦОД с учетом долгосрочной перспективы.  Можно ведь построить помещение размером в тысячу квадратных метров, разместить там порядка ста-двухсот стоек серверного оборудования, а потом окажется, что все это не востребовано.

— Но вы ведь сами говорите, что в Новосибирске таких центров уже четыре, и все работают.

— Да, но Новосибирск является столицей  СФО, этот город выполняет функции административного центра для 12 регионов Сибири. В данном случае  речь идет не столько о внутренней потребности города, сколько о сосредоточении в нем ресурсов для СФО. Там, например, расположен ЦОД ОАО «Ростелекома», оператора электронного правительства, в котором размещены ресурсы для всего СФО. 

— Вы часто сталкиваетесь с хакерскими атаками?

  — Если я скажу, что такого нет, то слукавлю. У нас стоит специальная система обнаружения вторжения атак, которая контролирует атаки на нашу сеть извне. Могу сказать, что специалистами регулярно фиксируются атаки.

— Но пока не удалось? Или удалось, но вы ликвидировали?

— Держать руку на пульсе приходиться постоянно.

— Спасибо, что пришли, Ольга Викторовна! Было приятно пообщаться!



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2014/aprel/-12/68837