Документ готовился более четырех лет. Специалисты называют его «жизненно важным для развития города».
26 марта в администрации Омска под председательством первого заместителя мэра Александра ПОПОВЦЕВА прошли публичные слушания, где были представлены два варианта развития городского теплоснабжения до 2027 года. Общая стоимость проекта по первому сценарию, который предполагает модернизацию существующих инженерных сетей, составляет более 30 млрд рублей. Второй вариант, более чем в два раза более затратный (около 70 млрд рублей), учитывает строительство в Омске новой теплоцентрали. По экономическим причинам проектировщики и инвесторы склоняются к реализации первого сценария.
Через месяц документ рассмотрит Минэнерго
Необходимость утверждения схемы теплоснабжения продиктована в первую очередь требованиями федерального правительства. Обязанность регионов, желающих участвовать в федеральных программах и получать субсидии, – подготовить этот документ в 2014 году. Утверждать схему будут специалисты Минэнерго РФ, после того как проведут соответствующую экспертизу.
Александр ПОПОВЦЕВ рассказал, что заказчиками схемы стали две главные теплоснабжающие организации Омска – Омский филиал ОАО «ТГК-11» и МП «Тепловая компания». Разработчиком проекта стало ОАО «Е4-СибКОТЭС».
Напомним, что разработка омской схемы теплоснабжения началась еще в 2009 году, однако из-за перемен в законодательстве и строительного кризиса от нее пришлось отказаться, как и от услуг предыдущего проектировщика.
— Когда мы начинали разрабатывать схему четыре года назад, были другие сценарные условия. Когда ситуация изменилась, прежний исполнитель растерялся и не смог пообещать закончить схему в установленные сроки. Теперь мы выходим на финишную прямую. После утверждения администрацией г. Омска документ поступит на окончательную экспертизу в Минэнерго, — пояснил директор Омского филиала ОАО «ТГК-11» Виктор ГААК.
Как сообщили в департаменте городского хозяйства омской мэрии, после утверждения схемы в федеральном ведомстве, она будет ежегодно корректироваться в соответствии с требованиями времени.
Техническая политика: реконструкция
Главный инженер «Е4-СибКОТЭС» Владимир ПУЛЬНЫЙ представил собравшимся схему, по которой энергоисточники города разбиты по 4 группам: собственность Омского филиала «ТГК-11» (ТЭЦ-3, ТЭЦ-4, ТЭЦ-5), 24 котельных МП «Тепловая компания», 39 котельных 28 ведомственных теплоснабжающих организаций, а также 101 котельная, принадлежащая 83 ведомственным производственным организациям. Мощность источников «ТГК-11» в теплоснабжении города по проекту составит 53,7%, «Тепловой компании» – 5,4%. Общая протяженность сетей составит 1 600 км.
Схемой теплоснабжения предполагается снизить удельные показатели на отопление зданий в соответствии с требованиями энергоэффективности (по многоэтажной застройке – с 39,2 ккал/ч на кв. м в 2011 году до 27,7 ккал/ч на кв. в 2020 году, по коммерческой застройке – с 54,2 (2011) до 32,6 (2020). В проекте были учтены прогнозы на увеличение застройки в Омске, основную долю которой (97%) составляют многоквартирные жилые дома. Перспективный прирост строительного спроса планируется закрыть за счет существующего резерва тепловой мощности действующих источников. Треть общего резерва приходится на Омские ТЭЦ, в первую очередь ТЭЦ-4.
Разработка стратегии теплоснабжения города, которая должна обеспечить надежность и безопасность энергоснабжения при обеспечении недискриминационного доступа к услугам, велась с соблюдением ряда условий. Это использование существующих резервов за счет расширения зон действия ТЭЦ, приоритет угольной генерации в комбинированной выработке электрической и тепловой энергии и приоритет реконструкции и модернизации существующего оборудования перед новым строительством.
Сценарий на 30 млрд
Данным сценарием развития теплоснабжения предлагается закрыть котельные, принадлежащие ОАО «Омский речной порт», МП «Тепловая компания» по ул. 4-я Северная.ю 180, ОАО «Сатурн», ФКУ ИК-3 УФСИН России по Омской области. Целесообразным также считается переключить на ТЭЦ-5 часть потребителей котельных ПО «Иртыш», ПО «Полет» (территории «О» и «Г») и ООО «Омсктехуглерод».
Общие капитальные затраты на реализацию схемы оцениваются в 13 млрд 374 млн рублей. Почти 9 млрд рублей планируется потратить до 2017 года, чуть менее 4 млрд – с 2018-го по 2022 год, а оставшиеся 500 млн рублей – в оставшийся период до 2027 года. Затраты распределены по источникам в следующем порядке: ТЭЦ-3 – 4 242 млн, ТЭЦ-4 – 2 359 млн, ТЭЦ—5 – 4 367 млн, ООО «Теплогенерирующий комплекс» — 601 млн, ООО «Омстехуглерод» — 754 млн, МП «Тепловая компания» — 134 млн рублей.
На проекты по развитию теплоснабжения за весь период будет потрачено порядка 17 млрд рублей: с 2013-го по 2017 год — 3, 72 млрд рублей, с 2018-го по 2022 год – 9, 15 млрд, с 2023-го по 2028 год – 4 млрд рублей.
Реализация всего проекта, таким образом, обойдется инвесторам в 30 млрд рублей.
Альтернатива на 70 млрд
В середине своего доклада главный инженер проекта упомянул о наличии двух сценариев развития теплоснабжения Омска. В первом прописано развитие системы теплоснабжения за счет имеющихся теплоисточников и строительства теплотрассы от ТЭЦ-4 на ЛБИ через Иртыш в зоны перспективного роста тепловой нагрузки и теплотрассы от ТЭЦ-4 до Южного и Западного луча от ТЭЦ-3.
Второй сценарий предполагает строительство нового источника комбинированной выработки энергии — ТЭЦ-6 с переводом КРК в пиковый режим. Вопрос строительства ТЭЦ-6, вокруг которого уже сломано немало копий, стоит с советских времен. И как утверждают разработчики, он не закрыт, но, вслед за метро, отложен из-за отсутствия ресурсов на дорогие решения. В городе есть резерв тепловой мощности на действующих источниках и передать его дешевле, чем строить ТЭЦ с нуля.
Комментарии
Виктор ГААК, директор Омского филиала ОАО «ТГК-11»:
Схема теплоснабжения разрабатывалась с учетом ситуации, фактически сложившейся на текущий момент. С точки зрения экономической целесообразности предпочтительнее выглядит первый сценарий, поскольку он обеспечен заявками инвесторов, предлагающих варианты снабжения потребителей теплом. Это не значит, что ситуация и сценарные условия не изменятся, например, к 2018 -2020 году. Схема будет актуализироваться постоянно, в ней может найти место любой другой вариант развития событий.
Игорь МИХАЙЛОВ, директор департамента городского хозяйства администрации Омска:
— Схема теплоснабжения необходима для того, чтобы наши сетевые организации могли разрабатывать в соответствии с ней свои инвестиционные программы, предоставлять их в регулирующие органы, тем самым обеспечивать утверждение тарифов на подключение. Все это направлено в первую очередь на то, чтобы город развивался. У нас строятся новые микрорайоны, к которым необходимо прокладывать коммунальную инфраструктуру. Застройщикам эта схема необходима в первую очередь. Хочу отметить, что на тарифах на теплоснабжение для населения это никак не скажется. Речь идет только о тарифах на подключение.
Владимир ТУХВАТУЛИН, директор МП «Тепловая компания»:
— Схема теплоснабжения – жизненно необходимый документ, который позволяет развиваться городу комплексно. Отсутствие такой схемы вызывает много проблем для предприятий теплоэнергетики. Как руководитель «Тепловой компании», я могу сказать, что из-за того, что у нас нет перспективного плана развития, мы не можем сформировать и защитить инвестпрограмму, а ведь именно это дает возможность нормально организовать работу по развитию собственных источников, сетей, устранить проблемы с подключением.