Омским маршруткам пытаются подкрутить гайки

Дата публикации: 09 апреля 2014

Олег ОСИНСКИЙ считает, что безопасным городской транспорт может сделать только федеральный закон

 

2 апреля депутаты горсовета обсудили судьбу омских перевозчиков. Директор департамента транспорта Омска Олег ОСИНСКИЙ предложил внести изменения в действующие правила допуска частников к работе в общественном транспорте. По мнению самого чиновника, несмотря на принимаемые городом решения, ситуация по-настоящему не изменится в лучшую сторону, пока не будет принят федеральный закон о запрете конкуренции в сфере пассажирских перевозок.

Меняют условия конкурсов

Проектом решения, озвученным Олегом ОСИНСКИМ, изменяется процедура подачи заявки на конкурс и заключения договора с муниципалитетом. Срок предоставления документов для заключения договора с перевозчиком увеличивается с 20 до 30 дней, а список документов, прилагаемых к заявке, уточняется. Помимо прочего, в него предлагается включить справку об отсутствии у предпринимателя задолженностей по налогам и прочим обязательным платежам.

Новыми правилами объявляется, что один участник может подать всего одну заявку по муниципальному лоту, заявив транспортные средства в количестве, не превышающем 10% от объема, указанного в конкурсной документации. При оценке заявки не будут учитываться следующие транспортные средства: уже победившие в конкурсе, указанные в ранее заключенных с департаментом транспорта договорах, не представленные к осмотру, и те, в отношении которых были представлены недостоверные сведения. Кроме того, в категорию отказников вошли единицы транспорта, заявленные сразу несколькими перевозчиками.

— Мы сталкивались с тем, что одну машину указывали несколько перевозчиков. Мы здесь предусмотрели, что, если собственник не определится, то мы эту машину убираем у обоих перевозчиков, — объяснил Олег ОСИНСКИЙ.

При наличии в заявке лишних транспортных средств комиссия получает право (и обязанность) выбирать лучшие из них. При этом департамент транспорта планирует осуществлять осмотр машин до объявления победителей конкурса.

В соответствии с этими же поправками перевозчики получают дополнительные обязательства по договорам в том числе о предоставлении ежеквартальной отчетности о количестве работающих транспортных средств, пройденном километраже и перевезенных пассажирах. Если владелец транспортных средств малой или средней вместимости принимает решение о замене автопарка, он должен поставить на маршрут машины того же года или более поздних лет выпуска.

В связи с появлением в Омске китайских автобусов вместимостью от 50 до 79 мест Олег ОСИНСКИЙ предложил добавить в правила перевозок промежуточную категорию транспорта. С собственниками таких машин департамент транспорта желает заключать договор на 8 лет. С "Газелями" соглашение планируется подписывать на 3 года, с автомобилями средней вместимости — на 6 лет, а  более чем с 80-местными автобусами договор остается десятилетним.

Социальное достояние нерентабельно

— На сегодня не разыграно порядка 20 маршрутов, и их количество увеличится, потому что мы убираем муниципальный транспорт с маршрутов, и они высвобождаются, — рассказал депутатам директор департамента транспорта. -Желающие, конечно, могут в них участвовать, но желающих не появится. У нас на самом деле перевозчики сейчас отказываются от ряда маршрутов, потому что они нерентабельны. Ситуация сложилась очень интересная в нашем городе. Мы очень долгое время занимались вместе с вами оптимизацией маршрутной сети. Наши жители просили открыть маршруты из точки А в точки  BC, D, и мы открывали их, продавливали это... И дошли до того, что в нашем городе сегодня 254 маршрута. В Казани — 96, в Красноярске — 86, в Тюмени — 100, в Новосибирске — 154, в Томске — 48... Это просто безумие, если мы и дальше пойдем по этому пути. Мы все равно всех не удовлетворим.

Олег ОСИНСКИЙ убежден, что в городе-миллионнике должны быть пересадочные узлы, а вот маршруты необходимо сократить, чтобы уменьшить конкуренцию.

— К сожалению, в нашем государстве нет запрета на конкуренцию в пассажирском транспорте, хотя в цивилизованных странах он есть. ВУЧИК сказал, что в США этот закон был принят в 1920 году, — пересказал чиновник слова американского профессора-урбаниста. -Какая может быть конкуренция?! Это опасно! У нас эта конкуренция есть, поэтому вчера три "газели" попали в ДТП  и 9 человек на больничной койке оказались — только за один день. Никто об этом не говорит, потому что у нас ментальность, наверное, немножко другая.

Глава департамента надеется, что в 2014 году аналогичный западным федеральный закон все же будет принят в России.

Депутат Валерий КОКОРИН, в целом поддержавший предлагаемый городом проект решения, категорически не согласен с Олегом ОСИНСКИМ в оценке многообразия омских маршрутов.

— Это наше социальное достояние, это удобство наших людей, — заявил депутат. — Понятно, что это вам экономически невыгодно, но это социальное достояние нашего города. Не надо лишать даже в мыслях нас этого достояния!

— Если мы и снимаем машины, то с маршрутной сети эти маршруты не убираем, они остаются. Любой желающий может участвовать в конкурсе, выиграть его и работать на этом маршруте. Но время сейчас таково, что экономика управляет этим процессом, объяснил чиновник.

Платят налоги на 20%

О необходимости ужесточить требования по оснащенности транспортных средств системой ГЛОНАСС заявил депутат Александр ИВАНОВ. По его мнению, маршруток без ГЛОНАСС в Омске вообще быть не должно.

Сегодня мы по определенным  признакам можем расторгнуть договоры хоть со всеми, но они продолжат ездить, как они в течение трех лет ездили до 2013 года — без договоров. Федеральный закон сегодня говорит: получил лицензию – можешь ездить. Все, что придумали на местном уровне, не отвечает федеральным законам, — сказал на это Олег ОСИНСКИЙ.

Он понимает, что сейчас маршрутчикам невыгодно оснащаться системой ГЛОНАСС, так как они становятся прозрачны в том числе для налоговой службы, у которой до сих пор нет возможности доказать, что неплательщики действительно работают. Тем не менее администрация, по словам чиновника, постепенно вводит частников в правовое поле. «Да, они намного меньше налогов платят от необходимого, но уже вдвое больше, чем в 2012 году. Осталось дождаться закона, который в Госдуме застрял», — говорит глава департамента.

Депутат Юрий ФЕДОТОВ выступил за ужесточение финансового контроля над перевозчиками. В настоящий момент, по его оценкам, они отчитываются не более чем за 20% своего транспорта. С соответствующим предложением он предложил обратиться к мэру Вячеславу ДВОРАКОВСКОМУ. «Наши  муниципальные предприятия работают в одних условиях, частные перевозчики – в других. Это неправильно», — уверен Юрий ФЕДОТОВ. Согласно озвученным на комитете данным в минувшем году муниципальные автотранспортные предприятия принесли в бюджет города 562 млн рублей, в то время как частные – всего 10 млн. При этом на тех и других приходится равное количество пассажиров.

Депутаты приняли проект решения к рассмотрению. После тщательной доработки в конце весенней сессии они к нему вернутся.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2014/aprel/-13/omskim-marshrutkam-pytayutsya-podkrutit-gayki