Обращение Союза предпринимателей к губернатору НАЗАРОВУ В. И. и председателю Законодательного собрания ВАРНАВСКОМУ В. А
Уважаемые Виктор Иванович и Владимир Алексеевич!
2 апреля Президент РФ подписал Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Поправки, внесенные в Налоговый кодекс, вводят дополнительную обязанность для организаций, плательщиков упрощенной системы налогообложения (УСН) и единого налога на вмененный доход (ЕНВД), по уплате налога на имущество организаций с объектов недвижимости, налоговая база по которым определяется как их кадастровая, а не балансовая стоимость.
Эксперты нашей организации убеждены, что подобные действия приведут к дополнительным изъятиям с малого и среднего предпринимательства области в размере более 2 млрд рублей, что суммарно увеличит их налоговые отчисления более чем на 100% в сравнении с 2013 годом.
Кроме этого, процедура оценки кадастровой стоимости недвижимости вызывает множество вопросов у предпринимателей в основном по причине несовершенства и непрозрачности существующей методики оценки; действие новой кадастровой оценки в Омской области еще не опробовано, основная масса предпринимателей-владельцев капитальных объектов не знает о предстоящем вступлении ее в силу.
Под удар попадают и те предприниматели, которые арендуют помещения, поскольку неминуемо повысится плата за аренду. Отдельно стоит обратить внимание на то, что поправки снизят активность по выкупу имущества в рамках № 159-ФЗ.
В соответствии со ст. 378.2 НК РФ (введена Федеральным законом от 02.11.2013 N 307-ФЗ) налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с п. 7 названной нормы уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ (в Омской области – министерство имущественных отношений) не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Также в текущем году должен быть принят закон Омской области, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Одновременное вступление в силу обоих вышеназванных федеральных законов грозит значительным ухудшением положения малого бизнеса, занятого в сфере потребительских рынков. Ситуация усугубляется негативной экономической конъюнктурой, нарастающими кризисными явлениями на рынке.
В целях смягчения процесса перехода к новому режиму налогообложения имущества предприятий малого и среднего бизнеса просим Вас при подготовке соответствующих нормативных актов учесть следующие наши предложения:
- При определении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, установить минимальную площадь для такого имущества как 1000 кв. м, тем самым исключив из сферы налогообложения действительно малый бизнес.
- При подготовке Закона Омской области, определяющего ставки налога на имущество организаций, с объектов недвижимости, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, установить такие ставки в пониженном размере в пределах, допускаемых НК РФ:
— в 2015 году – 0,5 процента,
— в 2016 году — 1 процент,
— в 2017 году и последующие годы — 2 процента.
Прекрасно осознавая бюджетные реалии области, тем не менее уверены, что такой подход приведет как к увеличению налоговых поступлений от субъектов малого и среднего бизнеса, так и максимально сохранит их численность как основу экономики региона.