В омском аэропорту «людей чуть многовато», но «они ведь не глупые»

Дата публикации: 16 апреля 2014

Предприятие, по мнению его гендиректора Виктора ТИТАРЕВА, губит неравномерность распределения рейсов и лишние сотрудники с большой зарплатой

 

10 апреля гендиректор ОАО «Омский аэропорт» Виктор ТИТАРЕВ провел пресс-конференцию, на которой подробно рассказал, насколько бессмысленно прошел 2013 год для аэропорта при прежнем руководстве, и поведал о собственных планах по повышению его прибыльности в ожидании строительства Омск-Федоровки.

Был бестолковый, стал толковый

В начале встречи с журналистами Виктор ТИТАРЕВ продемонстрировал слайды, на которых были представлены всевозможные физические и экономические итоги аэропорта Омск-Центральный за минувший год.

Оказалось, что новые рейсы из Омска, появившиеся в 2013 году, или сезонные, или чартерные, или эпизодические.

— К сожалению, регионалка, которая здесь представлена (Тюмень, Екатеринбург, Новосибирск),  эпизодическая. Это связано с тем, что компания «ИрАэро», которая этим занимается, летает на очень дорогих турбореактивных воздушных судах. Региональные перевозки можно развивать только на турбовинтовых машинах, — сказал Виктор ТИТАРЕВ.

Все региональные перевозки «ИрАэро», по его словам, рассчитывают на субсидирование, которое в любой момент может исчезнуть. «Нас это категорически не устраивает», — заявил г-н ТИТАРЕВ, отметив, что они готовы сотрудничать с тем же перевозчиком по другим направлениям.

Позже гендиректор Омского аэропорта представил собственное весенне-летнее расписание 2014 года, в котором появились новые рейсы в Москву (14 в неделю), Салехард (3), Якутск (1), Хабаровск (1), Ростов-на-Дону (1), Геленджик (1), Анапа (4), Сочи (4), Краснодар (2), Бугульма (2), Санкт-Петербург (7), Бишкек (2). Кроме того, компания Orenair запускает из Омска самолеты в Дюссельдорф (2), Ганновер (3), Мюнхен (1) и Варну (1). Греческая Astra Airlines два раза в неделю будет переправлять омичей в Салоники.

— Конечно,  рейсы зависят не от аэропорта, а от авиакомпании. Но в чем отличие толкового аэропорта от бестолкового? Ни одна авиакомпания не будет лазить в ста региональных аэропортах, изыскивая себе возможности. Мы должны их сами показать. Этим мы сейчас и занимаемся, — отдал себе должное Виктор ТИТАРЕВ.

В качестве положительного итога работы предыдущего директора новый отметил сокращение доли Москвы в перевозках (с 59% в 2012 году она уменьшилась до 53% в 2013-м). «Произошло это в связи со смещением транзитного пассажиропотока из московского узла в Стамбул. В Барселону, Рим и Египет люди стали летать через Турцию, а не через Москву. С Pegasusмы планируем развивать отношения», — доложил он.

Самый дорогой убыточный средний аэропорт

Особо г-н ТИТАРЕВ остановился на финансовых показателях предприятия прошлых лет. Согласно озвученным им данным, в 2013 году оборот ОАО «Омский аэропорт» — 2 млрд 35 млн рублей, чистая прибыль 237 млн рублей.

— Мы еще даже не запускали аудиты. Мы обязательно сделаем их по корпоративному мошенничеству, маркетинговый, коммерческий. Экспресс-анализ уже показывает совершенно удивительные вещи! – поделился новый руководитель.

Поясняя структуру чистой прибыли аэропорта в 2013 году, он рассказал, что 63,5 млн рублей в ней – это «ничем не обоснованная» прибыль от переоценки имущества, внесенного в уставный капитал дочернего ООО «ТЗК Омск (Центральный)» («У нас на балансе было 18 млн рублей, их оценили в 80»), 178 млн рублей – чистая прибыль от реализации ГСМ, а 4,5 млн рублей – убыток от аэропортовой и прочей деятельности.

— Если мы не берем реализацию реактивного топлива, то этот убыток сокращается, но на протяжении всей своей деятельности омский аэропорт остается убыточным, — говорит Виктор ТИТАРЕВ. -Особенно интересно сравнить эту цифру с ценами в нашем аэропорту.

Омский аэропорт, по оценкам его директора,  самый дорогой в стране. Обслуживание рейса обходится дороже только в Сургуте, и то всего на тысячу рублей. «Первое – мы самые убыточные, второе – мы самые дорогие», — заключил г-н ТИТАРЕВ.

По его мнению, одна из главных причин этого – распределение количества рейсов по часам в сутки. Так, 25 июня 2014 года с 4 до 8 утра  аэропорт обслужится 11 рейсов, во все остальное время – пять.

— Это означает, что у меня ресурсов – на обслуживание 66 рейсов в сутки, а по факту мы  обслуживаем 16, — говорит гендиректор предприятия. — Не нужно высшего образования, чтобы понять, что это означает то, что я своими ресурсами, наверное, не совсем правильно управляю. Это политика руководства предыдущего и предпредыдущего.

На той же пресс-конференции Виктор ТИТАРЕВ утверждал следующее:

— Какими бы ни были планы по развитию транспортного узла, который на самом деле может быть очень крупным, аэропорт наш – крепкий средний региональный аэропорт. Очевидно, что Екатеринбург и Новосибирск являются центрами крупных агломераций, в радиусе 500-600 верст от которых находятся населенные пункты с населением порядка 10 млн человек. Отличие Омской области в том, что самым крупным ее городом является город Омск с населением 1 млн 28 тысяч человек, а вторым по населению городом Омской области является город Тара с населением 28 тысяч человек. На самом деле это картина уникальная.

Хватило бы 750 сотрудников

Второй главной причиной неэффективности местного аэропорта он назвал переполненность штата. Демонстрируя плохой КПД работы омичей, он сравнил их с калининградцами (напомним, что калининградским аэропортом Храброво ТИТАРЕВ проруководил 4 месяца). В Омском аэропорту работают 1130 сотрудников и обслуживается почти миллион пассажиров, в то время как в калининградском на 885 сотрудников приходится почти полтора млн пассажиров.

— Мы обслуживаем в два раза меньше пассажиров и имеем работников на 35-40% больше. Чуть многовато у нас народу работает, чуть многовато, — считает глава Омского аэропорта.

Он не поленился сравнить зарплаты своих работников с тем, сколько получают их коллеги в Тюмени. Выяснилось, что у соседей водитель автомобиля в аэропорту получает зарплату на 4% выше средней по городу, в Омске – на 8%. Труд ведущего инженера СТО в Тюмени оплачивается на 18% выше рынка, у нас — на 22%. Виктор ТИТАРЕВ особо отметил, что специалист аппарата управления получает в Тюмени всего на 4% больше среднего, а в Омске – на все 45%. «Очевидно, что мы перегружены», — сделал он вывод. По оценкам гендиректора аэропорта, им вместо 1130 вполне хватило было и 750 сотрудников.

Аэропорт  не Сибзавод

— Конечно, коллектив достаточно напряженно встретил смену руководства, — признает Виктор ТИТАРЕВ. -Понятно, почему. В моей деятельности есть опыт Сибзавода, вы все об этом знаете. Там ситуация была совсем бедовая, честно говоря. Когда я пришел, там было 1780 человек, а когда уходил через пять лет – 420. И это было много. Но там и ситуация была другая: завод стоял, деятельности не было, мы начинали с нуля. В данной ситуации, слава богу, кое-какие финансовые запасы есть.

Новый руководитель аэропорта сказал, что, хоть затраты на персонал и являются главной статьей удельных затрат, уменьшать зарплату или производить массовые увольнения они себе позволить не могут.

— Мы понимаем, что если мы будем делать это волюнтаристски сверху, то  будем встречать ожесточенное сопротивление и большое количество писем и губернатору, и президенту, — сказал Виктор ТИТАРЕВ.

В таком случае Омский аэропорт планирует подписать коллективный договор с сотрудниками и сформировать у них систему мотивации на основе KPI (ключевых показателей эффективности).

— Люди, они ведь не глупые, — признает г-н ТИТАРЕВ. -Они ведь коллективным разумом обладают в общем и целом и понимают, что чем лучше будет предприятию, тем лучше будет им самим.

Что касается доходов, увеличивать их планируется за счет открытия новых рейсов, привлечения арендаторов и внедрения контроля за качеством обслуживания. Для последней цели новый гендиректор даже привез специалиста из Калининграда. С конца апреля он, видимо, станет 1131-м сотрудником Омского аэропорта, заняв должность директора по стратегии качества.

Своя атмосфера

Виктор ТИТАРЕВ рассказал, что в 2014 году они также собираются реконструировать зону выдачи багажа в международном секторе и увеличить число стоек регистрации пассажиров международных рейсов.

Гендиректор убежден, что омскому аэропорту не хватает своей атмосферы. Международную зону выдачи багажа, он полагает, следует обустроить так, чтобы каждый прилетевший в Омск сразу понял, где он находится. Этому, считает г-н ТИТАРЕВ, может помочь использование в оформлении терминала таких узнаваемых брендов, как драмтеатр, «Авангард», Достоевский или Колчак. Свои идеи по этому поводу он также попросил высказать омичей. 

Учитывая, что главной целью, в том числе своей, г-н ТИТАРЕВ считает строительство аэропорта Омск-Федоровка, он отметил: «Вполне возможно, что мы потратим довольно серьезные средства здесь, но только в том случае, что это будет добавочная стоимость либо в оборудование, которое можно взять и увезти, либо в универсальный объект. Например, грузовой терминал. А со специфическими вещами, такими, как теплая гаражная стоянка спецтранспорта, может быть, стоит подождать».



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2014/aprel/-14/v-omskom-aeroportulyudey-chut-mnogovato-no-oni-ved-ne-glupye