Владимир СТРУНИН: «Автономизация, на мой взгляд, приведет к постепенной деградации всех автономизированных факультетов»

Дата публикации: 23 апреля 2014

В пятницу, 18 апреля, ректор Омского государственного университета Владимир СТРУНИН на своей пресс-конференции рассказал о достижениях ОмГУ за 5 лет и планах по развитию вуза в случае его переизбрания 29 апреля на второй срок. Напомним, что конкуренцию ему составляют три кандидата — замдекана экономического факультета Роман СМЕЛИК, декан исторического факультета Алексей ЯКУБ и профессор кафедры теории и истории государства и права юридического факультета экс-первый заместитель председателя правительства Омской области Александр БУТАКОВ.

О достижениях

Я особо горжусь выполнением планов, инициированных еще 5 лет назад, до того как я вступил в должность ректора, в развитии коротких образовательных программ по профессиональной переподготовке и курсам по повышению квалификации. В стране в те времена их было не так много, но с каждым годом становилось понятно, что необходимость будет расти. Но выйти на запланированный уровень, мне кажется, еще не удалось, хотя в 2013 году мы получили впечатляющий финансовый результат — 45 млн рублей. То есть это 10 процентов от всех внебюджетных доходов университета. Но я надеялся, что удастся выйти на 100-120 млн рублей.

Образование через всю жизнь как системный подход по реализации государственной программы предполагает еще и использование высоких технологий. Например, дистанционное обучение. По этим позициям могу сказать, что университет находится в стране среди лидеров.

Об инноваторах

На базе межвузовского инкубатора сегодня развернуто уже 17 малых предприятий, то есть мы создали пояс инновационных компаний вокруг ОмГУ. По объему заработанных средств наблюдается рост до 42 млн рублей. И это с учетом того, что предприятия находятся еще на стадии развития. В следующем году, думаю, оборот составит свыше 80 млн рублей.

Среди тех, кто вышел на товарное производство или оказание услуг, особо могу отметить работу центра прототипирования. Для понимания его эффективности приведу пример: для создания оснастки для литья по традиционным технологиям понадобится порядка 7-8 месяцев, в нашем же центре — 4-5 дней. Еще одно серьезное предприятие в бизнес-инкубаторе — центр космических услуг, который действует на основании договоров с Роскосмосо» и федеральной компанией «Рекорд». В функции предприятия входит создание информационных систем для региона. Например, базы по кадастру земельных участков. В Екатеринбурге, отмечу,  наведение порядка в этой области привело к увеличению налоговых поступлений на 30 процентов.

В тройку крупнейших предприятий бизнес-инкубатора также входит центр лазерных технологий. Их услуги пользуются особым спросом среди небольших предприятий для покрытия электрозащитных устройств. Еще одно серьезное направление, которое разрабатывается на базе центра, это быстрый анализ, диагностика онкологии и кардиологии. Данные технологии уже удалось запатентовать.

О зарплатах сотрудников

Недовольные будут всегда, и это не связано с зарплатами, потому что денег много не бывает. Есть указ президента от 7 мая, который предписывает установить заработные платы в вузах не меньше средней по региону. В сентябре мы получили 20 млн рублей и сразу увеличили зарплату сотрудникам. На самом деле, когда в 2013 году мы стали выполнять указ президента,  средняя зарплата по вузу получилась на 40 процентов выше средней по региону. У доцентов заработная плата за выполнение основных обязанностей составляет порядка 22 тысяч рублей. Но есть такие, которые получают около 36 тысяч рублей, потому что у них есть дополнительная нагрузка. У профессоров максимальный доход с учетом всех нагрузок — 70-80 тысяч рублей, а минимальный 28 тысяч рублей.

Отмечу, что этот же указ предписывает, чтобы к 2018 году зарплата преподавателей вузов составляла не менее двойной по средней. Эта задача тоже будет выполнена. Другой вопрос, какие мы найдем источники финансирования. Даже если сегодня повысить бюджеты всех вузов в два раза, то все равно вряд ли они потянут такие расходы.

О зарплате ректора

Зарплата ректора, которую назначает Министерство образования и науки, может варьироваться от трех до пятикратного размера от средней зарплаты основного контингента работников (преподавательского состава). В основном в вузах применяется коэффициент 4. Если по прошлому году средняя зарплата составляла порядка 24 тысяч рублей, то у меня было четырехкратное увеличение. По этому году соглашения еще нет. Обычно узнаешь о своей зарплате в июне.  Плюс плата за научную степень, за работу с государственной тайной, за интенсивность и районный коэффициент. Еще в тот конфликтный год получилась такая ситуация, что наше родное министерство образования начало премировать по результатам деятельности сотрудников вузов, в том числе и ректора. Обычно размеры премий скромные. За 2012 год, неожиданно выдали  1 млн 200 тысяч рублей в два транша. За 2013 год получил 119 тысяч рублей.

Поэтому зарплата за 2012 год с учетом премии в конце года выскочила на запредельный уровень (в итоге за 2012 год СТРУНИН задекларировал доход в размере 3 млн 829 тысяч рублей, то есть без учета премий среднемесячный заработок ректора составил бы порядка 220 тысяч рублей. — Прим. «КВ»). Но это был неожиданный всплеск. Например, ректор Новосибирского государственного технического университета Николай ПУСТОВОЙ вообще ничего не получил.

О программе БУТАКОВА

Если мы говорим о полной автономизации факультета, понятно, что вам нужно свое помещение, обслуживание делопроизводства и много чего другого. Самое главное – ни один факультет в этом случае какие-то свои накопления для того, чтобы приобрести серьезное дорогостоящее оборудование, провести нормальный капитальный ремонт в корпусе, где он находится, или построить бассейн или спортивный комплекс – не в состоянии. Чтобы университет развивался, в целом нужно, чтобы все направления развивались одинаково. При этом наукоемким факультетам надо отдавать серьезное дорогостоящее оборудование, иначе они развалятся, а наука — серьезный показатель. Тогда можно планировать развитие и расходы: сегодня одних поддержали, через год – других. Автономизация приведет, на мой взгляд, к постепенной деградации всех автономизированных факультетов. Потому что ресурсов точно не будет хватать.

О распределении грантов

Накладные расходы от грантов, которые получают наши преподаватели, составляют максимум 15 процентов. Но мы идем по пути снижения накладных расходов до 10%, 5 % а где-то в зависимости от гранта удается и вообще обойтись без накладных. Откуда эти 30% взялись, я не знаю (БУТАКОВ на своей пресс-конференции 10 апреля заявлял, что в общую кассу от каждого гранта уходит порядка 30% и предлагал ограничиться 5 %.- Прим. «КВ»).

При этом еще будучи проректором мне удалось убедить руководство университета в том, что эти накладные расходы не идут в общую копилку расходов. Это инвестиции в развитие научных направлений и научных школ. То есть мы используем их, чтобы поднять в науке молодых ученых или поддержать сформировавшиеся коллективы, например, в приобретении оборудования.

О новом корпусе ОмГУ

В этом году на строительство нового корпуса мы получили около 100 млн рублей. Думаю, уже в июне мы будем иметь готовый корпус со всеми инженерными сетями, отделкой и даже озеленением территории. Единственный вопрос — появятся ли средства для того, чтобы оснастить корпус мебелью, компьютерами. Стоит это удовольствие 381 млн рублей. и у меня есть сомнения, что деньги придут в этом году. Но в любом случае корпус заложен как пусковой объект в федеральной целевой программе развития образования на 2015 год и к этому времени нам точно удастся реализовать поставленные планы.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2014/aprel/-15/69206