Бывшее предприятие сенатора ЗУГИ ежемесячно проигрывает суды против субподрядчиков
Во вторник, 15 апреля, Арбитражный суд Омской области начал рассмотрение искового заявления ООО «Научно-производственное объединение «Мостовик» к ОАО «Омскнефтехимпроект», бывшему предприятию сенатора от Омской области Игоря ЗУГИ, о взыскании 26,2 млн рублей за невыплаченные субподрядные работы. Отметим, что аналогичные заявления в суд на Омскнефтехимпроект с 2013 года подаются массово, причем предмет спора всегда один и тот же.
Внес аванс и отказался
В 2011-2013 годах «Мостовик» привлекался Омскнефтехимпроектом в качестве субподрядчика для разработки проектной документации для строительства Восточной нефтехимической компании (ВНХК) мощностью до 10 млн тонн в год по перерабатываемому углеводородному сырью. Предполагается, что компания станет базовым проектом Дальневосточного нефтегазохимического кластера. Отметим, что под объект в 2011 году было зарегистрировано юридическое лицо с одноименным названием, форма собственности - ЗАО. Входит предприятие в холдинг ОАО "Нефтегазовая компания «Роснефть», а расположить его предполагалось на тот момент в городском поселении Находка Приморского края.
За выполнение первого этапа работы между истцом и ответчиком спора не возникло, работы оплачены. При этом Нефтехимпроект сделал предварительный расчет по второму этапу в размере 14 млн рублей и третьему — 1 млн 115 тысяч рублей. Однако, остальной суммы за второй этап — 26,2 млн рублей, ставшей предметом спора, ответчику получить не удалось. К третьему этапу «Мостовику» и вовсе не удалось приступить, поскольку Нефтехимпроект расторг договор в одностороннем порядке. «В связи с невыполнением работ истцом в установленные сроки, ответчик 19 сентября 2013 года уведомил об одностороннем отказе от исполнения договора. Техническая документация по состоянию на 13 сентября передана не была. Доказательств обратного истцом не предоставлено» — говорится в ходатайстве, предоставленном стороной ответчика.
Представители Нефтехимпроекта, не явившиеся на заседание, в письменном обращении также просили привлечь к делу ЗАО «Восточная нефтехимическая компания» и генерального подрядчика ОАО «Ангарскнефтехимпроект», поскольку, по их мнению, данный судебный акт может повлиять на права и обязанности этих предприятий. Но юристу «Мостовика» удалось опротестовать ходатайство.
Дальний Восток требует с Омскнефтехимпроекта
Что интересно, в картотеке арбитражного суда можно обнаружить довольно большое количество похожих исков, также связанных с невыплатами Омскнефтехимпроектом субподрядчикам за разработку проектной документации для строительства Восточной нефтехимической компании. Так, Омскнефтехимпроект привлекал волгоградское ООО «Технопроект НВТИСИЗ» в качестве субподрядчика для проектно-изыскательских работ, выплатил аванс (20,4 млн рублей), а затем расторгал договоры в одностороннем порядке. Правда, тогда факт получения технической документации представители Омскнефтехимпроекта не отрицали, и причиной расторжения, по их словам, был отказ, полученный от «Восточной нефтехимической компании». Однако Нефтехимпроект на основании доказательств истцов все равно поспешил передать документацию заказчику. Арбитраж зафиксировал этот факт и 4 апреля вынес решение взыскать с Омскнефтехимпроект» в пользу «Технопроекта НВТИСИЗ» свыше 37 млн рублей. А двумя днями ранее омский проектировщик выплатил по суду 4,1 млн рублей ЗАО «Приморский трест инженерно-строительных изысканий» из Владивостока. Оказался ли в числе обманутых субподрядчиков «Мостовик», покажут дальнейшие судебные разбирательства. Но стоит отметить, что и генподрядчик Ангарскнефтехимпроект пригласил Омскнефтехимпроект в суд за срыв сроков по выполнению работ и потребовал 39,7 млн рублей.
Роснефть сдвинула первые камни
Но самое интересное в этой истории начиналось именно в 2013 году, когда Роснефть, действительно кардинально поменяла планы по поводу строительства «Восточной нефтехимической компании». В торжественной церемонии закладка первого камня на площадке строительства ВНХК в 2012 году на территории городского округа Находка участвовал даже президент России Владимир ПУТИН. Однако уже к 2013 году первый камень сдвинули в район Пади Елизарова Партизанского муниципального района, расположенного также в Приморском крае. По объяснениям пресс-службы Роснефти, совет директоров решил увеличить мощность предприятия с 10 до 30 млн тонн, а первоначальная территория не позволяет достичь таких объемов. А все сегодняшние иски касаются именно проектной документации по отвергнутому прошлогоднему проекту в Находке.
Трясут сверху и снизу
Особого внимания заслуживает позиция генерального подрядчика — Ангарскнефтехимпроекта. Первоначальный иск, который был подан на «Омскнефтехимпроект» 17 сентября, еще до официального оглашения о смене планов Роснефти, составлял всего 313 тысяч рублей. Интересна здесь еще и дата, так как с «Мостовиком» отказались сотрудничать спустя два дня, 19 сентября.
Решение внезапно увеличить иск более чем в сто раз Ангарскнефтехимпроект в отношении своего омского тезки принял только после десятка судебных заседаний по одному и тому же делу, что вызывает определенные вопросы. Похоже, что, несмотря на смены планов одного из главных госпредприятий по газнефти в России, интересы подрядчиков учтены не были. Хотя логически Омскнефтехимпроект должен был по цепочке на требования субподряда получить компенсацию для себя от заказчиков. Такого иска, по крайней мере сейчас, не найти. Скорее складывается мнение, что омское предприятие трясут и сверху, и снизу. Любопытно еще и то, что похожая ситуация складывается и у «Мостовика». Напомним, что директор «Мостовика» Олег ШИШОВ в этом месяце заявил о самобанкротстве предприятия после провала на возведении спортивных объектов для Олимпиады в Сочи. По словам представителей «Мостовика», основной заказчик -Государственная корпорация «Олимпстрой» — не выплатил обещанных сумм, и предприятие до сих пор обречено судиться за свои средства с субподрядчиками и кредиторами. Омскнефтехимпроект в свою очередь, тоже, вероятно, неудачно поучаствовал в крупном федеральном проекте. По прогнозам Роснефти, ВНХК должна стать базовым предприятием в Дальневосточном нефтегазохимическом кластере, а одна из ее установок — самой мощной в крекинге на жидком сырье в мире.