С 1 июня при продаже курева запрещено размещать пачки сигарет на витринах
23 апреля в омском Центре поддержки предпринимательства прошел круглый стол, посвященный так называемому антитабачному закону, который вступает в силу с 1 июня (№ 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» от 23 февраля 2013 года). В случае всеобщего исполнения этого закона через месяц быт курильщиков и продавцов табака сильно изменится: на смену табачным киоскам придут павильоны, пачки сигарет на прилавках заменят безликие прайсы, а в ресторанах и кафе запретят курить там, где ешь.
Ни в кафе, ни в тамбуре
Подробно о новых ограничениях на курение и розничную торговлю табаком рассказала заместитель начальника отдела юридического обеспечения Управления Роспотребнадзора Омской области Екатерина ЛАВРИНОВА. Выяснилось, что с 1 июня 2014 года увеличивается количество мест, где нельзя курить. К ныне действующему списку добавляются поезда дальнего следования и суда дальнего плавания (если они перевозят пассажиров), гостиницы, помещения для предоставления бытовых услуг, торговые объекты, заведения общественного питания и другие.
— Также 15-ФЗ устанавливает ограничения в части розничной торговли табачной продукцией, в частности, с 1 июня 2014 года установлено, что такая торговля может осуществляться исключительно в магазинах и павильонах, — рассказала Екатерина ЛАВРИНОВА.
По ее словам, единственное исключение строгий закон делает для населенных пунктов, где нет ни магазинов, ни павильонов. Там разрешается развозная торговля или торговля в иных объектах.
Кроме того, с 1 июня предпринимателям запрещается демонстрировать продаваемую табачную продукцию. Место пачек в витринах должны занять перечни наименований предлагаемых сигарет, напечатанные одинаковым шрифтом, черным по белому, в алфавитном порядке. Показывать товар лицом можно только по требованию покупателя после того, как он ознакомится с «меню».
Розничная торговля табаком запрещается вблизи всех видов транспорта — на территории помещений ж/д вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских и речных портов, на станциях метрополитена. Исключение сделано только для магазинов дьюти фри.
Стоит добавить, что все ограничения по табачным изделиям распространяются на курение кальяна (в том числе в ресторанах и клубах) и реализацию табака для него. Продажа и употребление паровых камней и бестабачных смесей для кальяна под запрет не попадают.
«Вы кто такой? Администрация?»
За принятием закона последовало введение дополнительной ответственности в отношении его нарушителей. КоАП был дополнен санкциями за нарушение запрета на курение, за нарушение правил розничной торговли табаком, за стимулирование продажи табачной продукции.
— За 1 квартал 2014 года должностными лицами управления уже был составлен 31 протокол и наложено административных штрафов на общую сумму 259 тысяч рублей, — доложила сотрудник Роспотребнадзора.
Представитель УМВД России по Омской области Ирина СИМОНОВА-МИЩЕНКО рассказала о том, как ее структура будет бороться с курением по 15-ФЗ. Оказалось, полномочия полицейских невелики. Законом предусмотрено, что они вправе составлять протоколы об административных правонарушениях только по следующим положениям: распространение табачной продукции среди населения бесплатно, в том числе в виде подарка; оптовая или розничная продажа насвая; вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака; нарушение запрета о курении табака на отдельных территориях, в помещениях и объектах.
Нарушение правил продажи и рекламы табака органами внутренних дел пока никак не карается. А вот Роспотребнадзор, обнаружив неладное (например, если в киоске продают сигареты), накажет. «Мы не только штрафуем, но и выдаем предписания с определенным сроком, — отметили Екатерина ЛАВРИНОВА. — За невыполнение предписаний Роспотребнадзора предусмотрена административная ответственность. Если несколько раз накладываются административные штрафы, то мы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об исключении предпринимателя из реестра».
По мнению заместителя главы администрации Кировского административного округа Дмитрия ДЕРЕВЯНЧЕНКО, на практике все происходит несколько по-другому.
— В первую очередь жалобы жителей будут приходить ко мне, в администрацию округа, — рассказал он.— Я эту жалобу буду направлять в Управление Роспотребнадзора. Естественно, заходить в киоск и требовать предоставить мне данные ИНН и ОГРН для того, чтобы я мог отправить их Роспотребнадзору для проведения внеплановой проверки (которую они, кстати, будут, в свою очередь, согласовывать с прокуратурой), я не могу. Мне скажут: «Вы кто такой? Администрация? Мы вам не обязаны ничего предоставлять!» Вопрос заходит в тупик. Получается, люди жалуются, я иду в Роспотребнадзор, а там мне отвечают, что оснований для проверки нет. С этой системой я сталкивался и знаю.
В метре от границы
— Мы сидим здесь 23 апреля и только-только более-менее пытаемся разъяснить со всеми структурами этот закон, — говорит коммерческий директор табачной сети ИП МЕЛЬНИКОВ Дмитрий УСЕНКО.
— Предприниматели в большинстве своем ничего до сих пор не понимают. Я стал этот закон смотреть и к нему готовиться еще с апреля прошлого года, но только сегодня я заметил, что другие предприниматели начали предпринимать попытки хоть что-нибудь сделать, чтобы попасть под ФЗ.
Бизнесу, кстати, не все понятно с уже давно действующими законами. Так, запрещенная для продажи алкоголя и табака стометровая зона вокруг образовательных учреждений до сих пор остается размытой в глазах и предпринимателей, и госслужащих.
— Пока еще до конца не понятно, запрещается ли ставить павильон или магазин в ста метрах видимости от здания, или же речь идет о ста метрах от границы участка, принадлежащего учебному заведению. Как показывает практика, часто участок не размежеван или его границы размыты. Открыли частный детский садик на первом этаже дома, но, если под домом земля не отмежевана, жильцы этим не занимаются, участок не сформирован... От чего считать сто метров? От входа в садик? От самого здания? Совершенно непонятно, — поделился Дмитрий УСЕНКО.
Разъяснить ситуацию в соответствии с законодательством предпринимателю никто не смог, но житейскую логику привнес Дмитрий ДЕРЕВЯНЧЕНКО: «Даже если детский сад находится в многоквартирном доме, имеющем отмежеванный земельный участок, участок этот не для образовательных услуг предназначен. Следовательно, отсчитывать сто метров нужно от входа».
На вопрос участников круглого стола к Екатерине ЛАВРИНОВОЙ о том, есть ли у Роспотребнадзора какая-нибудь общая позиция по такого рода проблемам, она ответила, что единого мнения у них нет, а каждый конкретный случай рассматривается в индивидуальном порядке.
Тем временем у представителя табачной сети вопросы не заканчивались. В отсутствие четких ответов со стороны контролирующих ведомств его продолжал консультировать замглавы окружной администрации.
УСЕНКО:На автовокзалах с 1 июня запрещается продавать табак. Но если на самом автовокзале нельзя, то можно ли торговать на привокзальной площади, даже если она входит в территорию автовокзала? Этого закон нам не разъясняет. Вы согласны с тем, что я правильно трактую закон, говоря о том, что если я хотя бы в метре от здания поставлю торговый объект, то я ничего не нарушу?
ДЕРЕВЯНЧЕНКО: Автовокзалы, ж/д вокзалы и прочие такого формата объекты — это федеральная земля, и она изначально отмежевывается. У нее всегда есть границы.
УСЕНКО: То есть в метре от границы я ставлю объект и торгую спокойно...
Предприниматель отметил, что в случае с омским автовокзалом с одной стороны здания граница участка заканчивается всего в 10 метрах от него. Все собравшиеся согласились, что на 11-м метре в таком случае уже можно устанавливать павильон с сигаретами.
Курение вызывает павильон
По словам представителя розничной табачной сети, многие его коллеги пошли по «дешевому» пути в плане переоборудования своих киосков в павильоны.
— Самый простой способ – это прихватить три квадратных метра земли и пристроить дополнительное помещение. 15-ФЗ этим не нарушается, а нарушается земельное законодательство, налоговое и все прочее. Также пытаются сейчас люди врезать вход в текущие объекты. Решение это, на мой взгляд, правильное — вопрос только в экономической эффективности. Когда ты просто врезаешь вход в темное смрадное помещение старого киоска, наверное, туда не будут ходить клиенты, — предположил Дмитрий УСЕНКО.
Сам он убежден, что «переделываться» киоскам необходимо капитально, чтобы помещение стало привлекательным и безопасным – как у самого ИП МЕЛЬНИКОВА. «Мы по сути полностью перестроили свою торговую сеть. В наших павильонах есть вход, кондиционеры, керамический пол, тепловые завесы и неоновая подсветка по всему периметру. Нам недешево это обошлось», — отметил коммерческий директор фирмы.
По расчетам г-на УСЕНКО, чтобы сделать «красиво», под павильон необходимо получить, как минимум, 9 квадратных метров. На как это сделать законно, если департамент имущества не идет на контакт?
— Территориальная планировка по вашим временным объектам – это очень сложно! У них своя позиция. К тому же одно дело, когда вы пишете в заявке департаменту: «Прошу предоставить три квадратных метра», и совсем другое – когда вы пишете: «Прошу рассмотреть возможность увеличения торговой точки в связи с принятием федерального закона». Это уже другая позиция, — сказал Дмитрий ДЕРЕВЯНЧЕНКО.
Предпринимателя совет чиновника воодушевил. Они договорились встретиться еще раз и подробней обсудить алгоритм взаимодействия с депимущества.