Осенью в Москве должно состояться торжественное вручение премий Правительства РФ в области науки и техники шестерым работникам омского НПП «Прогресс». Постановление, подписанное председателем правительства страны, о их награждении уже обнародовано. В связи с этим главный редактор «КВ» Марат ИСАНГАЗИН встретился с генеральным директором одной из самых закрытых омских организаций — ФГУП «Научно-производственное предприятие «Прогресс» Александром ЗУБАРЕВЫМ и задал ему ряд вопросов.
— Александр Викторович, что из себя представляет сегодня НПП «Прогресс»? Лет 15 назад я брал интервью у одного из ваших предшественников на посту гендиректора НПП «Прогресс». За эти годы ассортимент продукции изменился?
— Кардинально изменился. В феврале 2005 года я был назначен сюда руководителем предприятия. Обстановка была тяжелая. Средняя зарплата в районе 5 тысяч рублей. Долги огромные, налоговая недоимка. Все в упадке, все в разрухе. К тому моменту шинная промышленность страны уже не существовала как единое целое, а наше предприятие специализировалось на разработках технологии, оснастки именно для этой отрасли. Сегодня в НПП «Прогресс» работает 680 человек. Оно было создано в 1955 году, и в лучшие годы здесь работало около полутора тысяч человек. Когда я сюда пришел, то много ездил по командировкам, изучал, что сегодня в России может быть востребовано по нашему профилю. И мы начали двигаться в том направлении, где стали сегодня лидерами: это, в первую очередь, работа с Военно-морским флотом по спецпродукции. НПП «Прогресс» — научно-производственное предприятие, которое состоит из института и опытного производства. Предприятие имеет замкнутый технологический цикл. Мы сами разрабатываем, производим, испытываем. Конечный продукт – законченный и паспортизованный. Нам удалось сосредоточить на предприятии лучших ученых по нашему профилю: доктора, семь кандидатов наук, одиннадцать аспирантов. Причем рассчитываем, что к 2016 году у нас будет 25 кандидатов наук, так как у меня лежит 17 заявлений в аспирантуру. Проводится работа по подготовке докторских диссертаций. Планируем организовать на предприятии научный совет. Для стимулирования профессионального роста действует положение о дополнительных выплатах ученым, имеющим степень, и специалистам, обучающимся в аспирантуре. На нашем предприятии ценится специалист.
— В своем профиле... Каком?
— Создание систем виброакустической защиты для особо сложных объектов Министерства обороны, в том числе для ВМФ.
— В основном для подводных лодок?
— И подводный флот, и надводный, и войска ракетно-космические. Мы можем гордиться, что за Уралом есть такое предприятие.
— В европейской части РФ есть что-то аналогичное.
— Полных аналогов нет, есть отдельные научные организации, которые занимаются чем-то подобным. Но их технологии уже далеки от совершенства и не имеют широкого практического применения. Изделия НПП «Прогресс» нашли широкое применение.
— Вы и на космос работаете?
— Мы участвуем в программе «Булава», в программе «Борей» — это то, о чем сообщается в средствах массовой информации. Предприятие участвует в постройке подводных кораблей ВМФ РФ. Что это дает нам? Загрузку производства, условия труда, заработную плату. Мы уже более чем на 50% реконструировали предприятие по сравнению с 2005 годом.
— Средняя заработная плата какая у вас?
— Около 60 тысяч рублей. На опытном производстве несколько поменьше, в институте — несколько побольше. К нам приходит очень много молодежи, в частности, из технического университета, с которым мы тесно взаимодействуем. Но у нас очень жесткие критерии приема. Если не оправдываешь себя, мы не держим. У нас остаются только те, кто работает много, работает качественно. Кто старается. Но так просто к нам не попасть.
— Недавно шесть работников НПП «Прогресс» стали лауреатами премии Правительства РФ в области науки и техники за 2013 год. За какую разработку?
— По теме «Борей». Эта разработка – огромный скачок вперед. Были сделаны специальные изделия, патрубки пониженной жесткости, большой типоряд – под многие среды, под многие давления, которые используются и в корабельных системах подводных лодок, и в силовых агрегатах. Самое главное – жизненный цикл этих патрубков, равен жизненному циклу корабля. Подводная лодка – от ста метров длиной и от 20 м в диаметре. Чтобы заменить систему патрубков надо эту лодку вытащить в сухой док, разрезать, раздвинуть, вытащить силовые блоки и прочее, заменить все это дело, параллельно с некоторыми силовыми деталями, потом опять сварить, провести весь цикл испытаний – цена вопроса до двух миллиардов рублей. Экономия здесь очень существенная.
— Ранее такого не было.
— Не было и нет в мире такого. Это говорит об уровне нашего предприятия. Поэтому у нас заключены контракты уже и на 2019 год.
— Это по спецтехнике?
— Да.
— У вас годовая выручка какая?
— Миллиард 600 миллионов. Предприятие имеет сертификаты соответствия, удостоверяющие действующую систему контроля качества требованиям стандартов ИСО и РВ. Сейчас нами проводится работа по участию в конкурсе, организованном правительством России в области качества.
— Насколько я помню, НПП «Прогресс» уже было в 2001 году лауреатом премии правительства?
— Да, КОМАРОВ Юрий Петрович, главный конструктор по специальной тематике, в составе коллектива ученых был удостоен звания лауреата в области науки и техники за участие в проекте «Буран». Он у нас и сейчас работает.
— А что за инжиниринговый центр вы собираетесь создавать?
— Это серьезный шаг в развитии. Такие предприятия, как наше или как ОНИИП, – это предприятия будущего. Когда был Советский Союз, наличие серийных заводов было необходимым, потому что требовались огромные объемы продукции. В частности, для военной промышленности. На сегодняшний день, когда правительство не ставит задачу гегемонии в мире, а ставит задачу охраны государства и его национальной безопасности, концепция поменялась. Не надо так много заводов военного профиля. А нужны научно-производственные объединения. Такие, как ОНИИП «Автоматика», как «Прогресс». Первая задача выполнена – предприятие сохранено, создан определенный научно-технический потенциал. Необходим второй шаг — предприятие должно участвовать не только в опытно-конструкторских разработках, но и в научно-исследовательских работах, которые требуют дополнительного финансирования. Чтобы в эти программы попасть, надо поменять статус предприятия – должен быть либо федеральный научно-производственный центр, либо инжиниринговый центр. Сейчас этот вопрос решается в Москве. Это очень важно для будущего ФГУП «НПП» Прогресс». Потому что именно наука определят развитие предприятий.
— Это только перемена названия или перемена концепции предприятия?
— И то и другое. В таком центре должны будут разрабатываться технологии, методики, оборудование, готовиться кадры. При необходимости увеличения объемов они должны передаваться на серийные заводы. А в инжиниринговом центре будет соединение науки, опытного производства и испытательного комплекса.
— Но это все уже у вас есть!
— Да.
— Но что же тогда поменяется?
— Мы сейчас работаем только в своем секторе. Но существуют направления, которые существенно зависят от импорта. Устранить такую зависимость — наша задача.
— То есть стоит вопрос импортозамещения?
— Не только. Причем мы не ставим вопрос простого копирования, мы хотим создавать свой — лучший продукт. Для этого нужны не только те специалисты, которые уже работают у нас. Это могут быть математики, ученые из классического университета, технического университета, из новосибирского Академгородка. Мы уже прорабатываем эти вопросы с рядом научных организаций. Возможно создание временных творческих коллективов – научных, производственных, технологических. Инжиниринговый центр будет существовать в рамках программ, утвержденных правительством РФ – то есть направления будут заданы. Сами понимаете, как это происходит: фундаментальная наука создает что-то новое, а такие центры изучают возможность практической привязки открытий по своим направлениям. Наше направление – резинотехника, химия... Понятно, что такой центр на пустом месте не создать, нужны проработки, перспективные направления. Ведется работа на перспективу с РЖД по скоростным поездам, по метро...
— Муфты?
— И муфты, и многое другое. Вот, например, Роснефть – мы провели уже несколько экспериментов и поставили опытную партию на Туапсинский нефтекомбинат. Резервуарный парк этого нефтекомбината стоит теперь на наших защитных амортизаторах. Они защищают в том числе и от сейсмовоздействия. Очень перспективная работа идет с алмазодобывающей компанией «АЛРОСА».
— А там что?
— При добыче алмазов используется техника — это такая грохочущая вибрирующая система. Туда была поставлена опытная партия амортизаторов, которые получили хорошие отзывы специалистов. Таков был результат. Это наша продукция двойного назначения. Сейчас начинаем работать с атомной энергетикой, с автомобильной промышленностью – направлений очень много. Но распыляться не собираемся. Мы будем работать только там, где у нас есть основы понимания этого вопроса и возможность привлечения специалистов близлежащих научных организаций. Вот так этот центр будет функционировать.
— А у вас хватит сил и возможностей? Если вы говорите, что договоры по спецтехнике уже на 2019 год заключаете, то откуда ресурсы – мощности, люди — на остальную продукцию?
— Мы не должны повторять ошибок и иметь только одну специализацию. Для этого и нужна многонаправленность.