Сергей БАБЕШКО: «Профессионалы Омской Туриндустрии»: «В нашем партнерстве достаточно организаций для создания СРО омских туристических агентств»

Дата публикации: 27 августа 2014

О создании в Омске саморегулируемой организации туристических агентств и ситуации на рынке в целом в интервью корреспонденту «КВ» Георгию ГОРШКОВУ рассказал председатель некоммерческого партнерства «Профессионалы Омской Туриндустрии» Сергей БАБЕШКО.

— Сколько времени уже существует некоммерческое партнерство «Профессионалы Омской туриндустрии»?

— Некоммерческое партнерство «Профессионалы Омской Туриндустрии» создано в 2012 году. Хотя вопрос о создании подобного объединения туристических агентств ставился гораздо раньше. Целью создания партнерства является оказание информационных, правовых и иных видов помощи, взаимодействие с государственными и муниципальными органами, а также организациями туриндустрии.

Делать это и сейчас трудно, поскольку некоммерческое партнерство – это общественная организация, не имеющая возможности осуществлять контрольные (надзорные) функции, но, несмотря на это, мы сотрудничаем с министерством культуры Омской области, Ростуризмом, выступаем с законодательной инициативой о том, какие изменения необходимо внести в законодательство о туризме. Одним из эффективных вариантов мы видим создание саморегулируемой организации (СРО) именно для туристических агентств и введение стандартов и правил.

После отмены лицензирования для турагентов этим видом деятельности может заниматься любая организация, специальных требований для создания туристического агентства законом не установлено.

Отсюда и огромное количество проблем, как то: отсутствие достаточного опыта занятия данным видом деятельности, что негативно сказывается при реализации туристского продукта потребителю (туристу), при взаимодействии с туроператорами и т. д.

— Ваше партнерство только для турагентств?

— В первую очередь партнерство ориентировано на регулирование деятельности именно турагентств. Но туризм сопряжен со многими другими сферами, такими, как гостиничный бизнес, транспортные услуги, страхование и т.д. Поэтому их участие в жизни партнерства является актуальным и полезным.

Омский аэропорт проявил интерес к партнерству и, возможно, в ближайшее время также станет полноправным участником.

— Сколько у вас организаций? Наблюдается ли рост?

— Порядка 25 организаций. В 2013 году их было раза в два меньше. Среди наших партнеров есть страховые и транспортные компании, организации гостиничного бизнеса.

В связи с банкротством «Лабиринта» некоторым агентствам, которые в свою очередь приняли решение о вступлении в партнерство, была оказана информационно-правовая помощь.

— Есть ли представители туроператоров?

— Туроператоров, к сожалению, пока нет. Но мы хотели бы и их присутствия.

У туроператоров есть свое СРО, а также страхование ответственности. В 2007 году в Москве лидирующие туроператоры приняли решение создать Ассоциацию туроператоров – некоммерческое отраслевое объединение, которое защищает интересы туроператорского сообщества.

— 20 августа о приостановке деятельности заявили еще две турфирмы – новгородский «Альфа-тур» и санкт-петербургский «Этюд». Какой ущерб это может нанести омским туристам?

— Они в основном специализировались на Центральной России, поэтому в Омске пострадавших будет не так много. Конкретно по «Альфа-туру» пока информации не поступало. Своего представительства в Омске у них нет, но, возможно, у турагентств имелись агентские договоры с «Альфа-туром».

— Помимо обязательного членства агентств в СРО, какие еще поправки вы предлагали внести в Закон о туризме?

— ФЗ «О саморегулируемых организациях» предусматривает ряд требований, таких, как создание системы личного и (или) коллективного страхования, формирование компенсационного фонда.

— По аналогии с туроператорской деятельностью?

— Да. Но агентства – это более мелкие организации, поэтому и размер страхования  ответственности будет меньше. Еще одна возможная поправка в  закон — это введение обязательного страхования ответственности.

— Как происходит отбор в партнерство? По каким критериям?

— Партнерство мы изначально рассматривали как промежуточный этап до приобретения партнерством статуса СРО. Вступление происходит на основании заявления, которое рассматривает совет правления партнерства и принимает решение. Определенных требований к организациям не установлено, положение о членстве в стадии разработки.

— Но ведь тогда в партнерство может вступить недобросовестная организация и всю репутацию объединению испортить.

— Я с вами согласен, членство в партнерстве основано на добровольном вступлении. Пока мы выполняем только информативную функцию. Надеемся в ближайшее время перейти к созданию СРО, разрабатываем стандарты, определяющие требования к кандидату, желающему вступить в СРО.

И, кстати, вопрос о членстве, оказался, достаточно спорным. Одни предлагают опираться на критерий – финансовый оборот компании за год, другие – наличие достаточного опыта на рынке туризма, третьи – наличие договоров с туроператорами  с авиакомпаниями.

Пока одним из регулирующих критериев мы видим опыт работы в данной сфере.

— В СМИ сообщалось, что некоторые члены вашего партнерства оказались против создания СРО?

— Да, действительно, СРО предусматривает определенного рода ответственность, которая и вызывает негатив участников.

— Вы говорили, что информация о приостановке деятельности «Лабиринта» уже давно бродила по рынку. Что на это указывало?

— Во-первых, происходили задержки рейсов, переносы. Во-вторых, возникала путаница с датами вылета (прилета), наличием авиабилетов, стоимостью приобретенного турпродукта.

— А сколько всего туристических агентств в Омске?

— Ориентировочно около 400, хотя их количество постоянно меняется.

— С чем, на ваш взгляд, связаны массовые банкротства туроператоров?

— Это сложно объяснить. Вероятно, в одних случаях – это корыстный умысел, в других – реальные финансовые проблемы.

— Ведутся ли «черные списки»?

— «Черные списки» есть у некоторых туроператоров и туда попадают турагенты, которые нарушают договорные обязательства перед туроператорами.

Наше партнерство не ведет подобного рода списков.

— Какие рекомендации вы бы дали туристам?

— Работать с туроператорами, давно известными на рынке. Кроме того, смотреть на наличие страхования ответственности, с осторожностью приобретать турпродукт, стоимость которого ниже, чем у других.

— В рамках статьи в «КВ» об аренде помещений на проспекте Маркса мы зафиксировали, что среди бывших арендаторов было много турагентств. Наблюдается ли тенденция закрытия большого количества турагентств?

— Действительно, есть тенденция переездов турагентств с центральных магистралей. Думаю, это вызвано тем, что прибыль компаний падает из-за растущей конкуренции, наличия доступных информационных порталов, на которых можно приобрести турпродукт самостоятельно.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2014/avgust/-32/sergey-babeshko-