Сергей ЦЕРИГРАДСКИХ:: «Введение тех же кратных штрафов в делах о взяточничестве себя не оправдывает. Судебная практика у нас, вероятно, снова несколько скорректируется»

Дата публикации: 10 декабря 2014

По случаю Международного дня борьбы с коррупцией, который отмечается 9 декабря, корреспондент «КВ» Ирина СКРИПКИНА по традиции спросила о региональных тенденциях в этой сфере Сергея ЦЕРИГРАДСКИХ.

– В 2014 году проявлений коррупции вы зафиксировали больше или меньше, чем в прошлом году?

– И в Российской Федерации в целом, и в Омской области наблюдается некоторое снижение числа зарегистрированных коррупционных преступлений и выявленных нарушений. Такую динамику мы и прогнозировали, рассчитывая, что наша многолетняя работа по борьбе с коррупцией принесет результат. Мы рады, что прогноз сбывается, но понимаем, что коррупционные преступления имеют высшую степень латентности, поэтому всегда здесь будут играть роль не только объективные, но и субъективные факторы, в том числе активность, качество и приоритеты деятельности правоохранительных органов.

– Насколько снизилось число преступлений и нарушений?

– Примерно на 10%. Это, конечно, не показатель, который позволяет сделать далеко идущие выводы, но тем не менее. Меньше, чем в 2013 году, выявлено фактов взяточничества, но здесь есть и субъективный фактор, поскольку большое количество преступлений в прошлом году было выявлено в рамках одного уголовного дела в отношении шести сотрудников УГАДН, которые брали взятки на российско-казахстанской границе. В этом году суд, согласившись с нашими доводами, назначил им реальные сроки, от шести до шести с половиной лет лишения свободы каждому. Приговоры уже вступил в законную силу.

Хотелось бы обратить ваше внимание на то, что, несмотря на небольшое уменьшение количества коррупционных преступлений, число совершивших их лиц остается на уровне прошлого года. Иными словами, количество уголовных дел не уменьшилось, а вот дополнительных эпизодов в них стало меньше. Коррупция остается на достаточно высоком уровне, так что работы предстоит еще очень много.

– Есть статистика по количеству уголовных дел и их участников? Сколько дел было рассмотрено судами в этом году и в прошлом?

В этом году коррупционные преступления расследовались в рамках 112 уголовных дел в отношении 120 лиц. В прошлом году – 111 уголовных дел в отношении 118 лиц. В судах в текущем году рассмотрены по существу 95 уголовных дел в отношении 104 лиц. По ним уже вынесены приговоры. В 2013 году рассмотрено 70 уголовных дел в отношении 83 лиц.

– Какие выносятся приговоры?

– Количество лиц, осужденных за коррупционные преступления, существенно увеличилось – примерно на четверть. Из 95 осужденных 13 получили наказание в виде реального лишения свободы, сорок – условный срок. Сорока двум лицам были назначены штрафы. Это наиболее распространенное наказание за коррупционные преступления, потому что законодательство и государственная политика в последнее время были направлены именно на применение штрафов в качестве альтернативного и основного наказания по многим видам преступлений. Но и на федеральном, и на региональном уровнях неоднократно проводился анализ эффективности такого рода наказания. Мы приходим к выводу, что введение тех же кратных штрафов в делах о взяточничестве, по большому счету, себя не оправдывает. Штрафы назначаются, но чем они больше, тем меньше вероятность их исполнения. Допускаю, что у кого-то из осужденных лиц действительно нет таких средств, но те, у кого они есть, никак не заинтересованы в том, чтобы легализовать их. В таком случае к ним сразу возникнут дополнительные вопросы: а где ты столько денег взял?

Насколько я знаю, на федеральном уровне уже рассматривается вопрос о внесении изменений в Уголовный кодекс, так что судебная практика у нас, вероятно, снова несколько скорректируется.

– Сколько штрафов не выплачено в Омской области?

– По сведениям УФССП, за девять первых месяцев 2014 года на исполнении у судебных приставов находилось 61 исполнительное производство о взыскании штрафов на общую сумму более 25 млн рублей. 56 штрафов на 22 млн рублей были наложены судом в качестве основного наказания, еще 5 на 3,6 млн рублей – в качестве дополнительного наказания. Фактически было окончено 18 исполнительных производств на 2,2 млн рублей, а это менее 10% от общей суммы, подлежащей взысканию. Какие-то исполнительные производства будут окончены за последние три месяца года, но это вряд ли сильно улучшит статистику. Похожая ситуация наблюдается по всей Российской Федерации.

– Прошлый год, можно сказать, ознаменовался уголовными делами в отношении глав муниципальных районов. Какими коррупционными делами, по вашему мнению, запомнится 2014 год?

– Проводимые органами прокуратуры проверки показали, что большое количество нарушений закона допускается должностными лицами при распоряжении землей. В настоящий момент, как вы знаете, по данным фактам расследуется целый ряд уголовных дел. К этой категории относятся уголовные дела в отношении экс-первого заместителя председателя правительства Омской области ГАМБУРГА, экс-министра имущественных отношений МЕРЕНКОВА, бывшего министра образования АЛЕКСЕЕВА, бывшего министра имущественных отношений СТЕРЛЯГОВА. Вы наверняка также знаете о том, что в связи с незаконным распоряжением землей в черте Омска претензии со стороны Омского городского совета, КСП и прокуратуры предъявляются директору департаменту архитектуры ТИЛЮ. Вопрос о возбуждении в отношении него уголовного дела инициируется.

Как и в прежние годы, продолжают выявляться коррупционные преступления в сфере размещения и исполнения государственных и муниципальных заказов. Большинство из них заключаются в том, что оплата производится за работы, которые не были выполнены, в результате чего бюджетные денежные средства фактически расхищаются. Сейчас в производстве следственных органов находятся два уголовных дела, связанных с незаконным перечислением денег НПО «Мостовик» в рамках выполнения работ по строительству метрополитена и гидроузла.

Возвращаясь к главам районов, уголовное дело в отношении главы Седельниковского района ХРИЩЕНКО направлено в суд на новое рассмотрение. После того как он был оправдан районным судом, мы обратились в апелляционную инстанцию. Омский областной суд удовлетворил нашу жалобу и направил дело на пересмотр.

– В медицине и образовании все спокойно?

– Получение вузовскими преподавателями взяток за зачет или хорошую оценку на экзамене – неискоренимая вещь. В 2014 году такого рода уголовные дела были по Омскому государственному техническому университету и по Омскому аграрному университету. Что касается медицинских работников, были дела, связанные с получением врачами взяток за выдачу фиктивных больничных листов, а также те, по которым привлекались руководители медицинских учреждений, оплачивавшие за счет средств учреждений штрафы, наложенные на них как на должностных лиц. Такого рода дел в текущем году было довольно много не только в сфере медицины. Руководители различных государственных и муниципальных учреждений, в особенности в сельских районах, почему-то считают, что наложенные на них лично штрафы они могут оплачивать из бюджета возглавляемых организаций. Многие таким образом лишились не только своих должностей, но и получили судимость.

– Какие-то новые направления работы в этом году у вас появились?

– В настоящее время большое значение уделяется вопросам профилактики коррупционных проявлений, и прокуратура активно участвует в этом процессе. В Федеральный закон «О противодействии коррупции» в декабре 2012 года введена статья о том, что меры по предупреждению коррупции должны приниматься всеми без исключения организациями, вне зависимости от формы их собственности, организационно-правовой формы. Таким образом, поставлена задача привлечь к решению проблемы борьбы с коррупцией максимально широкие слои общества.

– В том, что касается частных компаний, эти меры, наверное, носят рекомендательный характер.

– Сами меры по борьбе с коррупцией действительно носят рекомендательный характер, но норма о том, что они должны приниматься, императивна, то есть обязательна для всех. Мы, конечно, не пойдем в молочный киоск требовать принятия мер по борьбе с коррупцией, но компании бывают разные, а понятие «коррупция» распространяется не только на государственную сферу. Законодатель рекомендовал организациям выстроить борьбу с коррупцией на административном уровне, назначить ответственных за эту работу лиц. Приветствуется принятие локальных правовых актов, таких, как кодексы корпоративной этики, в которых изложено, как себя вести, как обращаться с деловыми подарками и так далее. Таким образом, антикоррупционные стандарты и правила, основанные на знание общих прав и обязанностей, должны стать нормой для всех.

– Найдя нарушение, какие меры вы можете принять? Какие компании с участием частного капитала вы уже проверили?

– Мы можем выписать предписание или внести представление, потребовав от руководства предприятия наладить профилактику коррупционных проявлений, организовать всю эту работу. Мы обращаем внимание на те сферы, в которых коррупция может максимально затронуть интересы государства и граждан. Уже началась работа по проверке компаний ЖКХ (ресурсоснабжающие организации, управляющие компании и так далее), образовательных и медицинских учреждений (как частных, так и государственных), а также предприятий оборонного комплекса. Наиболее крупные коммерческие организации фактически проводят антикоррупционую работу уже давно, еще до установления таких требований законом. Это делается для того, чтобы пресечь факты хищений, принятия управленческих решений, которые могут принести вред и убытки компании.

Хотел бы подчеркнуть, что только требований закона для антикоррупционной работы недостаточно. Наша важнейшая задача – повышение уровня правосознания в обществе. Необходимо изменить менталитет людей, сформировать атмосферу неприятия коррупции. Если добьемся этого – совершенно другие результаты будут.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2014/dekabr/-47/sergey-tserigradskih-