В феврале-марте генеральный директор ООО "Форто" Александр ПАРФЕНОВ планирует первое в Омской области предприятие по глубокой переработке некондиционных овощей запускать на полную мощность. О том, как ему пришла идея работать в данной специфике, и планах развития он рассказал корреспонденту "КВ" Георгию ГОРШКОВУ.
— Чем сейчас занимается ваше предприятие? Что удалось реализовать?
— Наша сфера деятельности начинается от выращивания овощей с использованием инновационных экологически чистых биотехнологий до подготовки овощей для их реализации и переработки. В феврале мы задекларируем готовую продукцию ягодно-фруктовой группы — сушеные ягоды в ассортименте для вторичной переработки. Именно ее скорее всего и будем перерабатывать в ближайшее время, поскольку сейчас наступает тот период времени, когда ягода уже не может храниться до весны и все изготовители стараются от нее избавиться. У нас есть сильные заготовители ягоды в Усть-Ишимском районе.
— Кто именно к вам обращался с этого района?
— «Ягоды Сибири» — один из крупнейших производителей ягоды в регионе. Они занимаются мелкой фасовкой в небольшие пакетики, делают смеси ягодные. Именно с наступлением весны спрос на сушеные ягоды возрастает, когда серьезно ощущается недостаток витаминов в организме.
— Фрукты вам будут поставлять из других регионов?
— Да. Фрукты — это та ниша, которая позволяет производству не простаивать, а мобильно переключаться с одного сырьевого сегмента на другой. Я свое предприятие создал без привязок к какой-либо культуре. Сейчас идет картофель, будем его мыть и фасовать, пока это будет возможно. Качество это правило нашей компании. В ближайшее время начнем мыть и фасовать морковь. Кстати, с таким предложением уже обратился ИП Токсан КАБДЕНОВ, один из крупнейших производителей нашего региона.
— С предложением по картофелю кто на вас выходил?
— На самом деле круг наших партнеров очень широкий - от Брянска до Красноярска. В настоящий момент мы активно работаем с директором «Валькирии» Сергеем КРИВИЧЕМ. В части складских помещений у них образовался существенно грязный картофель, так как уборки производилось в сезон дождей, и с продажей такого картофеля возникли проблемы.
— То есть вы осуществляете еще и продажи переработанной продукции?
— Скорее осуществляем подготовку картофеля к продаже и его последующей реализации. Все зависит от желания заказчика. Если производитель хочет сам продавать и расфасовывать, то от нас требуется только подготовить продукцию путем выбраковки поврежденных корнеплодов с последующей мойкой и фасовкой. Если сельхозпроизводитель считает, что будет эффективнее осуществлять продажи через наше предприятие, тогда мы берем на себя еще и эту функцию. Наш завод ведь входит в группу компаний «АгроТрейдинг», а это девять предприятий, работающих друг на друга. Их цель — осуществление аутсорсинга продаж как для крупных сельхозпроизводителей, так и для переработчиков.
— Но вы ведь не за каждый овощ возьметесь?
— На официальном сайте «Форто» обозначены требования к овощам. К переработке допускаются только продукты с незначительными признаками заболевания, некондиционной фракции, неправильной формы или с механическими повреждениями. Кроме того, производитель или переработчик должны предоставить сертификат соответствия качества и безопасности на всю партию товара.
— Где чаще всего используются сухие продукты?
— Сушеные продукты окружают нас повсеместно. Это различные приправы, сухофрукты, ореховые фруктовые миксы, травяные чаи, лекарственные травы и многое другое. Перечень можно продолжать до бесконечности. Промышленные переработчики для производства полуфабрикатов, вареников, пресервов, консервов давно работают с использованием сушеных ингредиентов. В суповых и пищевых приправах, где необходим лук, морковь и картофель, тоже используются сушеные овощи.
— Срок хранения продукции сильно увеличивается?
— Естественно. Сушеные овощи, ягоды — это ведь не что иное, как тип консервирования. Хорошо забытый старый способ: ягоды,фасоль, горох с грядок высушивались на солнышке, затем их складывали на чердаке, а зимой использовались в пищу. Что касается качественных показателей, то микроэлементы, витамины сохраняются в сушеных продуктах в большом количестве. Уходит влажность, но как только продукт помещается в воду, он восстанавливает свои вкусовые и качества, и аромат. Сейчас во многих кондитерских изделиях или мороженом в качестве ингредиента используются именно сушеные ягоды и фрукты. В зависимости от влажности такие продукты могут долго храниться в сухом и прохладном месте.
— Насколько увеличивается себестоимость овощей после переработки на вашем предприятии?
— Себестоимость увеличивается незначительно, так как речь идет о сырье, которое уходит из сегмента розничной реализации. Если корнеплоды очень крупные или мелкие, слегка неправильной формы, покупатель может не купить такую продукцию. Сельхозпроизводителю приходится избавляться от таких корнеплодов, так как их наличие, как правило, снижает рентабельность агрохозяйства.
— А у картофеля, например, как меняется себестоимость?
— В среднем два рубля на килограмм. Но разница в том, что мытый картофель поставляем по цене грязного, а внедрение нами инновационных биотехнологий позволяет увеличивать еще и сроки хранения картофеля в разы. Хочу сразу успокоить читателей, что используемые нами биотехнологии прошли апробацию на культурах, имеют высшую степень безопасности для человека и экологическую чистоту. Так как наша технология направлена на подавление гнилостной микрофлоры и ее развития на конкретной культуре, они не является химическими или синтетическими препаратами и абсолютно безопасна для человека и животных.
— В Омске пока нет предприятий со схожим функционалом?
— Нет. Во всей Омской области до сих пор нет предприятий, которые фасуют и моют овощи в промышленном объеме. Но ряд компаний планирует устанавливать соответствующее оборудование в будущем году.
— Но вы же хотите выходить на рынки Москвы и Санкт-Петербурга? Там уже серьезная конкуренция начинается?
— В Москве и Санкт-Петербурге ситуация складывается таким образом, что их ближайшие и основные поставщики овощей — Белоруссия и Украина в этом году переключились на Европу в связи с тем, что там была засуха и неурожай овощных вызвал дефицит. Зачем им везти овощи в Москву за рубли, если в Европе тот же объем удастся продать за евро. Соответственно, в столице уже начал образовываться дефицит овощей, а ведь, без сомнения, главные переработчики находятся вблизи наших мегаполисов.
— А как, по вашим прогнозам, будет складываться торговля в других регионах?
— К примеру, поставщики из Москвы, Белоруссии и Украины даже в пиковый период цен максимум смогут дотянуться до Уфы, Казани. А уже в Екатеринбурге и за Уралом по цене они не проходят, потому что в этих регионах объемы производства овощей достаточно велики. В Тюменской области одно из крупнейших агрохозяйств — «КриММ», в Пермском крае «Овен» собирает порядка 58 тысяч картофеля. Западные производители тоже не смогут зайти в Уральский и Сибирский регионы и уж тем более составить конкуренцию овощной группе. А наши регионы, которые расположены за Уралом, легко дотягиваются до запада и юга страны. Всему вина — транспортные издержки. Что же касается наших прогнозов, то могу с уверенностью сказать, что к концу февраля дефицит картофеля будет существенным, а повышенный спрос вызовет рост цен.
— Какой площади у вас помещения? Вы их арендуете?
— Мы провели ремонт и модернизацию в бывших складских помещениях на улице Казахстанскогй. Площадь – 566 квадратных метров. Но если мне завтра понадобятся дополнительные площади для развития производства, то они есть. Мы удачно расположены и в плане транспортной развязки, и неподалеку от сельхозпроизводителей нашего района.
— А кто собственник здания?
— «Чайный мир». У них и сейчас там производственные цеха, но нас отделяет ряд складских площадей, которыми можно воспользоваться.
— Сколько человек работают на предприятии?
— Сейчас у меня работают 18 человек, и все пока с испытательным сроком. В перспективе будем создавать 40 рабочих мест. В феврале планирую выйти на круглосуточный режим работы.
— Предприятие зарегистрировано именно на «Форто»?
— Производство — это ИП Александр ПАРФЕНОВ. А «Форто» на данный момент является финансовым обеспечением перерабатывающего предприятия, поскольку пока мы, по сути, только вкладываемся и развиваем объемы производства.
— А чем занимается «Форто»? Сколько лет существует компания?
— «Форто» основано в 2004 году. До этого я сам, будучи еще офицером спецназа, выращивал овощи (в качестве хобби). Тогда я начал заниматься изучением агротехники, ценовых и технологических тенденций в растениеводстве, спроса и правил движения рынка овощных культур и многое другое. Тогда-то мы совместно с партнерами из Екатеринбурга создали сайт «Агротрейдинг — Уральский картофель», который позволяет мониторить ситуацию по всей стране в быстром автоматическом режиме: как меняются цены, что происходит в других регионах. С тех пор к нам стали обращаться как к специалистам по обеспечению поставок в такие сети, как «Лента», «Магнит», «Пятерочка», «METRO Cash&Carry» с просьбой найти добросовестного производителя с оптимальными ценами и качеством. Затем на нас стали выходить другие регионы, и в результате образовалась цепочка из 9 предприятий «Агротрейдинга». Имея все необходимые инструменты, группа компаний легко может обеспечить реализацию объема в
800-1000 тонн овощей практически в любом регионе, так что работа в этом направлении командная.
— Кто были вашими самыми крупными заказчиками тогда?
— К примеру, четывре года я был поставщиком овощей для ЗАО «Емельяновский» в Новосибирской области. Затем крупные поставки осуществлялись в «Сады гиганта», «Пермские овощи» через наших партнеров в Екатеринбурге. Каждый год появляются предприятия, которые умеют выращивать, но не умеют продавать. В 2011 году появилась идея вернуться к производству — так мы стали официальным дилером ООО «Петербургские технологии». Они создали уникальный продукт, который позволяет сократить расходы на выращивание культур в десятки раз, причем не обязательно овощей, но и зерновых, бобовых и озимых культур. В прошлом году мы опробовали в Омской области эти технологии на овощных культурах и получили прекрасные показатели. Данное направление — одно из экономических составляющих нашего предприятия, которое позволяет снижать себестоимость продукции в разы.