Олег ВОЛОХ застал чудеса на советско-китайской границе

Дата публикации: 19 февраля 2014

Ректор ФГОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет» Олег ВОЛОХ служил в пограничных войсках — обучался в Высшем пограничном командном училище КГБ СССР им. Ф. Э. Дзержинского в городе Алма-Ате, которое готовило в то время офицеров-пограничников для восточных рубежей СССР. Участвовал в локальных конфликтах в Баку и Тбилиси. В 1989 году перевелся на юридический факультет КазГУ.

 

— В нашем училище было принято, чтобы все курсанты по 3-4 месяца стажировались на заставах. Причем на реальных командных должностях, без всяких поблажек. Я стажировался в Панфиловском пограничном отряде в качестве заместителя начальника заставы Алтын-куль. В переводе с казахского алтын-куль означает золотое озеро. На самом деле это никакое не озеро, и уж тем более не золотое, а болотистая местность между территориями Китая и Советского Союза. Жить там можно было только в накомарниках, а ходить по болоту только по тропе, огороженной колючей проволокой. Служба была не сахар, за одну стажировку я как-то потерял почти 15 килограмм, плюс ко всему в конце 80-х на эту советскую территорию претендовала и Китайская Народная Республика, поэтому покой, как говорится, нам только снился.

 

При мне территориальных конфликтов на заставе Алтын-куль не происходило, были только различные провокации и небольшие прорывы границы, но вообще эта застава была и остается героической, поскольку ей приходилось дважды отражать серьезные нападения с китайской стороны. Акции же устрашения китайцы устраивали нам в то время довольно регулярно. Они выпрыгивали, например, из кузова ГАЗ-53, который проезжал вдоль границы, выстраивались цепью и молча шли в нашу сторону потом молча переходили границу, стреляли в воздух, молча разворачивались и отступали на свою территорию. Довелось мне однажды поучаствовать и в задержании реальных нарушителей. Кто они были на самом деле — не знаю, нам они говорили, что пастухи. Собственно, дело пограничника — задержать, а разбираться, кто этот нарушитель и откуда, — уже не наша задача.

 

Еще вокруг нашей заставы несколько месяцев наблюдался «полтергейст», которого мы между собой звали Гога. Выглядел он как человечек, только светился по ночам, поэтому когда Гога  появлялся вблизи заставы, то сразу наводил ужас на доблестных пограничников. Сам я, честно говоря, Гогу ни разу не видел, но моего напарника он однажды испугал. Дело было ночью, мы возвращались на заставу, и пока я открывал систему, все и произошло. Оборачиваюсь к напарнику, а он уже лежит. Сейчас это, конечно, смешно вспоминать, а тогда мне не до смеха было. Ночь, тишина, звезды. И напарник без сознания. Я пытаюсь его привести в чувство, хлопаю по щекам, а он мне, заикаясь, говорит: «Г-г-гога»! Что это были за световые эффекты я не знаю до сих пор, но более чем уверен, что их нам с китайской стороны подбрасывали. С целью деморализовать личный состав.  

 

Я никогда не мечтал стать именно пограничником, в училище меня привело увлечение спортом, тем не менее я горжусь, что защищал границу. Эти несколько лет действительно научили меня очень многому. Я получил и хорошие знания, благодаря своим педагогам, и лишился ненужных юношеских иллюзий, вместо которых получил жизненный опыт, очень мне пригодившийся в дальнейшей жизни. И как бы пафосно мои слова ни прозвучали, мы действительно любили Родину, старались хорошо освоить военное ремесло и честно выполняли свой долг. Никто из нас даже на секунду не задумывался в то время, что Советский Союз может перестать существовать.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2014/fevral/-6/oleg-voloh-zastal-chudesa-na-sovetsko-kitayskoy-granitse