20 января 2014 года на должность управляющего семейным торговым центром «МЕГА Омск» был назначен Сергей АРИСТАРХОВ. С лета 2013 года до этого назначения он являлся в «МЕГЕ» руководителем отдела по работе с арендаторами. Первое интервью в новой должности Сергей АРИСТАРХОВ дал обозревателю «КВ» Ольге УМОВОЙ.
— Сергей, каким был для «МЕГИ Омск» 2013 год?
— Год был для нас весьма успешным. Более 15 млн человек посетило наш торговый центр. Конечно, темпы роста уже не такие, как после открытия в 2009 году, но рост есть, и это нас радует.
— Как вы подсчитываете посещаемость?
— Во всех «МЕГАХ» есть специальное оборудование для этого, ежедневно ведется автоматический подсчет. Это необходимо нам, чтобы оценивать эффективность своей работы, чтобы оперировать такими сведениями в переговорах с арендаторами.
— В сравнении с другими «МЕГАМИ» в регионах России насколько высокие показатели у омского торгового центра?
— Насколько мне известно, «МЕГА Омск» остается одним из самых посещаемых торговых центров нашей компании в регионах и в целом одним из самых успешных. Думаю, «МЕГА», где бы она ни была, привлекает покупателя высокими стандартами обслуживания. Кроме того, популярность «МЕГИ» - это и заслуга наших арендаторов, которых мы очень тщательно подбираем, стремимся к тому, чтобы наши арендаторы дополняли друг друга и каждый из них в отдельности обеспечивал дополнительную ценность торгового центра для покупателя. Концепция, которую мы продвигаем и в рекламе, заключается в том, что наш гость может все сделать под одной крышей, получить весь комплекс услуг. Нам важно, чтобы арендаторы были достойными, и мы сотрудничаем с самыми сильными, с теми, которые растут вместе с нами и продолжают развиваться год от года, обеспечивая высокое качество.
- Есть определенный пул арендаторов, который ходит с «МЕГОЙ» из региона в регион.
- Верно, ведь «МЕГА» — это сеть торговых центров, три торговых центра расположены в Москве, два – в Санкт-Петербурге и по одному в ряде городов-миллионников, в целом 14 торговых центров. К тому времени, когда торговый центр открылся в Омске, «МЕГА» уже несколько лет присутствовала в России, и многие арендаторы, которые на тот момент уже работали с компанией, естественно, захотели быть с нами и в Омске, им были понятны и наши требования, и как мы работаем. Очень удобно, на мой взгляд, работать с «МЕГОЙ» международным операторам, которые хотят выйти на российский рынок, и им не нужно самостоятельно идти в каждый город, можно заключить рамочное соглашение с «МЕГОЙ» и оказаться во всех крупных городах.
— А IKEA и «Леруа Мерлен», находящийся через дорогу от здания «МЕГИ», функционируют самостоятельно или тоже являются арендаторами «МЕГИ Омск»?
— И «Леруа Мерлен», и ИКЕА являются самостоятельными компаниями, но при этом они — якорные арендаторы торгового центра. Площади магазина «Леруа Мерлен» тоже относятся к СТЦ «Мега Омск», хотя это и отдельно расположенное здание.
— А сколько в торговом центре «МЕГА Омск» сейчас местных арендаторов из числа омских предпринимателей?
- В процентном соотношении я вам не назову, но могу сказать, что в сфере услуг у нас в основном работают именно местные арендаторы. Это касается ресторанов, ателье, это, киоски в галереях, цветы и так далее. Кроме того, арендуют у нас площади и омские предприниматели, которые владеют франшизами федеральных брендов. Они представляют у нас эти бренды. Для нас главное не то, федеральная это компания, международная или местная, главное, что ее продукт должен быть интересен омичам.
— Каким еще критериям должен отвечать арендатор, чтобы попасть в «МЕГУ»?
— Разумеется, мы оцениваем, чего достигла компания, как она работает, насколько это надежный партнер. Окончательное решение принимает центральный офис, все заявки тоже принимаются там. По поводу местных операторов мы даем центральному офису свои отзывы. Например, из числа новых недавно открывшихся местных арендаторов можно назвать кафе «Сытная площадь».
— А в чем была ваша заинтересованность в появлении этой кофейни, ведь в «МЕГЕ» уже есть большой фудкорт?
— Идея открытия этой кофейни как раз и заключалась в том, чтобы сделать еще какое-то место, где можно отдохнуть, выпить чашечку кофе в стороне от ресторанного дворика, чтобы посетитель имел выбор — остановиться здесь или пройтись до фудкорта. Омская компания и помогла нам реализовать эту идею.
— Насколько часто у вас происходит ротация арендаторов?
- Если магазин не востребован или на него поступает много жалоб, естественно, мы можем не продлевать договор аренды, тогда и происходит ротация. Но, как правило, такие ситуации не возникают, поскольку к подбору партнеров мы стараемся подходить тщательно. Изначально мы придерживаемся позиции не работать с теми, кто не сможет предоставить сервис на высоком уровне.
— В торговом центре сейчас есть свободные помещения?
— В целом наполняемость торгового центра находится на хорошем уровне. У нас есть, конечно, вакантные помещения, но они так или иначе будут всегда. Например, кто-то захочет расшириться, а кому-то, напротив, площади окажутся лишними, это естественный процесс. Бывает так, что мы ждем прихода какого-то важного партнера, бренда, под который мы готовим конкретное помещение. В целом, я могу сказать, что у нас нет сложностей с наполняемостью — заявок от желающих поступает очень много.
-За 2013 год какие открытия у вас случились?
- Мы существенно усилили так называемую детскую зону, у нас открылись «O’STIN KIDS», «Adidas Kids», буквально вчера запустили магазин «Гулливер». Кроме того, открылись магазины «Reebok Classic», «Яшма Золото», кофейня «Сытная площадь» и первый в Омске ресторан «Burger King». И другие магазины, появившиеся ранее, не стояли на месте, внедряли современные технологии, меняли дизайн, мерчандайзинг.
— Может быть, вы, как новый управляющий, видите сейчас какие-то пустующие ниши, незакрытые товарные группы, которые хотели бы привлечь в «МЕГУ»?
— Такие ниши, разумеется, есть, потому что мы рассматриваем «МЕГУ» как единое целое и всегда размышляем над тем, чего здесь не хватает, анализируем. Могу сказать, что мы бы хотели развить отдельные сервисы. Например, хотим открыть салон красоты, которого в «МЕГЕ» сейчас нет. И перед нами стоит задача подобрать хороших партнеров в этом направлении. Сейчас у нас есть студия маникюра, и она пользуется очень большим спросом. Мы понимаем, что высокая проходимость торгового центра обеспечит хороший спрос и на услуги салона красоты. В целом расширение сферы услуг — это тот путь, который мы для себя видим.
- Какие маркетинговые инструменты используете для продвижения «МЕГИ» на местном рынке?
- Мы используем, разумеется, как стандартные маркетинговые инструменты продвижения – то, что называется рекламой как таковой, так и новые маркетинговые инструменты. Активно развиваем, например, нашу группу в "Вконтакте", в ней уже более 30 000 человек. Это одна из самых крупных омских групп в этой социальной сети, она растет, и наши арендаторы ее используют, а также ее используем мы сами.
Весьма востребованными из года в год остаются предлагаемые нами сервисы, такие как игровые площадки, детский клуб, каток и так далее.
Разумеется, что на том же катке мы не зарабатываем больших денег, но он очень популярен и интересен аудитории. Недавно мы ввели на катке еще и дополнительный сервис — так называемых помощников, — это фигуры медведя и пингвина, с помощью которых как ребенок, так и взрослый может учиться кататься, держась за фигуру. Также мы обновили большую детскую площадку рядом с ИКЕА, она тоже очень популярна. На очереди у нас обновление детской площадки для самых маленьких, которая расположена рядом с ресторанным двориком. Кроме того, мы сейчас занимаемся обновлением парковки для наполненных покупками тележек, которая находится рядом с «Ашаном». Парковка будет расширена и станет удобнее.
И наконец, мы активно продвигаем систему MEGACARD, которая дает возможность нашим посетителям расплачиваться в магазинах — участниках программы бонусными баллами, накопленными на кредитной карте. Недавно запустили еще одну интересную программу —подарочную карту МЕГА. Магазинов у нас много, и человек, которому преподнесена в подарок такая карта, всегда сможет выбрать себе что-то по душе.
— В каком формате работает Детский клуб?
- Детский клуб был перезапущен в новом формате летом 2013 года. Как и прежде, все занятия в Детском клубе проводятся абсолютно бесплатно. Установлено расписание занятий, с которым любой родитель может ознакомиться и выбрать интересующие. Занятия самые разные, в том числе школа фигурного катания, кулинарные уроки, настольные игры и прочее. Активно участвуют в работе Детского клуба наши арендаторы, например, в рамках одного из занятий дети занимаются конструированием, и конструкторы предоставляет наш арендатор — магазин LEGO.
— Какие еще задачи стоят перед вами на ближайшее время?
- Мы будем продолжать обновлять и модернизировать наш торговый центр, инвестировать средства в то, чтобы состояние нашей МЕГИ было максимально близко к состоянию только что построенного торгового центра. Также мы постоянно работаем над появлением новых сервисов, над привлечением новых арендаторов, и сейчас мы ведем переговоры со многими интересными брендами, которые, возможно, в ближайшее время появятся у нас. Комментировать, о каких брендах идет речь, я пока не могу.
- Сколько человек работает в администрации центра? И сколько всего человек работает в омской «МЕГЕ»?
- В администрации торгового центра работает порядка 30 человек, но надо понимать, что у нас много подрядных организаций, которые нам помогают в организации ежедневной работы центра — уборка, охрана и так далее. Администрация скорее координирует их работу. В целом в «МЕГЕ» работает более 3 000 человек.
- Вы шесть лет работали в магазине ИКЕА в Канаде. Каков был там ваш функционал?
— В Канаде, в городе Эдмонтон я возглавлял финансово-административный отдел в магазине ИКЕА.
- Это что-то вроде коммерческого директора?
— Нет, это скорее финансовый директор, с уклоном в -оперативное и финансовое управление.
- Как складывалась ваша карьера, где вы работали до ИКЕА?
— После окончания Санкт-Петербургского университета экономики и финансов по специальности «Международный менеджмент» в 1998 году я начал работать в компании Sela в качестве специалиста отдела маркетинга. Вскоре мне предложили ехать в Москву и открывать там офис компании. До 2001 года я работал там, а потом поехал учиться в Новую Зеландию, окончил там языковую школу и курс «Финансы и управленческий учет» в Университете Линкольна. После возвращения мне было важно не забыть английский язык, закрепить его, и я понял, что нужно работать в международной компании, а на тот момент в ИКЕА уже работали люди со всего мира. Я начал с должности стажера отдела закупок в центральном закупочном офисе российского подразделения компании, потом стал коммерческим представителем отдела, занимающегося закупками мебели из массива древесины. Ездил по регионам, находил поставщиков, прежде всего это были деревообрабатывающие предприятия, организовывал закупки. Через год я стал заместителем руководителя отдела закупок, потом перешел в отдел закупок мебели из плитных материалов. В 2007 году у меня появилась возможность поехать в Канаду, которой я и воспользовался.
- Насколько я понимаю, кадровый подход в ИКЕА на том и строится, чтобы в каждой из стран присутствия создавать такие международные команды, да?
- Когда я приехал на первое собеседование в ИКЕА в Москве, беседовал с HR-менеджером, она была из Швеции, и тогда она сказала, что в данный момент у них в головном офисе в Швеции нет никого из России, но очень бы хотелось. А сейчас в Швеции много сотрудников именно из нашей страны.
— И зачем, разве своих не хватает специалистов?
— Дело в том, что международная компания, присутствующая на многих рынках, не может быть успешной, если не учитывает местные особенности, если не адаптируется к местному рынку. К примеру, в Канаде средний дом имеет площадь порядка 200 кв. м, а у нас в России средняя квартира около 50 кв. м. Как предлагать, как показывать продукцию в той или иной стране — все это основывается на изучении местного спроса, на анализе того, как люди живут. Головной офис действительно стремится к тому, чтобы люди из всех стран там присутствовали. Получив возможность поработать в Канаде, я подумал, что это будет интересный опыт, хотелось почувствовать себя в другой культуре. Мне в целом очень импонирует, что многие русские сейчас активно путешествуют, пользуются такой возможностью. Люди видят, как лучше, комфортнее жить, что можно привнести сюда, в Россию, причем это касается и покупателей, и продавцов. И кстати, каждый раз, приезжая в Россию в отпуск из Канады, я видел: что-то улучшается. Те, кому я говорил об этом в России, не понимали, не видели этих изменений, а я видел, так как происходило это не на моих глазах.
— Работа в ИКЕА в России и работа в ИКЕА в Канаде существенно различаются или корпоративная культура все сглаживает?
- Вы правы, корпоративная культура во всех странах в подразделениях ИКЕА схожая, я удивлялся этому еще тогда, когда работал в Москве и у меня были командировки в разные страны: и в Англию, и в Голландию, и во Вьетнам. Я тогда приезжал в другую страну и понимал, что люди очень похожие во всех подразделениях. И эта единая корпоративная культура мне значительно облегчала решение различных рабочих моментов. Хотя, разумеется, культурные особенности накладывают свой отпечаток. Когда я работал в Канаде, возникали, например, небольшие языковые барьеры, связанные с тем, что в сравнении с европейским английским у североамериканцев совершенно другой акцент. Поначалу это доставляло некоторые неудобства, но в итоге я слушал, как они говорят на английском и старался адаптироваться к их акценту. Барьеров в работе такие языковые особенности не создают, скорее, в выстраивании личных знакомств.
— Ваше возвращение в Россию в целом и в частности перевод из Эдмонтона в Омск с чем связаны?
- В России работать намного интереснее, так считают и многие иностранцы, кстати. Здесь многое развивается, очень быстро все меняется, много новостей, событий, растут требования покупателей, растут компании. Западные рынки более стабильны, и там происходит намного меньше изменений и в жизни людей, и в жизни компаний. Так что работа в России, на мой взгляд, дает человеку больше возможностей для развития. Например, компания ИКЕА здесь представлена гораздо большим количеством подразделений, чем во многих других странах, — здесь есть и производственные подразделения, и торговые центры, и закупочные подразделения.
И в личном плане я скучал по России, в какой-то момент это стало особенно чувствоваться. Как-то в Канаде мы с коллегами обедали и они поинтересовались, по чему именно я больше всего скучаю. Ответил не задумываясь — по русскому языку, по его звучанию. Когда приезжал в отпуск, огромное удовольствие получал просто от того, что я говорю по-русски, при том что английский у меня свободный и я не ощущаю никакого дискомфорта, когда на нем говорю.
— Каковы ваши впечатления от Омска, тем более в сравнении с Эдмонтоном?
— Вы знаете, Омск очень похож на Эдмонтон: там такая же солнечная и морозная зима, да и в другие времена года погода один в один. У этих двух городов на удивление много схожих вещей — и размер города, и количество населения примерно одинаковы, есть большой нефтезавод и там, и здесь, и даже хоккей как религия в обоих этих городах! Иногда кажется, что с переездом ничего вокруг не изменилось. В Омске замечательно то, что сюда по-прежнему не дошла проблема пробок и, я надеюсь, никогда не дойдет. Культурная жизнь здесь намного насыщеннее, чем в Канаде. Я, когда приехал сюда, наслаждался возможностью ходить в театры, посетил филармонию. В Канаде театры, конечно, были, но там постановки на английском языке, и такого отклика в душе нет. А вообще, когда возник вопрос, ехать или не ехать в Омск, я подумал, почему бы и нет, хотя ни разу до этого здесь не был, был лишь как-то раз в соседнем Новосибирске.
- Чем занимаетесь в свободное время?
— Я люблю зимние виды спорта, привез из Канады свои любимые коньки. Там все, как я уже говорил, играют в хоккей и катаются на коньках. Я в хоккей не играл, но катался много, поэтому привез с собой в Омск и коньки, и ролики. Много видов спорта перепробовал в Канаде: от стрельбы по тарелкам до скалолазания и керлинга. Керлинг для меня сначала был непонятен — бегают люди со швабрами – пока сам не поиграл. У нас в ИКЕА в Канаде проходили корпоративные турниры по керлингу каждый год, и я один турнир даже выиграл в составе команды. Так что свободное время посвящаю спорту. Я и всем своим коллегам говорю:— надо обязательно находить баланс между работой, личной жизнью, спортом и отдыхом. Спорт заряжает энергией, и мне нравится, что здесь, в Омске, в спортивных залах, куда не придешь, всегда много посетителей.
— С приходом в Омск «МЕГИ» покупательские потоки существенно переориентировались на Левый берег. Наверное, вам уже доводилось слышать, что на улице Ленина в Омске закрылись практически сразу несколько брендовых магазинов, помещения до сих пор пустуют, А предприниматели до сих пор время от времени заявляют, что «улицу Ленина убила "МЕГА». А вы что думаете по этому поводу?
— Я думаю, здесь нужно учитывать общемировую тенденцию — стрит-ритейл по всему миру перемещается в торговые центры. Причина этому — покупатель, который выбирает комфорт и то место, где все под одной крышей. Тем более что количество машин растет и нужны парковки. А здесь, в Сибири, тем более трудно бегать из магазина в магазин в минус 30.
- И что же делать владельцам опустевших помещений?
- На мой взгляд, нужно переориентировать торговые площади на улице Ленина, сделать другой акцент. По всему миру на центральных улицах успешно работают магазины, которые по своей концепции не присутствуют в торговых центрах. Это, как правило, премиальный сегмент, категория люкс. Плюс в таких местах активно развивается ресторанная зона, услуги, в том числе банковские, культурные заведения, к примеру, те же художественные галереи. Нужно выбрать определенную нишу для этого места, адаптировать его под потребности населения.
- Подытожим. По-вашему, «МЕГА» к краху бизнеса в сегменте стрит-ритейла непричастна?
- В закрытии магазинов на улице Ленина «МЕГУ» абсолютно не считаю виноватой. Это естественный процесс. Я когда начинал работать в компании Sela в 1998 году, мы принципиально искали отдельно стоящие магазины, а сейчас почти все магазины этой компании расположены в торговых центрах. Так развивается рынок, и говорить, что «МЕГА» пришла и разрушила чей-то бизнес, нельзя. Это все равно бы случилось, с «МЕГОЙ» или без нее.