Согласно статистике ежегодно посетители оставляют в Стене плача более миллиона записок
Прошлой осенью мне довелось больше месяца провести в Израиле. Я побывал на земле обетованной впервые, поэтому пытался как можно больше запомнить и понять, как же там живется. Надеюсь, мои впечатления будут интересны и, возможно, полезны читателям «КВ».
У самого Мертвого моря
Главной природной достопримечательностью Израиля, вне сомнения, является Мертвое море, поэтому на нем стараются побывать все туристы. Прежде чем до него добраться, придется долго ехать по Иудейской пустыне. Большинству при мысли о пустыне представляются барханы, перекати-поле, караваны верблюдов — непременные атрибуты многих пустынь, но не Иудейской. Песка в ней практически нет, она каменистая. По словам экскурсовода, камни разогреваются на солнце до такой степени, что обитатели пустыни бедуины жарят на них яйца.
Всем, кто едет на экскурсию на Мертвое море, предстоит остановка в торговом офисе компании «Ахава». AHAVA Dead Sea Laboratories — единственная косметическая компания в Израиле, имеющая патент на добычу ресурсов Мертвого моря и расположенная непосредственно на его берегу. Всем туристам раздают купоны, по которым можно получить скидку при приобретении косметики в магазине компании. На самом деле это больше похоже на развод туристов. В магазинах, специализирующиеся на продаже косметики Мертвого моря, в той же Нетании цены на многие позиции из обширной косметической линейки чуть ниже, чем в фирменном магазине, даже с учетом скидки. Но русские туристы не привыкли экономить, поэтому закупаются здесь на всю катушку, особенно женщины. Тем более что при покупке косметики можно вернуть НДС, покидая Израиль.
После запланированного шопинга туристов привозят на один из пляжей Мертвого моря, нас привезли на пляж «Минерал». Сразу скажу, что я оказался не вполне готов к водным процедурам. Вода была более чем теплая – плюс 35 градусов, а вот галька на берегу прогревается гораздо сильнее. Привыкши, что на песчаных пляжах Нетании все ходят без сланцев, столкнулся с тем, что ходить по горячей гальке босыми ногами довольно болезненно. А в самом море просто замечательно, хотя оно и уступает по солености озеру Ассаль в Восточной Африке, но при концентрации соли в воде около 33 процентов плавать – одно удовольствие: вода выталкивает тебя на поверхность. Правда, грести руками лучше под водой, чтобы не поднимать брызг, которые могут попасть в глаза, что может быть весьма болезненно.
Большинство отдыхающих плавают возле самого берега, а я совершал заплывы метров на 100, причем никто не пытался меня спасать. Сначала было сложно принять вертикальное положение в воде, но, когда удалось преодолеть сопротивление соленой воды, плавать солдатиком оказалось очень удобно. На берегу для отдыхающих стояли бочки с лечебной грязью, которой многие вымазывались, становясь похожими на негров. Купаться в Мертвом море можно круглый год, даже с ноября по апрель температура воды колеблется от 22 до 29 градусов. А в июне-июле достигает плюс 40.
Парк «Утопия»
В 14 километрах от Нетании в кибуце Бахан расположен парк «Утопия», куда мы решили съездить на самостоятельную экскурсию. Это гораздо дешевле – вместе с дорогой около 150 шекелей на двоих, а экскурсия через туристическую фирму обойдется вдвое дороже. Вход в парк орхидей оборудован как пещера, построенная из скальных пород. В «Утопии» под крышей растет не только огромное количество самых разнообразных орхидей, но и масса других экзотических растений, есть целая «грядка» насекомоядных: саррацении, непентесы, генлисеи, пузырчатки, жирянки, росянки и другие хищники. Кроме того, в вольерах летают попугаи какаду, которые с удовольствием берут кусочки хлеба из рук, и разгуливают павлины, фазаны, индейки, цесарки и прочие декоративные птицы. А в одном из вольеров живут всевозможные бабочки, больше всего их весной, а осенью пришлось лицезреть только остатки былой роскоши.
В центре открытой части парка расположен водоем с музыкальными фонтанами, каждые полчаса под песню бразильского певца Мишеля Тело Ai se eu te pego фонтаны «танцуют» струями воды и брызгами. Зрелище просто феерическое, из разных мест смотрится совершенно по-разному. А в водоеме плавают разнообразные рыбы и черепахи, которых тоже можно подкормить кусочками хлеба. Немало впечатлений приносят двухъярусный и классический лабиринты, стенки которых составляют живые изгороди из растений. Как известно, у лабиринта выход там же, где вход, но мы не стали возвращаться по собственным следам, а вышли через дырку, проделанную кем-то в изгороди. На холме Эрец Исраэль представлены все плодовые деревья, разводимые в Израиле, мы подобрали гранат, оказавшийся довольно вкусным. Радует глаз аллея топиари — фигурно подстриженных деревьев и кустарников, а на холме кактусов на особо крупных кактусах многие туристы оставляют свои автографы. Кроме русского, я опознал надписи типа «Киса и Ося тут были» еще на шести языках, так что это не только наша бескультурная традиция.
Жилище мира
Израильские туристические фирмы предлагают три вида экскурсий: Иерусалим обзорный, христианский и город трех религий – во все дни недели, кроме пятницы. Мы с супругой решили выбрать последний вариант и прошлись по всем кварталам Старого города: еврейскому, армянскому, христианскому и магометанскому. О достопримечательностях Иерусалима, который в переводе означает основание или жилище мира, написано более чем достаточно, поэтому остановлюсь на своих впечатлениях.
Из всего увиденного наибольшее впечатление произвела Стена Плача – это остатки опорной стены Второго храма иудеев. У Стены две половины: мужская и женская, между ними абор. В принципе никто не запрещает подойти к Стене не по половому признаку, но как-то никто не нарушает. Но зато с женской половины видны были головы еврейских женщин, которые влезали на табуретки, чтобы посмотреть, как проходят обряд бар-мицва их сыновья на мужской половине. Хоть я и атеист, но отдал дань традиции — прикоснулся к Стене и мысленно пожелал здоровья всем своим родным. А заодно понаблюдал, как люди разных национальностей и рас кладут меж камней записки с просьбами, которые вроде как доходят до самого бога. Согласно официальной статистике ежегодно посетители оставляют в Стене более миллиона записок. Записки собирают два раза в год и захоранивают на Елеонской горе. Записку для бога можно отправить по почте, раввин Стены получает тысячи писем ежегодно на имя «Бог, Иерусалим» и складывает эти письма в щели на стене. А Израильская телефонная компания и ряд благотворительных сайтов предлагают возможность просителям отправить свои записки к Стене Плача с помощью электронной почты и факса, их распечатывают и вставляют в Стену, но не бесплатно.
Не меньшее впечатление произвел и храм Гроба Господня, в котором мы освятили несколько связок свечей, упакованных по 33 штуки, и обожгли их от лампад, зажженных от Благодатного огня, который в каждую православную Пасху сам собой зажигается в храме. На камне миропомазания — месте, куда перед погребением было возложено тело Иисуса для умащивания маслами, можно освятить не только свечи, но и любые предметы, достаточно их ненадолго положить на него. Особой очереди на освящение не было, чего не скажешь об обожжении свечей – чтобы обжечь их правильно, надо запастись терпением – в очереди больше сотни паломников и туристов. Храм Гроба Господня поделен на приделы шести христианских конфессий: католической, православной, армянской, сирийской, коптской и эфиопской. Между этими конфессиями распределено и время проведения основных церковных служб. Из-за постоянных конфликтов христиан с мусульманами и различных христианских конфессий ключи от храма Гроба Господня с 638 года хранятся у арабской семьи Джуди, а право открывать храм принадлежит другой арабской семье — Нусейба. Эти права на протяжении веков передаются в обеих семьях от отца к сыну.
Старый Иерусалим с площадью около квадратного километра — одна большая достопримечательность, внимательно осмотреть которую не хватит не только однодневной экскурсии, но и нескольких дней. И это не говоря о многочисленных музеях Иерусалима. По статистике, евреи составляют около 64 % жителей Иерусалима, из них около трети — ультраортодоксальные иудеи, а 35 % — арабы. На его улицах гораздо чаще можно встретить иудейских священнослужителей и учеников иешив, чем в той же Нетании или Тель-Авиве. За их одеяние – шляпы с широкими полями и пиджаки с длинными фалдами – светские евреи в шутку называют их пингвинами. Впрочем так одеваться могут не только священнослужители, но и ортодоксальные евреи, свято чтящие традиции. О тех, кто взвалил на себя тяжелое бремя – изучать Тору с утра до позднего вечера и молиться за благополучие еврейского народа, мы подробнее расскажем в следующей главе.
Самые многолюдные похороны
В ходе моего пребывания в Израиле был объявлен национальный траур по случаю смерти духовного лидера восточных евреев-сефардов Овадьи Йосефа, который был главным сефардским раввином Израиля с 1973-го по 1983 год. Он умер 7 октября в больнице на 94-м году жизни, его похороны, состоявшиеся в тот же день, показывали по всем местным телеканалам, а мне подробности рассказывали русские туристы, которых угораздило в этот день поехать на экскурсию "Иерусалим обзорный". Церемония началась около 18:00, и лишь после 23:00 Йосеф был похоронен, проводить его в последний путь, по оценкам полиции, собрались порядка 850 тысяч человек – больше, чем население Иерусалима. Упокоился он на кладбище Санедрия, порядок на похоронах обеспечивали около 4000 полицейских, были привлечены и военные подразделения. На протяжении всех похорон и до них Иерусалим был парализован, его улицы превратились в огромную пробку, в которой стояли и туристические автобусы. В ходе похорон более 300 человек получили легкие повреждения, полиция с большим трудом смогла пресечь желание тысяч евреев унести горсть земли с кладбища.
Сразу после похорон сын Овадьи Ицхак Йосеф, который сейчас является главным сефардским раввином Израиля, неожиданно заявил, что его отец был против того, чтобы те, кто обучается в религиозных учебных заведениях – иешивах, освобождались от службы в армии обороны Израиля. Впрочем это заявление дальнейшего продолжения не получило и, возможно, было сделано для привлечения голосов светских евреев в пользу партии ШАС, духовным лидером которой был Овадья Йосеф, в преддверии выборов мэров многих израильских городов, в которых участвовали и представители этой ультрарелигиозной политической партии. В иешивах Израиля проходят обучение больше 120 тысяч человек, а поскольку религиозные учебные заведения многоуровневые, то учеба может продолжаться очень долго и к моменту ее завершения выпускники выходят из призывного возраста.
Раввинских мест на всех обучающихся в иешивах явно не хватит, поэтому многие становятся просто профессиональными читателями Торы и Талмуда и живут за счет государства. Первое место по числу учащихся занимают колели — специальные иешивы для женатых мужчин, не выдающие дипломов и аттестатов. Однако в прошлом году количество желающих изучать Тору слегка сократилось — в сентябре 2013 года примерно 4 400 учащихся покинули иешивы. Это вызвано существенным урезанием государственного финансирования религиозных учебных заведений. Если в 2012-м был выделен миллиард шекелей, то в 2013-м – всего 650 млн.
Учащихся иешив называют иешиботниками. Стипендия холостого иешиботника составляет 477 шекелей в месяц, а женатого — 850. С одной стороны, это не так и много, а с другой, надо учесть, что питаются и одеваются обучающиеся за счет учебного заведения и живут в общежитиях бесплатно. Кроме того, что обучающиеся в иешивах молятся за всех евреев, они существенно улучшают демографическую ситуацию: в религиозных семьях – по 8-10 детей. А на каждого ребенка государство выплачивает пособие по 2000 шекелей в месяц до его совершеннолетия. Практически все светские евреи, с которыми мне довелось общаться, уверены, что иешиботники как не служили, так и не будут служить в армии. А недавно лидер партии ШАС Арье Дери сделал сильное заявление: «Учащиеся иешив участвуют в общественной жизни, своими занятиями и молитвами защищая Израиль от врагов ничуть не меньше, чем военнослужащие».
Стройка века
Каждая уважающая себя страна обязательно должна иметь грандиозную стройку за государственный счет. В России до недавнего времени таковыми были олимпийские объекты в Сочи. А после завершения зимней Олимпиады нас ожидает не менее грандиозное строительство к чемпионату мира по футболу-2018, который пройдет в 11 российских городах. А в Израиле такой стройкой вот уже больше пяти лет является железнодорожная линия Тель-Авив — Иерусалим.
Железная дорога из Яффо, теперь этот город входит в состав Тель-Авива, в Иерусалим, ставшая первой на Ближнем Востоке, была открыта в 1892 году. Прокладывали ее по узкому ущелью, поэтому на значительном отрезке она была и остается одноколейной. Из-за сильного износа пути дорога была закрыта в 1998 году, в результате столица, пусть и не признанная в мире, осталась без железнодорожного сообщения. Исторический вокзал в центре Иерусалима фактически был отрезан от железнодорожной сети страны и на много лет заброшен, но сейчас его реставрируют, чтобы использовать в качестве музея. Сначала решили восстановить историческую железную дорогу, но оказалось, что часть полотна, по которому линия проходила по южным районам Иерусалима, уже была приобретена риелторами под застройку.
В результате пришлось строить новый небольшой вокзал в южной части города, движение возобновилось в 2004 году. Восстановленная историческая линия не электрифицирована, по ней ходят дизель-поезда и действуют серьезные ограничения по скорости — 40-55 км/ч. Из-за этого поездка из Тель-Авива в Иерусалим занимает в среднем полтора часа. Проект скоростной железнодорожной линии между Тель-Авивом и Иерусалимом получил статус национального, его заказчиком выступает компания Israel Railways Ltd ("Израильские железные дороги"), на 100% государственная. Сначала дорогу начали строить собственными силами, но быстро поняли, что не потянут, поэтому был объявлен международный тендер.
ОАО «Мосметрострой» в июне 2010 года совместно с израильской строительной компанией Minrav выиграло тендер на строительство участка скоростной железнодорожной линии и приступило к работе. Новая линия Иерусалим—Тель-Авив включает в себя строительство 5 тоннелей и 10 мостов общей протяженностью 22 км и 7 км соответственно и будет заканчиваться на подземной главной станции на глубине 80 метров под Иерусалимом. Согласно условиям тендера, окончание срока строительства этого участка намечено на май 2014 года, а всю скоростную дорогу из Тель-Авива в Иерусалим протяженностью 57 км планируется ввести в эксплуатацию в 2017 году, из одной столицы в другую можно будет добраться за 35—40 минут.
Завершая железнодорожную тематику, хочется поделиться своими впечатлениями. В Израиле для проезда в поездах используются не обычные билеты, а картонные карточки, на которые нанесена магнитная полоса. Билет покупают от пункта отправки до конечной станции линии независимо от того, будет ли пассажир высаживаться в промежутке между основными станциями. Контроль оплаты проезда производится автоматически с помощью турникетов, расположенных на входе в станцию и выходе. Военнослужащие армии обороны Израиля имеют право на бесплатный проезд по так называемому солдатскому билету по железной дороге, а также в автобусах. Бывает, что и в Израиле поезда опаздывают, правда, меня бог миловал. Если поезд опоздал и прибыл на станцию с задержкой 30 и больше минут, то пассажир имеет право проехать бесплатно между теми пунктами, где поезд опаздывал. Если же поезд движется с опозданием в час и больше, то пассажир имеет право на проезд бесплатно два раза. Было бы неплохо, если бы и на РЖД тоже появились подобные правила.