Если вы уже устали искать идеи для отпусков – вот вам одна, на заметку. Если вы азартный болельщик, любите масштаб, автомобили, скорость и тусовку – поезжайте в Ле-Ман. Это по дороге из Парижа в Нант. Сама приехала оттуда пару недель назад, и, поверьте, 24-часовые гонки во французском Ле-Мане – то, что следует увидеть.
Надо сказать, что оказалась я там благодаря любезному предложению компании «Газпром нефть». Дело в том, что пару лет назад компания запустила автоспортивный проект G-Drive Racing. Изначально целью этого проекта было продвижение премиального бренда компании — топлива нового поколения G-Drive, уже хорошо знакомого нам по сети АЗС «Газпромнефть». Но помимо этого компания поставила себе и более амбициозную цель — развитие и популяризация автоспорта в России. Спонсорство автомобильных соревнований международного уровня – не худший путь к ее достижению. И вот когда уже есть серьезные успехи на этом поприще, грубо говоря, есть чем похвастаться, можно и прессу приглашать. И уж что касается меня, то, похоже, любовь к автоспорту в Ле-Мане мне «Газпром нефть» привила. Спасибо. Правда, это здорово.
О гонках
Итак, в этом году 14-15 июня состоялись 82-е «24 часа Ле-Мана». Это не только третий из восьми этапов чемпионата мира в гонках на выносливость, но еще и одна из самых престижнейших гонок в мире и точно — самая престижная в Европе. В этом году здесь было 263 300 зрителей. Рекордное число за всю историю. И место нашлось всем.
В гонках в Ле-Мане участвуют 4 класса машин. Самый быстрый и мощный класс прототипов – LMP1. Здесь свобода модификаций и сражаются, по сути, автоконцерны. И если твой болид побеждает, это значит, что он самый надежный, экономичный и быстрый. Царь горы. И победитель этого года Audi с горы не спускался уже пятилетку. Учитывая такую репутацию, цена на Audi точно не будет снижаться.
Второй класс прототипов – LMP2. Здесь все, как в предыдущем классе, но ограничений больше. Нельзя использовать заводскую поддержку, шасси должно быть не дороже 355 тысяч евро, а мотор — уложиться в 75 000. В этом классе мы ждали результата. На нашу команду G-Drive Racing на MORGAN – NISSAN под номером 26 с Романом РУСИНОВЫМ в лидерах букмекеры принимали ставки из расчета 60-процентной вероятности их победы, и в квалификации машина показала лучшее время круга.
Еще два класса спорткаров — LM GTE Pro для профи и LM GTE Am для любителей — в своей основе имеют серийные модели класса Gran Turismo. Но даже без боевой раскраски, встреченные на улице, они быстро становятся замечательным фоном для фото в стиле селфи.
Все машины стартуют, заняв места на стартовой решетке в соответствии с результатами квалификации, в три часа дня. Финиш — через сутки. С трибун и многих других мест видны огромные экраны, куда транслируется происходящее на трассе, а через мощные динамики разносится голос комментатора на французском, который по эмоциям еще даст фору нашему Дмитрию Губерниеву. И все это сопровождает такой рев моторов, что невольно понимаешь, что значения слова «громко» до сегодняшнего дня ты просто не знал.
О пилотах
Гоночная трасса Сарта круговая, длина 13,5 километров. И вот по этому кругу летало 55 машин. Именно летало, потому что машина-лидер, один из болидов Audi, прошел по этой трассе за сутки 379 кругов, а значит, 5173 км, со средней скоростью в течение суток 216 километров в час. Вот вы, например, когда по трассе идете, замеряете свою среднюю скорость за сутки с учетом заправок, перекусов, попыток оттереть стекло от прилипших трупов москитов? Вот и сравните.
Чтобы столь длительная гонка была возможна, пилотов в каждой команде три. Смена происходит часа через два. И потом снова за руль, часа через четыре. За это время надо сделать, как правило, массаж, поесть, поспать, встать, размяться, подготовиться, настроиться и снова на трассу. Как-то Роман РУСИНОВ в одном из интервью обмолвился, что, чтобы заснуть во время Ле-Мана, ему нужно зайти на три минуты в криокамеру, тогда удается отдохнуть. Но у каждого пилота тут свои рецепты. Комментатор перед началом гонки сказал, что победа в Ле–Мане достается тому, кто сможет создать сплав надежности, скорости и удачи. Удача особенно нужна, когда приходится вести машину по трассе ночью во время дождя, практически вслепую. При этом скорости на прямых участках трассы достигают 350 км/ч, что зачастую выше, чем в F1, откуда вышли многие из пилотов.
Пилоты для публики — это герои. Все болельщики стремятся сфотографироваться с ними, получить автограф, перекинуться хотя бы парой фраз. И эта потребность удовлетворяется на параде пилотов в самом Ле-Мане в день, предшествующий началу гонки. На зрелище, парализующее все движение в городе, стекаются даже те, кто игнорирует гонки как необходимое для посещения спортивное событие. На параде помимо оркестров, танцоров, потрясающих тачек и девушек правильной внешности в правильных нарядах, соответствующих случаю, выходят все пилоты, раздают автографы, обнимаются, фотографируются с публикой и этакой длиннющей процессией продвигаются по городу.
Зрители счастливы. Атмосфера всеобщего экстаза по поводу происходящего.
О болельщиках
Городок Ле-Ман может похвастать только 140-тысячным населением. Теперь представьте, что с ним происходит раз в году. Если вам удалось забронировать тут гостиницу, то вы редкий счастливчик вне зависимости от цены вопроса. Как правило, все пробронировано на годы вперед. Поэтому если ваш частный самолет или вертолет не в состоянии сегодня по каким-то причинам приземлиться на аэродроме у самой трассы, то надо как-то выкручиваться. Кто-то снимает жилье и бронирует гостиницы в соседних городах, например, в Анже, что в ста километрах от Ле-Мана, кто-то пытается добираться скоростным поездом от Парижа. Однако дорогу даже от Ле-Мана до трассы нужно еще преодолеть. Вежливые водители на подъезде выстраиваются в пробки, которые могут съесть у вас столько времени и сил, что невольно задумаешься об альтернативах. Это накладывает свой отпечаток на поведение приехавших сюда, вне зависимости от толщины их кошельков. Вереницы автодомов стоят на парковках. Огромные поля вокруг трассы Сарта на период гонки преобразуются в автостоянки и кемпинги. Владельцы Bugatti, Porsche, Ferrari и прочих автомобильных вкусностей не считают для себя зазорным останавливаться тут в палатках. Их соседями становятся болельщики, для кого значимо сэкономить лишних 10 евро. А все потому, что дух, царящий в эти дни на трассе, — это праздник спорта и всеобщего радостного возбуждения. Болельщики в цветах своих любимых команд с причудливыми шляпами, дудками, песнями и горящими глазами часто навеселе, но потрясающе дружелюбны.
Россияне в Ле-Мане есть. Еще в апреле Центр Porsche в Питере предлагал эксклюзивную VIP-программу на 14-15 июня в Ле-Мане за 5 900 евро. Не сомневаюсь, что все было организовано лучшим образом. С другой стороны, когда обсуждалась возможность поездки группы наших болельщиков туда же на одном из форумов, речь шла о бюджете в 30-40 тысяч рублей.
Привлекает Ле-Ман множество известных персон. Я лицом к лицу столкнулась там с нашим соотечественником Жераром Депардье, которому предстояло участвовать в открытии гонки. Перед ним в качестве ледокола прокладывала путь в толпе милая дама, по-видимому, его секретарь или PR-менеджер. После прошел слушок, что она, несчастная, сломала себе палец, пока отгоняла от своего босса фотографов. Думаю, он сам справился бы лучше.
На что потратить деньги
Везде по территории разбросаны десятки сувенирных лавок - как магазинчики официального организатора «24 часа Ле-Мана», так и монобрендовых точек типа Audi, Toyota, Porsche и других. Ценник, конечно, не бросовый, зато можно стать обладателем вещи, выпущенной ограниченной партией специально под гонки этого года. Одежда, обувь, сумки, кепки, зонты и прочая мелочь среди всех ваших знакомых выделит вас не только внешне, но и напомнит о сумасшедших днях, которые просто трудно сравнить с чем-то другим.
В едальнях все очень демократично, можно найти и мясо, и десерты, и багеты, и шампанское, и, конечно, пиво. Но при этом кто-то колдует над барбекю прямо на стоянках между машин, ставит там столики, стулья и устраиваются поудобнее между бамперами нагретых солнцем авто.
Если есть желание временно вознестись над суетой — добро пожаловать на колесо обозрения. Вид, отрывающийся оттуда, даст возможность окончательно проникнуться грандиозностью зрелища, называемого «24 часа Ле-Мана». Фото, сделанные с этой точки, вы можете показывать друзьям, чтобы вызвать у них ошалелый вид. Здесь же рядом есть картодром и даже ипподром. Так что есть куда переключить внимание.
Автомобильный музей Ле-Мана просто обязателен для посещения. Там собрано такое количество уникальных машин разных времен, и прототипов, разумеется, тоже, что для осмотра всего этого великолепия желательно выделить хотя бы полтора часа. Это если не изучать характеристики авто, представленные рядом. В музее выставлены реальные вещи знаменитостей, связанные с гонками в Ле-Мане. Например, огромный чемодан Этторе Бугатти от Hermes с его пиджаком, висящим внутри на плечиках. Чемодан скорее напоминает двухстворчатый комод в почти человеческий рост. Как управлялся с ним автодизайнер и сколько человек помогали в его переноске — загадка. Но его сфотографировали, думаю, практически все из нашей пресс-группы.
И, на мой взгляд, главное, на что нужно потратиться, — прогулка по пит-лейн.
И стоит этот pit-walk 490 евро.
О пит-лейн
Для начала хочу сказать, что мест на трибунах спортивного комплекса гораздо меньше, чем зрителей во время гонки. На порядок. Не могу сказать, сколько стоят места на центральных трибунах и насколько важно сидеть именно там, но знаю, что недешево, и их разбирают на следующие «24 часа Ле-Мана» буквально сразу, как заканчивается предыдущий суточный марафон. Но зато я точно уверена, что главное место, где просто необходимо побывать любителям автоспорта, это пит-лейн. По сути, это такая аллея, линия, улица, если хотите, вдоль которой выстроены боксы команд, куда каждая машина во время гонки заезжает на пит-стопы. Там ее буквально за минуту заправляют, протирают стекло, устраняют поломки. Там происходит смена пилота. Это место — святая святых команды, и механики там почти боги. У каждой машины такой бокс свой. То есть на пит-лейн их 55.
Перед началом гонки все прототипы находятся в своих боксах. Около каждого из них кипит своя жизнь. Некоторые выглядят так, как будто сегодня не выйдут на трассу, потому что разобраны почти до основания. По правилам гонки в боксе во время пит-стопов, насколько я помню, нельзя менять только блок цилиндров и шасси. Остальное может быть заменено. То есть, даже если кажется, что машина разбита «в хлам», шанс на продолжение гонки у нее остается, когда механики заменят все, что можно. В прошлом году экипаж команды G-Drive Racing поднимался на третью ступень в классе LMP2 на «24 часа Ле-Мана — 2013, но в итоге оказался дисквалифицированным из-за неработающей лампочки, освещавшей номерной знак. Это для понимания важности любой детали, даже стоимостью в 1 евро.
Отсюда, с пит-лейн, машины выкатываются вручную их командами на старт гонки, и это незабываемое впечатление. Здесь ты в центре событий. И мне повезло, что благодаря аккредитации, дающей право на проход в эту зону и организованной «Газпром нефтью», я все это прочувствовала.
О наших результатах
В этом году в Ле-Мане на старт вышли семь российских пилотов. Помимо G-Drive Racing, стартовавшей в классе LMP2, под российским флагом выступала команда SMP Raсing. А это два прототипа в LMP2 и один в LM GTE AM. Потенциал россиян был неплох, однако никто не добился ожидаемых результатов. Экипажу G-Drive Racing № 26 с Романом РУСИНОВЫМ и французами Оливье ПЛА и Жюльеном КАНАЛЕМ удача изменила. Ferrari, шедший перед нашим прототипом, неожиданно стал сходить с трассы, а у Оливье ПЛА уже не было варианта для маневра и произошло столкновение с Ferrari. Учитывая скорости, оперативно повреждения устранить не удалось, был зафиксирован сход с трассы. Сход произошел и у одной из машин SMP Raсing. Но это гонки. За непредсказуемость их так любят болельщики. Сплав надежности, скорости и удачи – очень сложный сплав. Но впечатления, которые оставляют после себя «24 часа Ле-Мана», останутся незабываемыми, несмотря на отсутствие наших пилотов на пьедесталах. Уверена, мы еще дождемся от них результата.
Фото Юлии МАЛЮТИНОЙ, Юрия ПРОСКУРИНА, Сергей МЕНДЕЛЬСОНА