На очередной пресс-конференции губернатора кто-то из журналистов в очередной раз поинтересовался судьбой омского метро. Как без этого? Обычное дело. Ответ губернатора тоже был обычным, много раз пережеванным. Метро – дорого и долго. LRT – дешевле, но денег на него тоже нет. Губернатора понять можно. Совсем отказаться от метроидных идей он не может, дабы не уронить себя окончательно, а достроить это подземелье в глубоко провинциальном и никому не нужном Омске в сегодняшней политической реальности невозможно в принципе. Кроме всего, четыре несчастные станции и восемь тоннелей лягут неподъемным камнем на бюджет. Вы спросите: что делать? Ровным счетом ничего. Спасение в бездействии. В теории управленческой динамики такая ситуация называется устойчивым равновесием. Всем участникам выгодно сохранять это равновесие, так как любое изменение только ухудшит их положение.
Вполне возможно, мы еще не окончательно попали в ловушку метрополитена, то есть имеем некие шансы выбраться с потерями, но хотя бы живыми. Если обратиться к опыту соседнего Екатеринбурга, все могло быть гораздо хуже. В соседнем Екатеринбурге (на тот момент Свердловске) строить метро начинал еще первый секретарь свердловского обкома Борис ЕЛЬЦИН, мечтавший о том великом дне, когда суровые рабочие Уралмаша будут возвращаться домой с праздничных демонстраций на метро. Планировалось ввести шесть станций (первый пусковой участок первой ветки) к 72-й годовщине советской власти – 7 ноября 1989 года. К этому дню были даже закуплены составы и обучены машинисты. Но перестройка откорректировала планы, и метро открылось в 1991 году. И всего из трех станций с длиной пути менее 3 километров. Еще три станции были завершены с большим скрипом в 1994 году. Дальше началась знакомая омичам песня – сложности с финансированием.
В 1998 году пришел дефолт и уложил метрострой Екатеринбурга на пол нокаутом. Москва урезала финансирование проекта до минимума, но даже из этого минимума перечислила за год только 4%. В феврале 1999 года передовой отряд из 40 метростроевцев отказался покидать недостроенную станцию «Геологическая» и объявил бессрочную голодовку. К тому времени они не видели зарплату 11 месяцев. На девятый день голодовки деньги для рабочих нашлись, но только для тех, кто голодал, после чего на дыбы поднялся весь метрострой. В общем, через кровь, голод и муки «Геологическую» все же сдали, но только в 2002 году. Восьмую станцию, «Ботаническую», открывал уже Дмитрий МЕДВЕДЕВ в 2011 году. Станция «Чкаловская» была завершена в 2012 году. И она, похоже, станет финальным аккордом. На 12,7 километра пути и 9 станций у метростроевцев Екатеринбурга ушло 32 года. Поезд пролетает это расстояние за 19 минут. Сегодняшняя доля метро в общем объеме пассажирских перевозок Екатеринбурга – всего 23%. Не самый оптимистичный итог, согласитесь...
Кстати, метро в Екатеринбурге всегда позиционировалось как федеральная стройка. Омское метро на федеральный уровень никто брать не хотел, поэтому даже при самом оптимистичном варианте финансирования ситуация в Омске была бы хуже, чем в Екатеринбурге (напоминаю, бюджет Свердловской области на 2014 год – почти 200 млрд рублей). Может, оно и к лучшему, что омская метростройка шла так вяло? Может, это наш куриный бог оборонял нас от чиновничьей глупости?