Станислав ПРОТАСОВ: «Никаких стремлений к легкой наживе у Петербургской сбытовой компании нет»

Дата публикации: 02 июля 2014

С 1 марта в Омске еще раз сменился гарантирующий поставщик, и сбытом электроэнергии теперь занимается ООО «Омская энергосбытовая компания», которая является дочерней структурой ОАО «Петербургская сбытовая компания» (группа «Интер РАО»). На минувшей неделе обозреватель «КВ» Николай ГОРНОВ пообщался с руководителем ООО «Омская энергосбытовая компания» Станиславом ПРОТАСОВЫМ и выяснил, чем омский энергорынок отличается от питерского и какие изменения ждут омских потребителей электроэнергии.

— Станислав Дмитриевич, как вы оцениваете первые месяцы работы ООО «Омская энергосбытовая компания» в качестве гарантирующего поставщика? Довольны ли вы результатами? Сделано было все, что планировалось? Как воспринимает население очередную смену гарантирующего поставщика? Как отнеслись к изменениям омские предприятия?

— С 1 марта 2014 года ОАО «Петербургская сбытовая компания» является гарантирующим поставщиком электроэнергии на территории Омской области. Учитывая территориальную удаленность, с целью соблюдения стандартов обслуживания потребителей ОАО «ПСК» было создано ООО «Омская энергосбытовая компания», которое осуществляет взаимодействие с потребителями Омской области.

Некоторые опасения насчет того, как будут воспринимать потребители нового гарантирующего поставщика, у нас были. Смена гарантирующего поставщика — это действительно стресс для потребителей. Особенно если учесть, что у многих  возникли сложности с нашим предшественником, компанией «Омскэнергосбыт», которая находится сейчас в процедуре банкротства. Но наши опасения, к счастью, не оправдались. Потребители, я считаю, отнеслись к происходящему с пониманием. На перезаключение договоров с юридическими лицами  по законодательству нам отводилось два месяца, и мы практически со всеми договоры заключили. На сегодняшний день их 19 685. Есть некоторое количество потребителей, которые настаивают на включении в договоры отдельных несущественных условий, но таких немного, и с этими потребителями работа ведется в нормальном штатном режиме.

Были, конечно, вопросы по физическим лицам. Как мы и предполагали, некоторая часть потребителей ошиблась в направлении платежей и деньги за март ушли в адрес филиала ОАО «МРСК Сибири» — «Омскэнерго». Мы сейчас получаем обращения от этих потребителей с просьбой помочь им, оказать содействие, но законом в этом случае установлен определенный порядок. Потребители, которые по ошибке заплатили за март бывшему гарантирующему поставщику, должны обратиться в филиал ОАО «МРСК Сибири» — «Омскэнерго», произвести сверку расчетов, уточнить сумму переплаты, после чего уже можно либо вернуть себе излишне уплаченные деньги, либо дать поручение компании, утратившей статус гарантирующего поставщика, на перечисление их в адрес ОАО «Петербургская сбытовая компания». Если подсчитывать в целом, то есть с учетом всех сумм, и даже копеечных, то этот процесс затронул порядка 200 тысяч бытовых потребителей в Омске и порядка 140 тысяч в области.

— Это те, кто что-то напутал или ошибся?  

— Кто перепутал, ошибся или имеет привычку платить не ежемесячно, а раз в полгода, к примеру. Если кто-то платил за электрическую энергию в ноябре-декабре-январе с запасом, то эти излишне уплаченные средства остались, естественно, у филиала ОАО «МРСК Сибири» — «Омскэнерго». Таким потребителям мы стараемся сегодня оказать помощь. Помогаем оформить заявление, подсказываем порядок действий, которые они должны будут совершить. Понимание в этом вопросе мы видим и со стороны филиала ОАО «МРСК Сибири» — «Омскэнерго». Ситуация, хочу отметить, гораздо проще, чем та, которая была в феврале 2013 года, когда функцию гарантирующего поставщика подхватывал омский филиал «МРСК Сибири». Деньги, которые потребители в предшествующем году переплатили «Омскэнергосбыту», оказались в конкурсной массе и вытащить их оттуда было практически невозможно. 

— У вас уже есть дебиторская задолженность? Какова вообще собираемость платежей, если не секрет?

— Дебиторская задолженность есть, естественно, поскольку ритмичность оплаты за потребляемые ресурсы у бытовых потребителей очень разная. Кто-то платит месяц в месяц, а кто-то — раз в три месяца или даже раз в полгода, как я уже говорил. Но сумма задолженности сегодня небольшая. Практически вся задолженность является текущей. Если говорить о собираемости платежей, то за период с марта по май она составила 96-97 процентов. Это высокий показатель, если учесть двойную смену гарантирующего поставщика за два года.

— Омскэнерго завершило свою работу в качестве гарантирующего поставщика с минусом почти в 500 млн рублей. А вы будете как-то содействовать коллегам взыскивать долги?

— Никаких формальных договоренностей на этот счет мы не подписывали, но неплатежи и долги — общая проблема, мы это прекрасно понимаем. И те потребители, которые накопили долги в отношении Омскэнерго, они будут проблемными и для нас. Так что работу по управлению дебиторской задолженностью с этими группами потребителей нам в любом случае придется вести.

— Омичи платят хуже или лучше, чем жители Санкт-Петербурга?

— Вот так напрямую сравнивать сложно. Для корректной оценки мы должны учесть множество факторов. В Санкт-Петербурге структура потребителей сильно отличается от той, которая сложилась в Омской области. Напрямую Санкт-Петербург можно сравнивать только с одним городом России — Москвой. В этих городах большое количество потребителей расположено компактно, на достаточно ограниченной территории. А Омская область — это более 140 тысяч кв. километров. Это примерно столько же, сколько вместе занимают Ленинградская, Московская и Орловская области.

— По логике, если в Санкт-Петербурге доходы выше, то потребители должны платить получше...

— В самом Санкт-Петербурге доходы выше, да, зато в Ленинградской области они совершенно другие. И кроме точек роста, где расположены крупные производственные объекты, в Ленинградской области есть и депрессивные территории. В целом, скажем так,  дисциплинированных плательщиков большинство во всех регионах присутствия сбытовых компаний группы «Интер РАО». Но уклонисты, жулики, мелкие воришки, которые пытаются не заплатить за потребляемую электроэнергию, они тоже есть. И их примерно одинаковый процент как в Санкт-Петербурге, так и в Омской области. В России, в отличие от Европы или США, почти в каждом доме живет «квалифицированный электрик», который знает, куда незаметно подключить провода и как «доработать» прибор учета с тем, чтобы потреблять электроэнергию и не платить за нее.

— Вы в курсе, что приход в Омск в качестве гарантирующего поставщика ОАО «Петербургская сбытовая компания» воспринимался совсем неоднозначно?

— Да, я об этом знаю, разумеется. В тот промежуток времени, когда мы уже победили в конкурсе Минэнерго РФ, но еще не приступили к работе, у потребителей действительно возникали некоторые домыслы и догадки. Были опасения, что приход «Петербургской сбытовой компании» в качестве гарантирующего поставщика вызван какими-то скрытыми меркантильными интересами, что это событие обязательно негативно отразится на тарифе, в общем, рождались очередные теории заговора. Но когда мы начали работать, все опасения постепенно рассеялись. Увеличения тарифов не произошло. Потребители увидели, что никаких скрытых мотивов, никаких стремлений к быстрой и легкой наживе у «Петербургской сбытовой компании» нет. Мы — гарантирующий поставщик, наша цель — надежное энергоснабжение региона.

— Вы довольны тем коллективом, который достался «Омской энергосбытовой компании» в наследство от Омскэнергосбыта?

— Персонал, который работал в Омскэнергосбыте, а потом в сбытовом подразделении филиала ОАО «МРСК Сибири» — «Омскэнерго» — это высококвалифицированные специалисты, и мы приняли на работу всех сотрудников. Мы не хотели вносить в сложившуюся структуру какие-то факторы неопределенности. На тот момент это не способствовало бы решению задач, которые перед нами стояли.

— И вы не будете усиливать коллектив кадрами из Санкт-Петербурга?

— Нет, я не вижу в этом необходимости. Все профильные сотрудники «Омской энергосбытовой компании» уже проходят стажировки в Санкт-Петербурге, а их коллеги из ОАО «ПСК» приезжают в Омск с целью обмена опытом и содействия в решении текущих задач.

— Когда ожидать внедрения новых технологий, которых в Омске еще не было?

— Хочу сказать, «Омскэнергосбыт» в части технологий работы с потребителями

был весьма передовой компанией. Все сервисы, которые облегчают потребителям расчеты за потребляемую электроэнергию, были этой компанией в значительной степени реализованы. К сожалению, в процессе смены гарантирующих поставщиков некоторые из них стали недоступны. Сегодня у нас даже своего отдельного сайта нет, мы находимся в процессе его разработки. Но в самые короткие сроки все сервисы, к которым омичи уже привыкли, мы обязательно восстановим.

А если говорить о новых технологиях, которые направлены на оптимизацию внутренних процессов, то в ближайшей перспективе все сбытовые компании, входящие в Группу «Интер РАО», будут переходить на единые программные продукты. Сейчас мы используем четыре программных продукта, которые нам достались еще от «Омскэнергосбыта». Два биллинговых решения по расчету платежей для населения и еще два — по прочим потребителям. Коллеги с Алтая, из Тамбова, Саратова, других сбытовых компаний Группы «Интер РАО» тоже имеют свои программные продукты. Доработка каждого — это серьезные затраты. А если мы все будем пользоваться единым биллинговым решением, которое разместится на надежных серверных мощностях, затраты на обслуживание и доработку единого программного продукта будут намного меньше. 

— Так как это делают сегодня федеральные сотовые операторы...

— Совершенно верно. Принцип тот же. И еще у нас есть планы по открытию единого справочного центра для всех сбытов Группы «Интер РАО».

— Какие еще есть плюсы от принадлежности к Группе «Интер РАО»? Доступ к ресурсам?

— Прежде всего это опыт, знания, компетенция в энергосбытовом бизнесе. Конечно, следует также назвать доступ к финансовым ресурсам, необходимым для начала деятельности.

— То есть вы спокойно относитесь к тому, что есть потребители, которые платят раз в полгода?

— Конечно, мы не одобряем такую платежную дисциплину среди наших потребителей, но неритмичность оплат — это особенность энергосбытового бизнеса, с которой нужно работать. Это сложная, системная работа. Однако те кассовые разрывы, которые у нас сейчас есть, они вполне прогнозируемые, с ним можно работать, они не угрожают финансовой устойчивости «Петербургской сбытовой компании» как гарантирующего поставщика.  

— В Омске давние сложности во взаимоотношениях между двумя крупнейшими сетевыми предприятиями — «Омскэнерго» и «Омскэлектро». В прошлом году эти отношения осложнились еще больше, когда «Омскэнерго» исполняло обязанности гарантирующего поставщика. Вы оказались сейчас между ними?

— Нет, мы не между ними, мы действуем исключительно в интересах потребителей, подключенных к сетям обеих компаний. Наша задача — получить деньги с потребителей, определить объем услуги по передаче электрической энергии каждой сетевой организации, которая является держателем котла, и заплатить вовремя деньги за эти услуги. А отношения между «Омскэнерго» и «Омскэлектро» — это всего лишь взаимодействие двух смежных хозяйствующих субъектов.

— Раньше все расчеты с сетевиками производились по очень сложной схеме. При этом  «Омскэнергосбыт» всегда судился с «Омскэлектро», а два сетевых предприятия судились между собой, чтобы выяснить, кто кому и сколько должен. Вы тоже будете судиться?

— На сегодняшний день судебных тяжб у нас нет. Наоборот, есть конструктивные взаимоотношения со всеми сетевыми предприятиями. В том числе с «Омскэлектро» и «Омскэнерго». Предпосылок, чтобы это равновесие нарушилось, лично я не вижу.   

— Это только омская история, когда сетевые организации не могут не спорить друг с другом?

— Нет, аналогичные проблемы есть и в других регионах. Во многом из-за того, что услуги по передаче электроэнергии — деятельность регулируемая. Все свои обоснованные расходы сетевая организация заложить в тариф не может, соответственно, возникают кассовые разрывы и необходимость эти деньги откуда-то взять.

— В прошлом году «Омскэлектро» в пику «Омскэнерго» активно агитировало потребителей заключать прямые договоры, минуя гарантирующего поставщика. Вам эти прямые договоры не создают проблем?

— Нет, не создают. Деньги за передачу электрической энергии, даже если они внутри договора энергоснабжения, мы в любом случае должны отдать в полном объеме сетевой организации.  Другой вопрос, насколько это удобно потребителю. Если они предпочитают обслуживать вместо одного договора два — имеют полное право. Мы к прямым договорам между «Омскэлектро» и потребителями относимся спокойно. Лишь бы эти потребители не забывали вовремя рассчитываться по договору купли-продажи электрической энергии, который они заключили с ООО «Омская энергосбытовая компания».

— А есть такая вероятность, что «Омскэлектро», увидев в лице вашей компании партнера, откажется от практики прямых договоров?

— Мы уже обсуждали этот вопрос с директором «Омскэлектро». В перспективе, я думаю, все возможно. Но это, повторюсь, в большей степени зависит от самих потребителей.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2014/iyul/-24/stanislav-protasov-