На минувшей неделе, 25 июня, Виктор НАЗАРОВ на очередной встрече со СМИ, посвященной двухлетнему сроку на посту губернатора Омской области, рассказал подробности о своем отчете в Кремле Президенту РФ Владимиру ПУТИНУ, пояснил, почему не планирует никого брать на должность, которую занимал Юрий ГАМБУРГ, рассказал о перспективах снижения долговой нагрузки на бюджет и обрисовал не очень обнадеживающие перспективы метро. По традиции предлагаем вниманию читателей «КВ» самые интересные выдержки из пресс-конференции губернатора.
О приоритетах
Прежде всего хотел бы обратить внимание на показатели, которые были достигнуты, — рост валового регионального продукта и положительную рождаемость, и на те приоритеты, которые мы сегодня для себя определяем, — развитие дорожной и инженерной инфраструктуры, развитие технопарков, сокращение дефицита бюджета и увеличение его доходной части.
О встрече с ПУТИНЫМ
Честно скажу, для меня это была знаковая встреча. Я прекрасно понимал ее важность. Встреча происходила в Кремле, в рабочем кабинете Владимира Владимировича ПУТИНА. Президент выслушал отчет о социальной и экономической ситуации в регионе. Вторая тема, о которой мы говорили, — исполнение майских указов. Третья — перспективы развития региона и трудности исполнения бюджета в том формате, который определяет Правительство РФ. Мы говорили об импортозамещении, развитии высоких технологий на территории Омского региона. Обсуждали в том числе вопросы перерегистрации в регионе крупнейших промышленных холдингов. Я обратил внимание президента на то, что 9 из 14 промышленных предприятий, занимающихся военной продукцией, входят в вертикально-интегрированные холдинги, а налоговые поступления уходят по месту их регистрации. Президент дал соответствующие поручения, и в этом рабочем формате, я думаю, мы запланируем встречи и с руководителями холдингов, и с профильными министерствами. Мы пока не обсуждали вопрос, какой холдинг будет перерегистрирован в Омске, нужно оценить еще экономическую составляющую, посмотреть расположение других предприятий холдинга, чтобы не нарушить баланс. Эти вопросы мы будем уже обсуждать с заместителем председателя правительства РОГОЗИНЫМ. Обсуждался и вопросов о возможном участии нашего региона в работе Евразийского саммита. Мы предложили провести следующую встречу в Омске. На что мне был задан вопрос: достаточно ли в Омске необходимых институтов, чтобы саммит мог бы спокойно пройти. Я заверил Владимира Владимировича, что у нас всего достаточно, и он дал поручение проработать и этот вопрос тоже.
Об инвестиционном климате в регионе
Когда мы только пришли, то нас стали упрекать в том, что мы всюду ездим и всюду участвуем. А мы на тот момент считали, что нужно заявляться на всех выставках и форумах. Но когда проанализировали эту часть работы по повышению инвестиционной привлекательности, то сделали вывод, что действительно не все форумы дают желаемый эффект. В итоге стали подходить избирательно к этой системе. Предпочли методику индивидуальной работы с каждым инвестором. На мой взгляд, результаты этой работы уже заметны. Есть положительно проведенные переговоры. Обсуждается с инвесторами в Москве строительство в регионе новых предприятий. Каких именно — сказать не могу, чтобы не спугнуть инвесторов. Они все очень осторожные люди. Мы прорабатывали, например, с немцами проект кирпичного завода в Таврическом районе, все было хорошо, уже и площадку для завода определили, и газ подтянули, а немцы приостановили поставку оборудования. Кто здесь недоработал — трудно сказать. Но я надеюсь, что мы инвесторов убедим продолжить работу над проектом и в Таврическом районе появится современный кирпичный завод.
О кредите доверия и имидже губернатора
О самом себе говорить трудно. Какой у меня сегодня кредит доверия? Мы читаем и отчеты всех этих фондов, которые оценивают имидж губернаторов, и анализируем высказывания на этот счет в СМИ, но я не уверен в том, что можно объективно измерить такие показатели, как кредит доверия или имидж губернатора. Все необходимое для поддержания кредита доверия на том уровне, который необходим для развития региона, я делаю.
О кадровой политике
Я как-то недавно прочел в одном из СМИ, что за два года в правительстве сменилось 8 министров. Я такие подсчеты не вел. Я считаю, нельзя держать тех, кто не справляется. И готов подтвердить, что остальные министры, если будет плохо работать, тоже будут уходить. Да, смена министров где-то сказывается, видимо, и на качестве работы. Но лучше, если плохой министр уйдет, чем останется и будет тянуть вниз всю команду. Если говорить о должности министра образования, то кандидатура пока не подобрана. Создана рабочая группа из специалистов в сфере образования, которую возглавляет сенатор ЗУГА Игорь Михайлович, которая даст мне предложения по кандидатурам. По такой же схеме прорабатывалась и кандидатура ТРЕТЬЯКОВА. Была создана кадровая комиссия при правительстве, которая по итогам работы предложила мне шесть кандидатур. Из этих кандидатур я выбрал ТРЕТЬЯКОВА. Прежде всего я руководствовался тем, что он омич, работал в федеральных структурах, заинтересован в развитии региона, знает хорошо малый и средний бизнес в регионе. Его мобильность и стремление к позитиву, я думаю, сыграют ту роль, которая необходима нам в министерстве экономики.
О должности, которую занимал ГАМБУРГ
Пока вопрос о первом заместителя председателя правительства не стоит. Те полномочия, которые выполнял Юрий Викторович, мы перераспределим на первого заместителя и заместителей председателя правительства. На сегодняшнем этапе, как я считаю, нет необходимости с этим торопиться.
О стратегии развития региона
Кластерная политика — это не просто озвучить концепцию. Нужно добиться реального взаимодействия предприятий, входящих в кластер. Сегодня, по истечении года, мы уже понимаем, где допустили ошибки, притормаживающие работу стратегии. Первая проблема — корпорация развития. Мы возлагали на корпорацию развития много надежд, но она их пока не оправдывает, поэтому принято решение переформатировать ее, наполнив новыми целями и задачами. Вторая проблема — некоторая медлительность, о которой я всегда говорю. Трудно раскрутить этот маховик исполнения стратегии.
О дефиците бюджета
Когда приходишь на новое место работы, то все рисуется в радужных красках. Думаешь, что сейчас вот это сделаю и вот это, но потом время, к сожалению, все расставляет на свои места. К сожалению, те полномочия, которые федеральный центр спускает на регионы, не в полном объеме обеспечены финансированием, и они сразу же ложатся тяжелым кирпичом на региональный бюджет. В бюджете области уже накопился к 2012 году большой долг, а майские указы президента о повышении заработной платы бюджетникам еще увеличили нагрузку на бюджет. Только на исполнение майских указов нам нужно ежегодно около 6 млн рублей. Мы понимаем, что до бесконечности долговые обязательства бюджета расти не могут, и определили для себя, что уже в этом году нам необходимо добиться снижения расходной части бюджета. Этот будет непросто сделать, поскольку расходная часть бюджета, как мы все знаем, на 85% состоит из социальных программ. Но резервы есть, я считаю. В том числе по расходам на содержание аппарата правительства. За два года мы уже сократили порядка 800 человек, а сейчас ведем работу по уточнению функционала и оптимизации численности работников всех казенных и бюджетных учреждений. Но мы все же надеемся на то, что правительство РФ примет кардинальное решение. В том числе по выделению трансфертов из федерального бюджета и по замещению банковских кредитов на кредиты. Без этого региону тяжело будет справиться с проблемой. Сегодня на обслуживание кредитных обязательств у нас ежегодно уходит почти 3 млрд рублей. А на деньги можно было бы строить детские сады, школы и другие социальные объекты.
О «Мостовике»
На западном обходе работа уже возобновилась. На сегодняшний день завезено порядка пяти тысяч тонн песка для обустройства земляного полотна. Я думаю, в ближайшее время темп работ будет увеличиваться. Я понимаю, конечно, что время мы упустили и не удастся завершить строительство к августу, как планировалось. Придется сроки сдвинуть на два-три месяца. Этот объект будет точно достраивать «Мостовик». По другим объектам мы будет принимать принципиальные решения уже после того, как «Мостовику» будет назначен судом арбитражный управляющий. С ним мы и начнем отрабатывать варианты взаимодействия. Если «Мостовик» нам скажет, что дальше не сможет работать, то мы потребуем возврата авансовых платежей и будем тогда искать нового подрядчика. Самое сложное при таком варианте — потеря сроков. Если мы начнет искать замену «Мостовику», то понадобятся новые торги. И мы тогда точно потеряем год.
Об омских дорогах
Поверьте, у правительства региона так же болит душа за омские дороги, как у всех горожан. Сколько мы сможем выделить денежных средств дополнительно — выделим. Сегодня прорабатывается вариант и с Газпромом. Может быть, следующую социальную программу удастся запустить на дороги города Омска. Этот вопрос сейчас прорабатывается.
О перспективах метро
Мы все прекрасно понимаем, что даже на метротрам нужно 10-12 млрд рублей. Да, это наполовину меньше той суммы, которая необходима для завершения первого пускового участка первой линии метро, но сумма все равно колоссальная. Если мы до конца года от министерства транспорта получим понимание, что деньги на переформатированное метро нам выделят, то мы, конечно, будем запускать программу по восстановлению и ремонту трамвайных путей. Но если этих денег в полном объеме нам не дадут и мы будем финансировать строительство полностью за счет бюджета Омской области, то будем, конечно, сжимать этот проект. Чтобы хотя бы запустить в эксплуатацию тот участок, который уже сделан. А что делать? Все закопать? Если помните, на улице Богдана Хмельницкого есть участок в 700 метров. Оттуда хотели вторым потоком идти на соединение, но потом остановили работы. Сейчас на то, чтобы только откачивать воду и поддерживать объект в надлежащем состоянии, мы тратим из областного бюджета ежегодно 6 млн рублей. А закопать эти 700 метров еще дороже — нужно 200 млн рублей. Представляете? Мы уже думали отдать этот объект каким-нибудь игрокам в пейнтбол или под открытие подземной стоянки. Но пока нет желающих взять в аренду 700 метров подземелья.
О маршрутках
Я однозначно считаю, что повышение тарифа должно быть увязано с наведением порядка на рынке частных пассажирских перевозок. Частники занимают треть всего рынка пассажирских перевозок, а налоговые поступления от них в десятки раз ниже, чем от муниципального транспорта. Это поручение мэру города дано. И мы будем настаивать на том, что повышать тариф на маршрутки нужно только после того, как появится понимание у частных перевозчиков по поводу налогообложения.
О малых населенных пунктах
По закону, если в поселении проживает хотя бы один человек, мы обязаны построить туда дорогу, провести свет и воду. Мы уже пытались прорабатывать программу переселения граждан из населенных пунктов, где осталось 7-8 дворов, но не пошла наша программа. Даже если всего одна бабушка не хочет переезжать, то вся работа бессмысленна. Если хотя бы один человек остается, мы не имеем права прекращать функционирование населенного пункта.
О рыбоводстве
Сегодня только в Омской области нет воспроизводства рыбы. В Челябинске, Томске, Новосибирске этим занимаются уже в течение 5-7 лет. И когда появился инвестор, готовый поставить завод по производству молоди рыбы и доращиванию ее в естественных условиях, то он, конечно, нашел полную поддержку и понимание со стороны правительства. На сегодняшний день министерством природных ресурсов проработана и программа рыбоводства, которая подразумевает возобновление рыбных запасов не территории региона, в том числе через зарыбление малых водоемов и рек. Эта программа не даст большого экономического эффекта, мы понимаем, но она создаст большое количество рабочих мест. Возобновлением рыбных запасов мы обяжем заниматься и предприятия, добывающие песок в водоемах на территории региона. Думаю, через 3-4 года рыба, произведенная на территории региона, уже точно появится и на прилавках магазинов.
О внутреннем туризме
Сегодня хорошо работает в рамках развития туристического кластера Тюкалинский район, занимаясь позиционированием Сибирского тракта. В Тюкалинске достаточно много старых зданий, которые еще помнят те времена. А что нам необходимо сделать обязательно, чтобы туризм развивался, — так это дороги. В этом году с целью поддержки туризма в Окуневе мы выделяем 102 млн рублей на муромцевскую дорогу и планируем еще 100 млн рублей выделить в следующем году. Там есть участок, по которому просто невозможно уже ехать. Очень важно, я считаю, создать историю, сказку, чтобы люди захотели поехать и посмотреть. Я когда был в Челябинске, то нас возили посмотреть стоянку первобытных людей. Нас привезли на какой-то остров на озере, где стоят два камня, и показывают: вот здесь первобытный человек спал, вот здесь — жег костер. И вы не думайте, что я один был такой, кто приехал посмотреть. Нас таких дураков набралась целая лодка. И такие лодки к этому острову подходили одна за одной. А Омску ничего и придумывать не нужно. Про Пять озер и Окунево, где Пуп Земли, уже все придумано. Надо только грамотно отработать, чтобы люди захотели туда поехать. И в ближайшие 2-3 года, я думаю, мы это сделаем.
О реконструкции ТЮЗа
В прошлом году, если помните, большие баталии разгорелись вокруг концессионного соглашения по реконструкции здания. Мы понимаем, что ТЮЗ бросать нельзя, и с министром культуры Владимиром МЕДИНСКИМ уже обсуждали эту тему, поскольку сумма в 500-600 млн рублей, которая необходима, чтобы выполнять реконструкцию, слишком велика для бюджета Омской области. В бюджет 2015 года мы уже заложили 50 млн рублей, необходимых на выполнение проектных работ. Если в следующем году мы постараемся и защитим этот проект в Министерстве культуры, то необходимые деньги нам выделит федеральный бюджет. С частичным софинансированием, конечно, из областного бюджета. Пропорцию софинансирования будем определять уже в рабочем порядке, когда защитим проект.
О досуге губернатора
Я всегда мало спал, поэтому и сейчас никаких проблем не испытываю. Выходные мои тоже проходят на работе. Я даже жару не успеваю заметить. Но я понимал, куда шел. Должность губернатора сама по себе подразумевает определенные ограничения. И если я гуляю с сыном, и к нам люди пристают по дороге с разговорами, то я прекрасно понимаю, что это нормально. Это просто издержки профессии. В конце концов, нужно просто уметь разговаривать с людьми.