Интерьерная кукла популярна сегодня во всем мире. Наверное, благодаря ей, взрослые люди добирают то, чего им не хватило в детстве. Или просто пытаются оставить детские радости с собой на всю жизнь. К изготовлению таких кукол художники приходят по-разному и, как правило, очень неожиданно.
Курсовая по ДПИ
Ксения ЧЕФИН (в ту пору еще ЖДАНЕЕВА) училась себе на худграфе, изучала классические дисциплины: рисунок, живопись. Но душа просила творческого эксперимента, каких-то отклонений от изобразительных «гамм». Случай подвернулся на четвертом курсе.
— Перед курсовой по декоративно-прикладному искусству преподаватель собрала нас и сказала: как хотите, но к концу семестра должна быть кукла, — вспоминает Ксения. – Что за кукла? Как ее делать? Никто себе не представлял. В институте это была новая дисциплина, не было никаких методических пособий. Впрочем сам жанр тогда тоже был достаточно новый. В общих словах нам объяснили: используются проволочный каркас, синтепон, пластик. Остальное посмотрите в Интернете. Ну, я там что-то налепила, и вышел такой фантазийный образ – «Лунных цветов хозяйка». В моей «Луне» чего только не было: и синтепон, и гипс, и монтажная пена!
Работа понравилась. И Ксения решила, что будет продолжать мастерить кукол, хотя бы на уровне хобби. Вскоре появилась вторая кукла, точнее – целая композиция «Зимний сон». Иногда Ксения ласково называет ее «Зимушка». Идея возникла зимним утром по дороге в институт. Автобус, сонные люди, а за окном – невероятной красоты пейзаж. Ночью прошел снег, и казалось, что вместе с ним на кусты и деревья опустилась сама Зима. Вот так и родилась эта композиция – заснеженный куст, а на нем спит чудесное белое существо с голубыми искорками в волосах. Искорки – это маленькие лампочки. Там есть еще и большая, превращающая фигуру Зимы в торшер. В общем, конструкция получилась довольно сложной.
Наш ответ НАТО
Красивую иностранную фамилию Ксения получила на пятом курсе. Тогда все увлекались интернет-знакомствами, и она тоже составила профиль на одном из сайтов. «Я даже не лелеяла мысль выйти замуж за иностранца, хотя возможности такой для себя и не исключала, — признается Ксения. – В общем-то, хотелось языковой практики, ведь по книжкам язык учить скучно».
Тим ЧЕФИН оказался человеком с юмором. Они долго и с удовольствием переписывались, а потом он приехал в Омск, чтобы повести невесту в загс. Тим – американец, офицер НАТО, по контракту служил в Неаполе. Урывками, на каникулах, Ксения ездила к мужу в Италию через Францию и Германию. Брак получился недолговременным и не очень удачным, но благодаря ему она хотя бы посмотрела мир.
Иностранцы умеют радоваться жизни, отмечает Ксения. Этим они сразу отличаются от нас, вечно озабоченных и агрессивных. Немцы замкнутые, а французы и итальянцы – другое дело. Оптимизму последних остается лишь завидовать: они могут быть счастливыми без гроша в кармане. И рассказы о бурной жестикуляции жителей Италии – не байки. Наверное, если им связать руки, они не смогут общаться.
Семейная лодка, увы, разбилась о барьеры менталитетов, о географические границы. Сказалась, конечно, и нервная служба Тима. Он стал необоснованно ревновать, устраивать сцены с битьем посуды и не только. «Я уже боялась, что он меня когда-нибудь убьет», — смеется Ксения. Она окончательно вернулась в Омск, бросив все виды на жительство. Тим сказал на прощание: «Я не понимаю. Женщины плачут, когда узнают, от чего ты отказалась!» А мы вот не плачем, говорит Ксения, мы и без заморских женихов обойдемся.
Ведьмино благословение
Зато освободилось время для творчества, которое увлекло не только Ксению, но и ее маму. Галина ЖДАНЕЕВА, медик по образованию, перепробовала многие виды деятельности – от массажиста до организации собственного бизнеса. Однажды из Германии дочь привезла пластиковую ведьмочку. Фигурка невероятно понравилась Галине. Зная от дочери же свойства пластика, она попыталась повторить ее самостоятельно. И – получилось! Тогда она продала торговую точку на Левобережье и гордо стала называться художником по авторским куклам.
Этот творческий дуэт теперь хорошо известен в городе и даже за его пределами. За восемь лет Галина ЖДАНЕЕВА и Ксения ЧЕФИН провели персональные выставки в галереях «Квадрат» и «Сибирская пирамида», поучаствовали во множестве сборных экспозиций. Они ездили в Москву на Международный кукольный салон. Мероприятие затратное, но необходимое для того, чтобы познакомиться с коллегами из других городов и стран, узнать новинки кукольной индустрии, а возможно, и расширить круг потенциальных заказчиков и покупателей. Ведь кукольный мастер хоть и похож на волшебника, не святым духом питается.
Усталый купидон и ПУГАЧЕВА в миниатюре
Галина любит воплощать яркие, плотные образы, навеянные фильмами и книгами в жанре фэнтези. Это и Хранительница Рона, и пираты с цыганками. У Ксении больше получаются светлые, воздушные, лирические герои, которых она придумывает сама. Ее короли – мечтатели с бумажными самолетиками в руках, а Купидон – утомленный жизнью (и любовью) старичок не без игривости в глазах. Зазывает, обмахиваясь веером из банкнот, обаятельная Фортуночка. Летит куда-то на самокате странноватый Мистер Чудакулис. Кстати, когда сзади на самокате появилось ведро с ромашками, композиция стала называться «Цветы для любимой». Бывает, что куклы дорабатываются, спустя какое-то время меняются и названия. Иногда хочется пошалить с образами известных людей.
Например, Аллы ПУГАЧЕВОЙ или других эстрадных исполнителей. «Кукла – это каждый раз маленькое чудо, — говорит Ксения. – Такой кайф испытываешь, когда материализуются твои фантазии! Вот я на мир смотрю, замечаю что-то, пытаюсь в обыденном увидеть лирику». Заказы на портретные куклы Ксения не любит, хотя они, конечно, кормят. Много зависимости в них от клиента, от его капризов. А вот Галина за такие куклы берется с удовольствием, и выходят они у нее на славу.
Список необходимых талантов
Мастерам интерьерной куклы часто приходится сталкиваться с пренебрежительным отношением к себе коллег-художников – живописцев, графиков. Впрочем, наверное, как и всем прикладникам. А ведь они умеют побольше многих, считает Ксения. Человек, создающий куклу, прежде всего владеет мастерством скульптора. Одну только ладошку приходится лепить целую неделю, чтобы все до последнего ноготка выглядело, как настоящее. На куклу в целом уходит не меньше месяца. После запекания пластик тонируется маслом, и это уже сродни живописи. С живописью тут вообще много общего – прорисовка лица (портрет), создание контраста, чтобы образ не размывался, а выстраивался, складывался в восприятии зрителя последовательно.
Авторскую куклу называют иногда «одетой скульптурой». Чтобы одеть ее, надо знать основы дизайна, быть портным, сапожником, ювелиром. Столичные мастера одевают своих кукол у ЮДАШКИНА и ЗАЙЦЕВА, заказывают для них ювелирные украшения в уменьшенном варианте. А тут все приходится делать самой. Поэтому, наверное, надо быть еще немного волшебницей. Особенно чтобы совершить самое главное – вдохнуть в свое творение душу.
— Куклы делают людей добрее, — убежденно говорит Ксения. – Они и самого автора меняют. Смотришь на свое создание, и самой хорошо становится. Нужно, чтобы твоя работа у тебя самого вызывала радость и ощущение счастья. Тогда и вокруг счастливых людей станет больше.