Илья ВОЛКОВ: «Автохамство полностью побороть не в наших силах, я это понимаю, но мы можем привлечь внимание к проблеме парковок»

Дата публикации: 06 августа 2014

Интерес к акциям «СтопХама» просыпается традиционно после громких скандалов. Сейчас автомобилисты и пешеходы горячо обсуждают недавнее ДТП, когда молодой работник банка, уличенный активистами движения «СтопХам» в езде по тротуару на улице Тарской, провез одного из активистов пару километров на капоте своей Audi, когда пытался скрыться с места нарушения. Разбирательство продолжается, кто виноват, скажет, видимо, суд, но омские СМИ уже успели узнать, что дорогая иномарка оформлена не на молодого автолюбителя, а на его папу, который работает финдиректором в омском филиале крупной энергокомпании. Есть информация, что незадачливого банкира после публикации скандального видеоролика на YouTube банковское начальство вежливо попросило уволиться, так что он уже наказал сам себя. Тем не менее «КВ» захотели узнать, кто же эти молодые люди, которым не лень бороться с автохамами, и что ими движет на самом деле. Эти вопросы обозреватель Николай ГОРНОВ задал на минувшей неделе 19-летнему студенту-программисту Института математики и информационных технологий ОмГУ Илье ВОЛКОВУ, усилиями которого, собственно, идеи «СтопХама» и проникли в Омск. 

— Илья, как вам пришла в голову идея связать свою жизнь с движением «СтопХам»? Почему вы решили направить свою активность именно в эту сторону? Или вы просто увидели ролики в Интернете и вдохновились?

— Примерно так все и было, да. В мае 2011 года я пересмотрел подряд все ролики «СтопХама», которые были в YouTube на тот момент, загорелся этой идеей и решил попробовать себя в качестве организатора. Создал группу «СтопХам» в социальной сети «Вконтакте», напечатал недорогие маленькие наклейки — порядка 15 сантиметров в диаметре — и с ними мы пошли в самый первый рейд. Прошлись по улице Карла Либкнехта, засняли все на видео, и хотя над нами все смеялись, мол, дети и все такое, но неправильно припаркованные машины мы все-таки разогнали. Потом у нас были рейды на остановке «Голубой огонек», где мы услышали множество слов благодарности от людей, которым мешали припаркованные машины, и тогда  я понял, что нам нужно продолжать эту деятельность. Тогда же сформировался и основной костяк нашей группы. Двое из первых четырех первых активистов до сих пор со мной работают.

— Вам тогда было всего 16 лет, если я правильно понимаю?

— Да, мне было 16 лет. И водители как-то не были готовы к тому, что не имеющий водительского удостоверения подросток учит их парковаться. Впрочем мне и сейчас говорят то же самое: купишь машину и будешь себя так же вести.

— Первые наклейки вы напечатали на свои деньги?

— Мы и до сих пор все делаем на свои деньги. В этом смысле с 2011 года ничего не поменялось. 

— Состав омского «СтопХама» – это величина постоянная или на ваши акции приходят все время разные люди?

— Есть и постоянные участники, они приходят по мере загруженности, мы их всех хорошо знаем, им ничего объяснять давно уже не нужно. Но мы горячо приветствуем, когда к нам приходят и новые люди. Сейчас уже и девушки стали приходить. Это радует.

— На вашу акцию сколько обычно собирается людей?

— Пять-шесть человек. Этого хватает, но это и немного, если учесть, что в нашу основную группу в социальной сети «Вконтакте» вступили порядка 400 человек, а всего в группе зарегистрировано 3,5 тысячи человек.

— Да, действительно маловато для миллионного города...

— Могу поспорить, многие омичи даже не слышали о том, что в Омске существует «СтопХам». Несмотря на громкие дела и большой шум, когда в 2012 году водитель размахивал пистолетом на остановке «Голубой огонек». 

— Громкие дела — это какие? Кроме парня с пистолетом, лично мне вспоминается еще недавний «проезд» на капоте Audi от улицы Тарской до областного управления МВД.

— Это и были два самых громких конфликта. Тот случай с пистолетом – он, конечно, шоковый. Про него тогда много и писали, и показывали. НТВ его освещало.   

— И чем все закончилось? С апреля 2012-го уже два года прошло...

— Вроде бы был суд. Но я не уверен. Мне это как-то не очень интересно.

— С какой периодичностью вы устраиваете свои акции? От чего это зависит?

— Обычно мы устраиваем два рейда в неделю. На выходных и в рабочий день. Но это зависит, конечно, от количества наклеек и от погоды. Есть 100 наклеек – мы выходим в рейд. Мало наклеек — не выходим. Вот с последнего рейда, например, прошло уже две недели.

— А от чего зависит наличие денег на наклейки? Сколько, кстати, стоит напечатать одну наклейку?

— Если заказ от 100 штук, то одна нам обходится в 40 рублей. Как-то раз заказывали сразу 1000 штук — заплатили за них около 25 тысяч рублей. Получилось по 25 рублей за наклейку. Но это был единственный случай. Я сам был удивлен такой щедростью человека, который оплатил этот заказ из своего кармана.

— Спонсоров у вас нет?

— Нет, никто еще не вызывался нас спонсировать. Я пытался получить грант у городской администрации на общественное движение, но для этого нужно было оформить юридическое лицо, а на это уже не хватает ни времени, ни сил, ни средств. Но шансы на получение гранта у нас довольно высокие, как заверил представитель администрации, с которым я общался. И действуем мы уже не один год, и результаты у нас есть.

— Я где-то читал, что один из основных источников доходов «СтопХама» – это поступления от так называемой программы монетизации видеохостинга YouTube. Это так?

— Да, партнерская программа YouTube нам сильно помогает. Наш канал на YouTube существует уже два года, у него достаточно большое количество подписчиков, и за то, что в начале и в конце нашего видеоролика YouTube размещает непродолжительную рекламу, нам, как авторам ролика, перечисляется определенная денежная сумма. Небольшая, конечно, но сейчас, когда у нас на канале количество просмотров растет, мы уже можем напечатать партию наклеек на эти деньги, полученные по партнерской программе.  

— Активность «СтопХама» в Омске с 2011 года растет по нарастающей или волнами?

— Скорее волнами. Активность в большей степени зависит от людей, а люди приходят и уходят. Кто-то в армию уходит, кто-то в семью. К тому же периодически возникали проблемы с бюджетом, вернее, с его отсутствием.

— А вам самому еще не надоело бороться с автохамами? Какие-то цели вы себе ставите? Вы же не думаете, я надеюсь, что сможете уничтожить все автохамство в Омске?

— Автохамство полностью побороть не в наших силах, я это понимаю, но в наших силах привлечь внимание к проблеме парковок. Если начать решать эту проблему, то и хамства на дорогах станет гораздо меньше. Я прекрасно понимаю, что в районе «Голубого огонька» трудно построить парковку ввиду нехватки места, но в жилых микрорайонах, как новых, так и старых, места для размещения парковок есть. Просто этой проблемой нужно заниматься. Я знаю, что у администрации города была идея платных парковок в центре города. На мой взгляд, ситуация может стать еще хуже. Если не увеличится общее количество парковок, а существующие бесплатные просто станут платными, то люди начнут бросать свои машины на дорогах, парковаться вторыми и третьими рядами.

— Как вы выбираете места для проведения своих акций?

— Идеи нам подсказывают жители. Сейчас уже многие к нам обращаются с просьбами о помощи. Просьб столько, что мы просто физически не можем откликаться на все.

— «СтопХам», как я заметил в ваших роликах, несколько своих акций проводил перед известными в Омске кофейнями «Тинто». Вы точно не работаете на конкурентов этой сети?

— С «Тинто» все вышло совершенно случайно. Я вообще не знал, что люди, которые паркуются на тротуаре за ТЮЗом, приезжают в «Тинто». И когда мы устраивали рейд в районе магазина «Океан», я тоже не знал, что там есть «Тинто». Кстати, когда мы на второй рейд вышли к «Океану», приятно удивились: машин на тротуаре не было уже ни одной, тротуарная плитка была восстановлена, установлен знак «Пешеходная зона», и еще там стали периодически появляться сотрудники ГИБДД.

— То есть иногда видите результаты своих акций?

— После того случая у «Океана» мы даже некоторое время собой гордились.

— А у ТЮЗа что-то изменилось?

— Я недавно там проходил — машины опять стояли на тротуаре.

— Видимо, надо вам еще один рейд провести у ТЮЗа...

— Мы готовы в принципе. Мы могли бы проводить акции хоть через день, но многое зависит, как я уже говорил, от людей. Нам не хватает активных. Таких, которым было бы интересно этим заниматься, которым мы бы могли дать пачку наклеек и не беспокоиться, что они их кому-нибудь раздадут.

— Каков возрастной состав активистов омского «СтопХама»?

— Сейчас по рекомендации ГИБДД мы ввели строгое ограничение по возрасту 18+. Ситуации бывают разные. И травмы могут быть на самом деле. В общем, если есть очень больше желание, но еще нет 18 лет, то можно прийти и поснимать наш рейд на видео. Но общаться с водителями и так далее — нельзя.    

— Кстати, а какие у вас отношения с ГИБДД и вообще с правоохранительными органами? Вы же сталкиваетесь с ними постоянно, надо полагать? Наверняка обиженные на вас автомобилисты пытаются вызывать полицейских...

— С ГИБДД у нас прекрасные отношения. Чаще всего водители что говорят? Что мы не своим делом занимаемся. Мол, есть ГИБДД — пусть она и разбирается с парковками. Отвечаю сразу всем: с автоинспекцией мы сотрудничаем. У автоинспекции не хватает сотрудников, чтобы заниматься еще и нарушителями правил парковки. И мы реально помогаем. Перед каждым рейдом я предупреждаю ГИБДД, что мы будем в таком-то месте в такое-то время. И  экипаж ДПС на всякий случай находится где-то недалеко от места проведения рейда.

— Вас подстраховывают?

— Можно и так сказать. Бывало, что к нам даже приставляли отдельный экипаж, который сразу и оформлял нарушителей.

— Не опасаетесь, что обиженные водители напишут заявление в полицию и на кого-то из вас возбудят уголовное дело.

— Могут написать. И многие даже собирались написать. Но дальше словесных угроз дело пока не заходило. Водители прекрасно понимают, что они не правы, что это они нарушили ПДД, припарковавшись не по правилам, а в случае если начнется разбирательство, мы предъявим свои видеозаписи, где зафиксировано нарушение.

— Ну а если нарветесь на какого-нибудь сына высокого прокурорского работника или на жену федерального судьи? На машины жен больших начальников вам еще не приходилось стикеры клеить?

— Может, и приходилось, но мы об этом не знаем. Они нам в этом не признались.

— Судя по роликам, угрожают активистам «СтопХама» непрерывно. Автохамы  обещают оторвать вам головы, вырвать руки-ноги, четвертовать, наслать кару небесную. Мне кажется, постоянно выслушивать такие угрозы — это не просто. Не у каждого нервы выдержат...  

— Угрозы были не только на словах, некоторые и с битой из машин выскакивали. И даже замахивались. Но без последствий. Мы от таких водителей быстро убегали. А что касается нервов, то со временем учишься как-то пропускать все эти угрозы мимо ушей. Привыкнуть можно ко всему, даже к постоянному проявлению агрессии. Бывает даже смешно становится от очевидной глупости водителя. Мы же ничего особенного не просим сделать. Только просим перепарковаться. В такой ситуации, мне кажется, не нужно быть сильно умным или проницательным, чтобы понять свою неправоту. 

— Омское автохамство как-то отличается, на ваш взгляд, от автохамства в Новосибирске, Тюмени, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, Москве?

— На мой взгляд, в Омске агрессии у водителей все-таки меньше, чем в Москве и Санкт-Петербурге. Большая часть автомобилистов нас встречает с улыбкой, с пониманием. Но есть и такие – на дорогих автомобилях преимущественно, кто кричит: я тебя потом найду. 

— И находят?

— Нет, не находят. Хотя я ни от кого не скрываюсь.

— После просмотра ваших роликов мне показалось, что у омского автохамства женское лицо. Почему-то в Омске девушки-автомобилистки ведут себя даже более агрессивно, чем мужчины. Это так или мне показалось?

— Мы тоже заметили, что часто встречаем излишне агрессивных девушек. Одна, которая ехала по тротуару, даже хотела нас маслом машинным облить за то, что мы ее остановили. Но я допускаю, конечно, что у этих девушек, которые очень бурно реагируют, мог быть сложный трудовой день. Или какая-то неприятность с ними могла случиться. А тут мы со своими странными просьбами не ездить по тротуарам или перепарковаться. 

— Как вы реагируете, когда говорят, что вся ваша деятельность не направлена на общественную пользу, а вы просто хотите прославиться?

— Равнодушно реагирую. Мне это постоянно говорят. Вполне возможно, что когда я начинал, то эта мысль – о том, что я прославлюсь, меня согревала. Но со временем она отошла на дальний план.

— В деканате матфака ОмГУ знают, что у них учится активист «АвтоХама»?

— Мои одногруппники знают.  И некоторые преподаватели знают, чем я занимаюсь в свободное от учебы время. Насчет деканата ничего не могу сказать. По-моему, декан в курсе.  

— А родители как относятся к этой вашей деятельности?

— Переживают. Когда я начинал, очень сильно переживали. Сейчас немного попривыкли и относятся с пониманием. Даже поддерживают. А какой смысл запрещать то, что мне нравится? Я все равно буду этим заниматься. Только втихую.

— Спасибо, Илья, за беседу, успехов вам в дальнейшей борьбе с автохамством.

Справка «КВ»

Общероссийский «СтопХам» как молодежное движение против хамства автомобилистов существует с 2010 года. Сначала этот проект входил в состав молодежного пропутинского движения «Наши», но с 2012 года выделился в самостоятельное общественное объединение, последователи которого сегодня есть не только во всех крупных российских городах, но даже в Украине и Молдавии. Акции «СтопХама» направлены против парковок в неположенных местах, использования тротуаров для передвижения на автомобиле и так далее. Участники акций ищут неправильно припаркованные автомобили, обращаются к водителям с просьбой их перепарковать (в соответствии с требованиями ПДД), а в случае отказа наклеивают на лобовое стекло автомобиля стикер с текстом: «Мне плевать на всех, паркуюсь где хочу». Реакция уличенных в нарушении ПДД водителей, нередко с оскорблениями и попытками подраться, снимается активистами движения на видео, после чего монтируются короткие ролики, которые размещаются в YouTube, социальных сетях и на официальном сайте движения.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2014/iyul/avgust/-29/ilya-volkov-