«А какой вопрос Вы бы вынесли на референдум?»

Дата публикации: 04 июня 2014

«ГЭПИЦентр-2» проводит в Омске глобальное социологическое исследование на тему того, нужен ли населению референдум и на какую тему

 

До 10 июня текущего года омичи выскажут свое мнение о том, какие вопросы должны прозвучать на первом в городе референдуме. Соответствующее социологическое исследование в Омске взялся провести «ГЭПИЦентр-2».

Предыстория

В предыдущем номере «Коммерческие вести» сообщили о том, что 19 мая 2014 года по инициативе комиссии по развитию гражданского общества, коммуникаций и информационной политики Общественной палаты Омской области прошел круглый стол, посвященный вопросам проведения первого омского референдума. В обсуждение включился широкий круг лиц, так или иначе заинтересовавшихся темой, в том числе инициативная группа во главе с Дмитрием ПЕРЕДЕЛЬСКИМ, депутаты горсовета и регионального парламента, представители общественных организаций, научного сообщества и так далее. В ходе разговора была высказана и поддержана мысль о необходимости провести социологическое исследование, цель которого – выяснить у омичей, нужен ли им самим референдум, насколько им интересен этот инструмент и какие именно вопросы нужно выносить на голосование.

Буквально на следующий день после круглого стола началась активная работа по составлению анкеты для проведения соцопроса. Как рассказал «КВ» директор «ГЭПИЦентра-2» Вадим ДРЯГИН, к ее составлению приложили руку практически все участники круглого стола, внеся в окончательный вариант свои замечания и предложения. В результате этого общественного обсуждения и был утвержден текст анкеты.

Для «ГЭПИЦентра-2» это социологическое исследование стало второй крупной инициативой за последнее время. Первое социологическое исследование с глобальной выборкой на «местную» тему было проведено компанией в 2012 году по вопросу установки памятника Колчаку. Вадим ДРЯГИН отмечает, что на опыт, полученный тогда, специалисты центра сейчас и опираются. Руководитель «ГЭПИЦентра-2» видит между двумя этими проектами много общего. «Во-первых, это опросы с глобальной выборкой в несколько тысяч человек. Для Омска такие объемные исследования сами по себе редкость, а тем более по вопросам местного значения, непосредственно касающимся омичей. Во-вторых, первый омский референдум стал за последние годы второй после памятника Колчаку темой, вызвавшей в Омске серьезный общественный резонанс и привлекший пристальное внимание как общественников, политиков, власти, так и рядовых горожан», — отмечает Вадим ДРЯГИН. Причем в первом случае – с памятником Колчаку – сигнал о необходимости провести соцопрос вообще поступил от власти, что для Омской области стало исключением из правила. Губернатор Виктор НАЗАРОВ в одном из интервью обмолвился, что нужно  спросить мнение омичей о том, надо ли устанавливать памятник. «Это был, на мой взгляд, исторический момент – когда власть предложила послушать, что думают люди. Мы за эту идею ухватились и провели опрос по собственной инициативе. И не только потому, что тот самый общественный резонанс нас подстегнул. На самом деле и тогда, и сейчас, приступив к проведению опроса по референдуму, мы ставили для себя более глобальную цель  — вовлечь население, разбудить социальную активность, создать прецедент участия омичей в решении этих вопросов. Уверен, что нужно приучать людей к мысли о том, что их мнением интересуются, что оно учитывается. И думаю, как раз по вопросу установки памятника Колчаку и нужно было проводить референдум. Ведь результаты опроса показали существенный раскол в мнениях – жители города с небольшим перевесом высказались за то, чтобы ставить памятник, жители села – за то, чтобы не ставить, причем тоже с небольшим перевесом. В цивилизованных странах такие противоречивые ситуации разрешают, обращаясь к референдуму как инструменту самоуправления», — продолжает Вадим ДРЯГИН.

По его мнению, немалая часть омичей сегодня и вовсе не знает о существовании такой формы прямой демократии как референдум, а о том, что решения референдума являются обязательными для исполнения, многие и вовсе не догадываются. Это неудивительно – в Омске за все время существования такого инструмента, как местный референдум, к нему ни разу не прибегали, тогда как по России проведено более 400 таких референдумов. В итоге реакция властей на первую инициативу, проявленную группой ПЕРЕДЕЛЬСКОГО, оказалась, по выражению ДРЯГИНА, «на редкость махровой».  Депутаты горсовета, напомним, отклонили шесть из восьми предложенных вопросов, а суд подтвердил их правоту.

Однако подключились широкие слои общественности, которые не намерены допустить, чтобы тему референдума замяли. На круглом столе 19 мая участники обсуждения условились, что по результатам социологического исследования будет сформирована не одна, а несколько инициативных групп, каждая из которых подаст в городскую избирательную комиссию свой вопрос или вопросы. При этом Вадим ДРЯГИН не видит проблемы в том, если все стадии согласования пройдут сразу несколько инициативных групп: по его мнению, в Омске вполне можно провести сразу несколько референдумов в один день, выдав омичам по несколько бюллетеней для голосования.

Содержание анкеты

Социологическое исследование на тему проведения референдума было запущено в Омске 23 мая. Обозреватель «КВ» побывала в «ГЭПИЦентре-2» и поинтересовалась всеми нюансами проведения опроса.

В анкете 5 основных вопросов. В первых двух омичам предлагается ответить, необходим Омску общегородской референдум или нет и есть ли в Омске проблемы, которые требуют  решения с помощью референдума, или таковых не имеется. В третьем вопросе опрашиваемым предлагается выбрать одно из десяти суждений (или предложить свое) о том, какие результаты может дать проведение референдума. Варианты ответов самые разные, от «референдум – наиболее эффективная мера участия населения в управлении собственным городом» до «проведение городского референдума даст только те результаты, которые захочет городская власть, используя административный ресурс».

Следующий вопрос отсылает интервьюируемого к тем вопросам, которые предлагала вынести на референдум инициативная группа ПЕРЕДЕЛЬСКОГО. Все восемь вопросов представлены на отдельной карточке, человеку предлагается их прочитать и оценить каждый с точки зрения необходимости вынесения на референдум (нужно или не нужно).

И наконец, пятый вопрос имеет так называемую открытую формулировку. Начинается он так: «А какой вопрос вы бы вынесли на референдум?». Далее интервьюер напоминает, что на городской референдум могут выноситься только вопросы местного значения. Предполагается, что по итогам размышления опрашиваемый предложит одну или несколько интересующих его тем. По мнению составителей анкеты, это позволит выявить наиболее актуальные для омичей вопросы. 

Отметим также, что в анкете есть и обширный социально-демографический блок – омичи отвечают на вопросы об имеющемся образовании, семейном положении, роде занятий, уровне доходов семьи и так далее.

Методика опроса

О том, как формировалась методика проведения социологического исследования, «КВ» рассказала ведущий специалист-эксперт «ГЭПИЦентра-2» Ирина СОЛОВЕЙКИНА.

Разумеется, при разработке методики мы опирались на опыт, полученный при проведении соцопроса по памятнику Колчаку, ведь и там, и здесь речь идет о глобальной выборке. И если в опросе по Колчаку в городе Омске было опрошено 4580 респондентов, то здесь мы решили увеличить выборку до 6000 респондентов. Этого объема будет более чем достаточно, потому как и на трех тысячах респондентов мы бы получили, на мой взгляд, аналогичный результат по распределению мнений. Но здесь у нас есть открытый вопрос – омичам предлагается ответить, какой бы вопрос они хотели вынести на референдум. И очевидно, что здесь чем выше выборка, тем точнее результат, тем точнее мы определим наиболее актуальные проблемы для населения в целом. Таким образом, если углубляться в специальную терминологию, могу, например, привести такую цифру: для города Омска допускается проводить такие исследования с ошибкой выборки до 5%,  в нашем опросе ошибка выборки составляет лишь 0,6%, — пояснила Ирина СОЛОВЕЙКИНА.

Выборка, по ее словам, районирована, то есть репрезентативна по округам. Для каждого района заданы и половозрастные критерии респондентов в пропорции с существующей половозрастной структурой населения. Не обойден вниманием и частный сектор, которого в Омске немало, он включен в маршруты интервьюеров в соответствующей пропорции. Каждому интервьюеру задан маршрут, и посещать он может только те дома и квартиры, которые указаны в маршрутном задании, и по каждому маршруту установлена квота по критериям пола и возраста. По словам Ирины СОЛОВЕЙКИНОЙ, многолетний опыт «ГЭПИЦентра-2» показывает, что жителей, проживающих на разных территориях города, беспокоят разные проблемы, и тенденции эти также будут учтены в результатах исследования. 

Есть у ведущего специалиста-эксперта и объяснение тому, почему в анкете приведен такой обширный блок вопросов, связанных с социально-демографическими характеристиками. «Благодаря ответам на эти вопросы мы надеемся проследить ряд других интересных тенденций, в частности, какие проблемы беспокоят омичей в зависимости от вида деятельности, в зависимости от возраста, от дохода и так далее. Определить закономерности в распределении мнений         в соответствии с такими критериями можно только в том случае, если задействованы все слои населения, к чему мы и стремимся», — отмечает Ирина Борисовна. 

Раз в два дня интервьюеры сдают менеджерам заполненные анкеты. Анкеты сразу проверяются на соответствие маршрутному заданию и квотам, на то, все ли вопросы заполнены. Отдел контроля звонит респондентам, подтверждает факт опроса и удостоверяется в том, что интервьюер не допустил никаких фальсификаций. «Качество работы интервьюера оценивается очень тщательно. В случае выявления нарушений анкета не подлежит приему, а если нарушения обнаружены более чем в 10% анкет, то все анкеты конкретного интервьюера выбраковываются, и по его маршруту заново проходит другой специалист», — рассказывает Ирина СОЛОВЕЙКИНА.

После сдачи заполненных бланков  интервьюеры получают на руки новые анкеты и снова направляются в «поле», а операторы «ГЭПИЦентра-2» приступают к переводу заполненных анкет в электронный формат. Процедура анализа данных заканчивается после того, как будут сданы все анкеты. «Составляются сводные таблицы, графики, диаграммы, ответы респондентов соотносятся с их половозрастными и социально-демографическими характеристиками, — продолжает раскрывать секреты социологии Ирина СОЛОВЕЙКИНА, — и уже после того, как мы установим, как распределились мнения, все тенденции зафиксируем, тогда можно  будет публиковать результаты.

Работа в «поле»

В офисе «ГЭПИЦентра-2» мы сталкиваемся с интервьюером Еленой, которая пришла сдать заполненные анкеты менеджеру.

Почти неделю мы работаем с данным опросом. Могу сказать, что люди реагируют достаточно положительно, их заинтересовывает то, что к ним пришли именно с вопросами городского значения, касающимися их самих. Так что очень мало получаем отказов от участия в опросе. Респонденты охотно делятся мнениями о том, какие вопросы нужно вынести на референдум, перечисляют те проблемные моменты, которые считают нужным решать. Часто звучит такая фраза: «может быть, нас услышат», — рассказала «КВ» Елена.

  — Сейчас в проведении исследования занято порядка 70 интервьюеров. Это практически весь наш резерв специалистов, работающих на поквартирных опросах, — включается в разговор руководитель отдела проектов компании «ГЭПИЦентр-2» Инна ТЕРЕХОВА, — Исследование очень объемное, непростое, и все наши специалисты так или иначе в нем задействованы. Радует то, что интервьюеры на этот опрос идут с большим желанием, опять же сказался опыт организации работы по опросу о памятнике Колчаку.

Большая часть анкет, по словам Инны ТЕРЕХОВОЙ, уже выдана интервьюерам. «Интервьюеры говорят: анкета идет хорошо, сложностей пока не возникает», — заключает она. При этом, как отметила Ирина СОЛОВЕЙКИНА, сам опрос не из простых, вопросы в анкете объемные, респондентам предлагается несколько карточек для самостоятельного прочтения. «Но наши интервьюеры настаивают на том чтобы анкетируемый внимательно изучил информацию и  ответственно подошел к ответу. В этом, на мой взгляд, дополнительная роль исследования – донести до людей, насколько важно  внимательно относиться к тому, что ты заполняешь, за что голосуешь. Опрос этот, я уверена, заставляет размышлять.  Он составлен так, что в нем совершенно нет никаких подсказок и человеку приходится самому думать – нужен референдум или нет, какой вопрос население должно решить», — заключает Ирина СОЛОВЕЙКИНА.

По подсчетам Инны ТЕРЕХОВОЙ, интервьюеры справятся со всем объемом анкет в срок до 10 июня. А уже после 15 июня Вадим ДРЯГИН обещает представить результаты исследования. «КВ» будут следить за развитием событий.

Александр МИНЖУРЕНКО,

председатель комиссии по развитию гражданского общества, коммуникаций, информационной политики Общественной палаты Омской области:

– Социологическое исследование на тему референдума, проведение которого поддержала Общественная палата, на мой взгляд, достигнет сразу двух целей. Первая цель, более глобальная, — разбудить социальную активность омичей. Сегодня для немалой части населения ни одна форма участия в общественной и социальной жизни не знакома. Люди не знают, что могут повлиять на решение каких-либо вопросов местного уровня, не знают, что у них есть право выражать свое мнение и требовать его учесть. Этот соцопрос позволит вовлечь население в активную  деятельность, закрепить понимание того, что инструменты самоуправления существуют, что ими можно и нужно пользоваться.

Вторая цель мне представляется более частной и конкретной. Исследование даст информацию о том, какие вопросы омичи хотели бы вынести на референдум, какие вопросы наиболее значимы для населения. Если мы сподвигнем омичей хотя бы задуматься на эту тему, это будет уже успех. Важно, чтобы человек попытался сформулировать, что его беспокоит, что ему не нравится в нашем городе, что именно он хотел бы изменить, чтобы человек сменил пассивную социальную позицию на заинтересованную, активную. В этом смысл и социологического исследования, и референдума, который, я надеюсь, в городе все же пройдет рано или поздно.

Виталий ПУТИНЦЕВ,

депутат Омского городского совета:

— Я уже не раз заявлял, что являюсь ярым сторонником проведения  в Омске референдумов по любым вопросам. Для населения это реальная возможность управлять происходящим в городе. Референдум – высшая стадия проведения демократии, и цивилизованные страны давно и успешно этим инструментом пользуются. Надеюсь, что запущенное «ГЭПИЦентром-2» социологическое исследование, точнее, его результаты сделают необходимость применения этого инструмента очевидной для всех. Если власть не будет спрашивать мнение жителей, рано или поздно мы придем к протестам в виде митингов, пикетов, шествий. По реакции депутатов горсовета на первую в Омске инициативу по проведению референдума мы увидели, что власть пока не готова отдавать решение каких-то вопросов в руки жителей города, но уверен, что омичи добьются этой возможности. А то, что происходит сейчас, в том числе социологический опрос, необходимо прежде всего и для того, чтобы пробудить самосознание населения. Предполагаю, что большинство омичей выскажутся за проведение референдума и из всего спектра возможных вопросов будут выделены те, которые более других волнуют жителей города.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2014/iyun/-20/a-kakoy-vopros-vy-by-vynesli-na-referendum