Активисты омского отделения ОНФ считают, что в Омской области нужно принять закон о сельских старостах
Правовое положение сельских старост в системе местного самоуправления Омской области обсуждалось на минувшей неделе, 5 июня, на круглом столе с участием сопредседателя регионального отделения Общероссийского народного фронта Николая КРАВЧЕНКО, вице-спикера Омского городского совета Алексея СОКИНА и главы Калачинского района Фридриха МЕЦЛЕРА. По мнению участников, старосты сегодня важны, нужны и крайне востребованы как низовое звено системы местного самоуправления. Необходимо только законодательно зафиксировать их статус, узаконить полномочия и обеспечить хотя бы минимальными денежными средствами.
Суть проблемы пояснил собравшимся инициатор проведения этого круглого стола – депутат Совета Кормиловского муниципального района Александр ФАДЕЕВ. По его мнению, власть сегодня чисто физически недотягивается до жителей дальних деревень. Сельское поселение — это достаточно крупная единица местного самоуправления. В каждом из районов Омской области — от 10 до 15 сельских поселений. В каждом из них от 3 до 6 деревень, расположенных иногда за несколько десятков километров от центральной усадьбы, и в эти дальние деревни глава сельского поселения может не выбираться неделями. Фактически в большинстве омских деревень именно старосты и решают вопросы, волнующие местных жителей (очистка дорог, благоустройство, освещение улиц и так далее).
В других регионах, по словам Александра ФАДЕЕВА, стали задумываться о проблемах вовлечения сельских жителей в систему местного самоуправления территорий с середины 90-х. В некоторых регионах уже приняты местные законы, регламентирующие деятельность сельских старост и порядок их финансирования. Первой стала Владимирская область, где еще в 1995 году приняли местный закон «Об основах организации деятельности старост сельских населенных пунктов Владимирской области». За ней эту тему подхватила Ленинградская область, где сельских старост узаконили в 2012 году.
В апреле 2014 года тема сельских старост прозвучала на встрече губернатора Ленинградской области Александра ДРОЗДЕНКО с президентом Владимиром ПУТИНЫМ, и как только глава государства заинтересовался возрожденным институтом старост, эта тема сразу стала чрезвычайно популярной во многих регионах. По мнению омских активистов ОНФ, в Ленинградской области закон о старостах является наиболее проработанным. На этот опыт и предлагается опираться при разработке омского закона о старостах. Но чужой опыт не поможет найти ответ на главный вопрос — где взять деньги, чтобы финансировать старост. Сегодня старосты, избираемые на сельском сходе, работают практически на общественных началах.
— У нас старосты долгое время работали на безвозмездной основе, — рассказал участникам круглого стола глава Михайловского сельского поселения Кормиловского района Сергей ЕРМОЛАЕВ. — Старост выбирают на сходах, и люди постоянно спрашивают, почему они работают бесплатно, почему им не выдаются деньги для решения срочных насущных вопросов. В 2012 году на совете поселения мы приняли положение о старостах. В этом году его дополнили, и сейчас мы платим старостам поквартальную оплату, размер которой зависит от количества проживающих в населенном пункте. Получается по 1 200 рублей в квартал. Хотелось бы, конечно, больше платить. Какую работу можно спрашивать за такие деньги? Но с этого года они на нас хотя бы не в обиде.
Глава Борчанского сельского поселения Кормиловского района Евгений АЛЕКСЕЕВ согласен с коллегой, что старосты сегодня нужны и платить им необходимо, но не понимает, где взять деньги на зарплату старост в скудном бюджете поселений. А по мнению старосты из деревни Немировка Новосельского сельского поселения Кормиловского района Анатолия ДЕМИНА, институт старост на энтузиазме долго не продержится. Платить, по его мнению, нужно не менее 10 тысяч рублей в месяц, тогда и результат от работы старост будет еще лучше. Молодые на голом энтузиазме работать не хотят.
Вице-спикер Омского городского совета Алексей СОКИН тоже считает, что институт сельских старост нужно возрождать, нужно поддерживать их на законодательном уровне. И ОНФ, по его мнению, вполне может сформировать инициативу и обратиться с ней в Законодательное собрание Омской области, чтобы начать работу над региональным законом, который бы легализовал институт старост. И облправительство, по его мнению, найдет возможность субсидировать затраты районных бюджетов на развитие местного самоуправления.
Но есть, по мнению Алексея СОКИНА, и другой вариант, более быстрый. Сельские муниципалитеты могут взять пример с Омска, где принята целевая программа по развитию территориального общественного самоуправления. Действующее законодательство о местном самоуправлении не запрещает сельским муниципалитетам создавать и поддерживать финансами КТОСы. А староста сельского поселения вполне может быть одновременно и председателем КТОСа.
Глава Калачинского муниципального района Фридрих МЕЦЛЕР считает, что вопросы финансирования сельских старост можно вполне решить через систему грантовой поддержки. Хотя самая главная проблема, на его взгляд, даже не деньги, а отсутствие правового статуса.
— Я бы на первом этапе пошел по пути грантовой поддержки, — рассказал Фридрих МЕЦЛЕР. — Взять если наш район, например, нам на весь район нужно порядка 30 старост. Если реальный грант установить, и это был бы уже стимул, чтобы люди занимались общественно-полезной работой.
По мнению председателя совета регионального отделения Партии социальной защиты Евгения ДОЛГАНЕВА, старостам нужно дать не только статус и полномочия, но и оградить их от штрафов контролирующих инстанций.
— Как только старосты получат полномочия, сразу на них обрушатся проблемы, — считает Евгений ДОЛГАНЕВ. — У нас сегодня на одного главу сельского поселения приходится порядка двадцати проверяющих, которые приходят и говорят: ты нарушил, поэтому плати штраф. А гранты — это, конечно, хорошо. Их сельским старостам можно получать и сегодня. Никто им не сможет запретить регистрировать общественные организации и заявляться на получение гранта.
ДОЛГАНЕВ уверен, что можно создать в области фонд поддержки развития местного самоуправления, который бы формировался не только из бюджета, но и за счет средств сельских предпринимателей. Из этого фонда напрямую, минуя районные бюджеты и глав районов, выделялись бы финансы на поддержку сельских старост.