Помочь в составлении схемы размещения нестационарных торговых объектов попросили предпринимателей
На пресс-коференции, которую омская мэрия совместно с областным союзом предпринимателей провела в Доме журналистов 3 июня, стало известно, каким образом поступать собственникам киосков и павильонов, которые беспокоятся за будущее своего бизнеса. В Омске, напомним, разработан новый порядок размещения нестационарных торговых объектов, который подразумевает, что объекты будут упорядочены согласно схеме.
К составлению этой схемы, как сообщила журналистам директор департамента городской экономичсеской политики Гульнар АЙТХОЖИНА, городская администрация и решила привлечь сам бизнес.
По ее словам, все нестационарные объекты мэрия поделила на две категории — городского значения (киоски и павильоны) и окружного значения (палатки и лотки). Последними будут заниматься окружные администрации, которые уже подготовили схемы размещения палаток и лотков.
А вот с объектами городского значения возникла проблема. Те киоски и павильоны, которые на данный момент размещены на законных основаниях, останутся, как заверила АЙТХОЖИНА, на своих местах, как того и требует федеральное законодательство. Другое дело, что процесс выяснения, у кого из них есть эти самые законные основания, а у кого нет, существенно растянулся, из-за чего, по признанию начальника управления потребительского рынка и внешнеэкономической деятельности департамента городской экономической политики Михаила ЩЕЛКОНОГОВА, «сроки утверждения схемы, установленные мэром, давно пропущены». Проблема, по его словам, возникла прежде всего из-за путаницы в договорах аренды участков под киоски и павильоны, переданных в начале прошлого года из ГУЗР Омской области. «Часть объектов не подлежит идентификации, реальное размещение не совпадает с тем, что написано в документе. Киоск стоит рядом с одним домом, а в договоре привязка к другому дому, например. Мы не смогли нанести множество объектов на схему из-за этого. Кроме того, есть масса предпринимателей, у которых нет договоров, но с ними были заключены соглашения о неосновательном обогащении, и они исправно за аренду по ним платят. Эта практика сложилась при ГУЗР, когда на время подготовки кадастрового паспорта, оформления документации предпринимателям разрешали начинать осуществлять свою деятельность и заключали эти соглашения, но этот процесс у многих затянулся на годы. Этих предпринимателей тоже не хотелось бы обижать, и у нас создана комиссия, которая будет определять законность размещения каждого такого объекта», — пояснил ЩЕЛКОНОГОВ. Чтобы разобраться в документах поскорей, мэрия и решила призвать на помощь предпринимателей. Тех из них, у кого на руках есть правоустанавливающие документы, просят прийти в торговые отделы округов или в управление землепользования депимущества и подтвердить свое право на включение объекта в схему. «Если предприниматель не проявит свою активность, он выпадет из схемы и его объект может попасть под снос», — предупредил еще один спикер пресс-конференции, член областного союза предпринимателей Дмитрий УСЕНКО, имеющий сеть табачных павильонов.
Когда все заявки от предпринимателей соберут и информацию проанализируют, все существующие законные объекты будут внесены в схему. Кроме того, как отметила Гульнар АЙТХОЖИНА, появятся на схеме и дополнительные места для размещения торговых объектов — там, где киосков и павильонов нет, но они объективно необходимы.
Те предприниматели, которые законно работают в своих киосках и павильонах уже сейчас, получат право продолжать эту деятельность в течение пяти лет, но договоры аренды земельных участков будут перезаключены на договоры предоставления мест для размещения объектов. А по истечении пятилетнего срока места будут выставляться на аукцион, и предприниматели, ранее занимавшие этот участок смогут участвовать в аукционе лишь на общих основаниях. «Чтобы избежать какой-то коррупционной составляющей, теперь право разместить объект будет предоставляться только через аукцион», — подчеркнула Гульнар АЙТХОЖИНА. Все новые места будут выставлены на аукцион сразу после утверждения схемы.
Отметим также, что, по словам ЩЕЛКОНОГОВА, мэрия намерена предотвратить «скупку» участков, для этого в новом порядке закреплено, что работать на конкретном месте может только тот, кто выиграл аукцион. Эта норма позволит исключить появление субарендаторов.
Городская администрация намерена также наконец привести к единообразию внешний вид торговых объектов. При перезаключении договора аренды на договор предоставления торгового места будет разрабатываться для каждого торгового объекта паспорт, и предприниматель должен будет привести свое место в соответствие с паспортом. Напомним, что архитектурный вид нестационарных торговых объектов был утвержден мэрией еще в 2005 году, но никто не следил за тем, как предприниматели соблюдают это требование. «Объектов другого вида теперь не должно быть, будут только те самые серенькие киоски. Да, это затраты для предпринимателей, но, может, настало то время, когда за свои ошибки пора платить», — заключил ЩЕЛКОНОГОВ.
Что касается незаконно установленных торговых объектов, их мэрия планирует выносить с территории в рамках контрольных мероприятий. По подсчетам депимущества, таких объектов в городе порядка 300, по подсчетам предпринимателей — около 1000. Сколько на самом деле, подчеркнул ЩЕЛКОНОГОВ, не знает никто. При этом законно работающих киосков и павильонов мэрия насчитала ровно 2239. Доходы в бюджет города от нестационарной торговли, по данным департамента финансов, составляют 220 млн в год.
-Пока неизвестно, сколько объектов останется в схеме. Будем оставлять по максимуму, но и смотреть, нужны ли они. Сколько стоит на остановке Рабиновича объектов? Ну, штук 15-16, наверное. И насколько они там нужны? Шашлыки и тому подобное. Сколько из них законных, мы тоже не знаем. Нам сейчас поступает масса писем от предпринимателей, которые знают, что они стоят незаконно, и хотят узаконить свои объекты, попасть в схему, — рассказал ЩЕЛКОНОГОВ.
Но и от этих предпринимателей мэрия не планирует отворачиваться. «Место мы можем указать в схеме, но оно сразу будет выставлено на аукцион, этот предприниматель будет участвовать в аукционе на общих условиях», — отметил ЩЕЛКОНОГОВ. При этом, по наблюдениям Дмитрия УСЕНКО, незаконные объекты, как правило, не возникают поодиночке, а лепятся друг к другу в проходных местах.
-Этот бизнес развивался хаотично, и упорядочивался он только путем рынка, размещались объекты там, где был спрос. Бизнес, которым можно заниматься на улице, ограничен, это в основном торговля, и этот бизнес не создает трафик, он паразитирует на нем. Я думаю, что предприниматель, у которого нет никаких документов на его киоск, может прийти в мэрию, просто не нужно говорить, что он там незаконно работает уже сколько-то лет, надо просто написать заявление о том, что он предлагает в этом месте поставить киоск, - предложил способ выйти из ситуации УСЕНКО.
Гульнар АЙТХОЖИНА, подводя итог разговора, предположила, что после утверждения схемы, возможно, киосков станет даже больше. «Только они будут более оптимально распределены по территории города, с учетом потребностей покупателей. Сначала определим правила, а вторая задача, которая стоит перед нами, — контролировать их соблюдение», — заключила АЙТХОЖИНА.