Николай ГОРНОВ: О деньгах, бюджетах и рейтингах

Дата публикации: 25 июня 2014

Опять область Омская оказалась впереди планеты всей, и я даже не знаю, как к этой новости относиться. Пребываю в полной растерянности, о чем с предельной искренностью и сообщаю. Когда в рейтинге бюджетной открытости по итогам 2013 года Омская область заняла второе место в СФО и 22 место в РФ, это было вполне понятно. Но вот прошло некоторое время, и мы, по данным I этапа 2014 года, обогнали не только регионы СФО, но и всю РФ. И эта информация уже заставляет крепко задуматься. Это что же, извините, за показатель, по которому Омская область, натянув портки на голое пузо, оказалась впереди не только холодного Красноярского края, но даже горячего Краснодарского. Может, это какие-то бюджетные гонки на выживаемость, где побеждает заведомо самый худой бюджет, поскольку он зол и голоден? Не зря же Москва с ее страдающим от ожирения и одышки бюджетом не попала по показателю открытости даже в ТОП-10.

 

Нет, я в курсе, что рейтинг открытости разработан не абы кем, а Центром прикладной экономики по заказу портала «Госменеджмент» и цель рейтинга — сформировать для регионов ориентиры, чтобы никто из них не заблудился по долгой дороге бюджетного процесса и не забывал при этом использовать механизмы общественного контроля. Но я же по определению недоверчив. Даже если над этим рейтингом в самом деле работали независимые эксперты, а методику заимствовали проверенную, разработанную на основе методологии, используемой Международным бюджетным партнерством при расчете индекса открытости бюджета, то сути это не меняет. Если мы только вчера узнали о существовании всех этих центров и партнерств, то почему и зачем мы им должны верить?

 

Открытость для регионального бюджета важна, спорить не стану, но еще важнее было бы, я думаю, контролировать все потоки, которые проходят мимо бюджета. Если у регионального бюджета не будет размера, то его открытость нас точно не спасет. Это как раз тот случай, когда размер имеет значение. По моим личным многолетним наблюдениям, значительная часть сумм, которая могла бы благополучно пополнить бюджет, исчезает в неизвестном направлении еще на подступах к нему. По большому счету, бюджеты сегодня наполняют  идейные, неудачники, работающие в бюджетной сфере, и те, кто медленно перемещается в пространстве и не успевает спрятаться от регионального УФНС.

 

Ну а если этот Open Budget Indexе, разработанный экспертами International Budget Partnership, никакой и не показатель вовсе, а очередная диверсия против России, задуманная и выполненная на деньги Вашингтонского обкома? Если это рука Госдепа, желающего править всем миром? Где наши авторитетные эксперты из Госдумы и ЛДПР? Почему молчат госпожа Ирина РОДНИНА и господин Ян ЗЕЛИНСКИЙ, уполномоченный юрист, сын русской мамы Владимир ЖИРИНОВСКИЙ? Пусть хоть кто-нибудь из больших мальчиков и девочек отвлечется от проблем братской Украины и проведет масштабное и непредвзятое расследование на предмет идеологической опасности использования данных, полученных от Центра прикладной экономики. А то в этом году нас ждут еще три этапа мониторинга, и кто знает, в какие дебри либерализма может завести нас эта откровенная открытость. Пусть даже бюджетная.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2014/iyun/-23/nikolay-gornov-o-dengah-byudzhetah-i-reytingah