Виктор НАЗАРОВ: «Мы на пределе финансовых возможностей нашего региона»

Дата публикации: 25 июня 2014

Пленарное заседание регионального парламента 19 июня началось с отчета губернатора Омской области Виктора НАЗАРОВА о результатах деятельности областного правительства в 2013 году. «КВ» представляют любопытные моменты его выступления перед депутатами.

О достижениях 2013 года

Наш регион – лидер в России по приросту сельхозпродукции. В числе лучших мы по развитию малого предпринимательства. Безусловно, экономика области не может не испытывать нестабильность мировых и общероссийских процессов. Темпы социально-экономического развития показывают сегодня невысокую динамику. Но по приросту ряда показателей регион превышает среднероссийский уровень. Валовой региональный продукт вырос к уровню 2012 года на 4% при среднероссийском росте ВВП 1,3%. Это обеспечено прежде всего за счет роста в обрабатывающей промышленности и сельском хозяйстве. Наибольший рост показали нефтеперерабатывающая и химическая отрасль, производство электрооборудования, машин, транспортных средств, стройиндустрия, деревопереработка.

В то же время есть отрасли, которые снизили объемы по сравнению с 2012 годом. Это производство продуктов питания, что связано со снижением производства алкоголя на предприятиях, расположенных на территории Омского региона. Также зафиксировано снижение в легкой промышленности и металлургии. Высокий урожай зерновых обеспечил нам лидерство среди регионов России по темпам роста – это более 28% к уровню 2012 года. Бесспорно, это достойный результат. Собрано 3 млн 400 тысяч тонн зерна.

О проблемах 2013 года

В 2013 году произошел спад в животноводстве (98,7%) за счет сокращения поголовья КРС.  В прошлом году объем инвестиций в целом по региону сократился на 7%, что стало также отражением макроэкономических тенденций. Отрицательный тренд в инвестиционном секторе – это для нас сигнал, который говорит о снижении экономической активности, эффективности бизнеса, росте его издержек. Сальдированная прибыль предприятий в 2013 году уменьшилась почти на 29%. Это, безусловно, очень много, даже принимая во внимание высокую базу предыдущих лет.

Поэтому наша задача для изменения этого тренда – запуск механизмов, которые дадут импульс для экономического роста, основанного на внедрении инноваций, развитии новых высокотехнологичных производств в рамках реализации кластерной политики, которую мы определили для себя как основной источник развития региона.

О привлечении инвесторов

В этом направлении уже сделан ряд серьезных шагов. Первое — пакет инвестиционных законов усилен в части расширения категорий организаций, которым предоставляются инвестиционно ориентированные налоговые преференции. Организациями, которые уже пользуются налоговыми преференциями, ведется активная инвестиционная деятельность. За период действия льгот ими запущены новые производства, выведены на рынок новые марки продукции, создано около тысячи новых рабочих мест. О высокой эффективности льгот говорит тот факт, что на один рубль «налоговых расходов» областного бюджета приходится практически 45 рублей увеличения стоимости основных фондов. Впервые в нашей региональной практике был предоставлен инвестиционный налоговый кредит. Пионером стал проект акционерного общества «Высокие технологии».

Появились принципиально новые элементы инвестиционной инфраструктуры. Во-первых, это специализированная структура по работе с инвесторами – Корпорация развития. Но надо признать честно, что пока эта структура не заработала в том формате, который мы определяли. Это, наверное, связано и с ненастойчивостью самих сотрудников Корпорации и регионального правительства, минэкономики. Во-вторых, в прошлом году создан Инвестиционный совет при губернаторе.

О промышленности

В рамках Стратегии в прошлом году проведена большая работа по формированию и развитию кластеров, которые относятся к безусловным приоритетам. Оценены ресурсы и потенциальные возможности формируемых кластерных структур. Определены векторы взаимодействия компаний внутри кластеров. Зная направления движения, на этой базе начинаем строить практическую кооперацию и соответствующую систему поддержки «под кластеры», тем самым стимулируя спрос на омскую продукцию и обеспечивая ее конкурентоспособность.

Большой интерес представляет развитие сотрудничества с крупными федеральными промышленными холдингами. В качестве дополнительной точки приложения сил может стать участие омских промышленников в федеральной программе развития Арктической зоны России. Омская область – единственный регион, не граничащий с Арктикой, который обозначил свою роль в ее освоении.

Отдельная тема – импортозамещение. В начале года подписана Дорожная карта проекта по расширению использования высокотехнологичной продукции Омской области в интересах Газпрома. Наша задача на перспективу – удвоить тот объем продукции, которую закупает Газпром за счет предприятий Омского региона. Кстати, по вопросам сотрудничества с Газпромом нами определен целый комплекс проектов и направлений – не только промышленного, но и социального характера.

Да, эти перспективные проекты очень интересны в плане развития экономики области. Но в то же время мы не абстрагируемся от проблем конкретных предприятий. Пристального внимания требует ситуация с НПО «Мостовик». Предпринимаются все максимально возможные меры на федеральном уровне, в том числе и участие Правительства РФ. Мы понимаем, что проблема быстро не решится. Но проблема есть, и мы готовы ее решать.

О транспорте

Мы пошли по пути переформатирования проекта «метро» в «скоростной трамвай», с тем чтобы реально решить заскорузлую транспортную проблему областного центра. В результате капитальные расходы на проект сокращаются почти в два раза. Однако и этот уменьшенный по стоимости проект, мы это понимаем, без помощи федерального центра до конца осуществить не сможем.

Совершенствование маршрутной сети и увеличение объема перевозок пассажиров обеспечили экономию областного бюджета на субсидирование пассажирских перевозок более чем на 100 млн рублей. В прошлом году отремонтировано 33 км автомобильных дорог, 2 моста в Большереченском и Муромцевском районах, 770 тыс. кв. м улиц и дворовых территорий.

С этого года строительство дорог мы выделяем как приоритет бюджетных инвестиций. Мы понимаем, что сегодня эту проблему без нас никто не решит. В 2014 году планируется привлечение субсидий федерального бюджета на развитие дорожной сети региона в сумме почти полтора миллиарда рублей.

О темпах строительства

В 2013 году стабилизировались объемы жилищного строительства. Возобновлены работы на 12 домах из 25 проблемных (около 2,5 тысячи дольщиков). Введено 5 проблемных домов и еще 5 долгостроев.

Всего в 2013 году введено 826 с половиной тысяч кв. м жилых домов, что на 12% больше, чем в предшествующем году. В 2013 году реализовывалась программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. В соответствии с данной программой был осуществлен капитальный ремонт на 182 домах. В настоящее время все работы завершены. В 2014 году планируется проведение капитального ремонта на 466 домах, при этом в текущем году будет отремонтировано порядка 70 тысяч кв. м.

Кроме того, в 2013 году начата реализация региональной адресной программы Омской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, рассчитанной до 2017 года. В результате в 2013 году из аварийного жилищного фонда переселено порядка 1000 человек. В 2014 году планируется переселить 2611 человек.

О социальной сфере

В 2013 году почти на 20% увеличился естественный прирост населения. Омская область занимает одну из лидирующих позиций в России по числу прибывших соотечественников. Но пока по-прежнему много омичей уезжает.

На сегодня мы практически исчерпали резервы открытия дополнительных групп в действующих садах и при школах. Есть четкое понимание, что кардинально решить проблему может только новое строительство – как за счет бюджетных средств, так и на условиях государственно-частного партнерства, либо возврат зданий в систему образования.

В прошлом году изменен порядок предоставления земельных участков многодетным семьям, что позволило значительно ускорить процедуру. Всего за 2013 год многодетным семьям под строительство домов и дач бесплатно предоставлено в собственность 854 земельных участка, из них 199 – в Омске. Но хочу сказать, недостаточно ведется эта работа, в том числе и мэрией города Омска. Мы создали комиссию при областном правительстве и готовы вместе решать эту проблему. Нельзя предоставлять участки многодетным семьям, которые не обеспечены инфраструктурой и находятся в заболоченных местах.

О зарплате бюджетников

По итогам 2013 года зарплата учителей увеличилась на 25% и составила более 25 тысяч рублей. Также увеличена зарплата другим категориям педагогов, воспитателям детских садов, медикам, социальным работникам и работникам учреждений культуры Омской области. В этом году предусмотрен дальнейший рост зарплаты работников бюджетной сферы. Заложены необходимые для этого средства – порядка 6 млрд рублей в бюджете Омской области.

Но мы не просто повышаем заработную плату. Надо понимать, что растут требования и должен быть конкретный результат – выход на новый качественный уровень образования, медицины и услуг других социальных отраслей. Поэтому глобальной новацией станет переход на эффективные контракты. Это позволит повысить ответственность за результаты, стимулировать профессиональный рост специалистов во всех сферах.

 

О госдолге Омской области

В прошлом году областью выпущен облигационный заем, что позволило сократить расходы областного бюджета на обслуживание государственного долга Омской области до 7,85 % годовых, что ниже банковских ставок. В апреле проведена оптимизация расходов областного бюджета на 2014 год более 1 млрд рублей за счет сокращения неприоритетных расходов и начала оптимизации бюджетной сети.

Мы подошли к предельному дефициту и объемам заимствования. Нужно понимать, что мы на пределе финансовых возможностей нашего региона. Далее нам предстоит только оздоровление бюджета. Мы понимаем, что это будет непросто. И от того, насколько профессионально власть подойдет к вопросу финансового оздоровления и повышения бюджетной эффективности, будет зависеть в итоге состоятельность политических институтов.

В завершение хочу отметить, что моментально в какой-либо социально-экономической модели ничего не изменится, но с полной ответственностью говорю, что мы нацелены только на позитивное развитие региона. Существует еще много проблем, которые будут служить предметом нашей работы. Прежде всего это состояние транспортной инфраструктуры, недостаточные темпы создания рабочих мест, предельный уровень дефицита бюджета, значительный госдолг.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2014/iyun/-23/viktor-nazarov-