Вячеслав ДВОРАКОВСКИЙ: «Народ почему не любит чиновников? Люди говорят: по справедливости вот так надо, а он делает по закону, по инструкции»

Дата публикации: 25 июня 2014

16 июня мэр города Омска Вячеслав ДВОРАКОВСКИЙ в очередной раз побывал на «кухонных посиделках» в редакции «КВ» и подвел итоги двух лет работы на посту главы города. Кроме того, Вячеслав Викторович поделился своими взглядами на реформу местного самоуправления и ответил на ряд вопросов. «КВ» публикуют выдержки из состоявшегося разговора.

Вячеслав Викторович, два года назад именно на кухне «КВ» вы впервые публично заявили, что будете баллотироваться на пост мэра города Омска. Как оцениваете итоги своей работы за прошедшее время: что удалось сделать, что не удалось, что получилось из запланированного?

– С самого начала необходимым считал сделать то, что было высказано избирателями. Если помните, на момент моего избрания звучали чаще всего такие проблемы, как состояние дорожно-транспортной сети и пассажирских перевозок, нехватка мест в детских садах, отрасль ЖКХ и так далее. Исходя из этого, мы и выстраивали работу. Что удалось сделать в части дорог? Оживили два долгостроя – переход на Гагарина – Щербанева и путепровод по улице Торговой. Следом пошла и реконструкция улицы 21-я Амурская, которую завершаем в этом году. Много сделано проектных работ. Правда, с действующими дорогами мы пока ситуацию кардинально не изменили. По итогам 2013 года у нас были большие надежды на формирование дорожного фонда, и мы надеялись направить на капитальный ремонт и реконструкцию дорог минимум 1,3 млрд рублей. Но сегодня у нас есть лишь 610 млн рублей на содержание дорог и благоустройство. Тем не менее состояние дорожно-транспортной сети, сокращение пробок – это первое, что сделано результативно. Это серьезный шаг.

Второе – обеспечение местами в детских садах. Разумеется, муниципалитет самостоятельно не мог здесь совершить сверхъестественное, и за счет того, что усилия были консолидированы, мы вместе с субъектом сумели перевыполнить планы по созданию новых мест в детсадах. И третье, на что были направлены наши усилия и в чем нам удалось достигнуть результата – поиск доходных источников. Наводим порядок с землей начиная от участков под многоквартирными домами и заканчивая объектами, которые построены, но в эксплуатацию не сдаются и не попадают в налоговую базу. Ведем проверку участков, которые были переданы в аренду. Выходим с законодательными инициативами, повышаем эффективность использования своего имущества и еще многое другое.

– Вы немного устало рассказываете обо всем этом, получается как отчет.

– Чиновником становлюсь, что вы хотите.

– А вы чувствуете это – что становитесь постепенно чиновником?

– Конечно, чувствую. Если я раньше в своей работе исходил из элементарного расчета, поиска оптимальных решений, целесообразности, технических параметров, то теперь я должен строго действовать исключительно в рамках закона, даже если это противоречит здравому смыслу. Народ почему не любит чиновников, знаете? Люди говорят: по справедливости вот так надо, а он что делает? А он делает по закону, по инструкции. И я тоже ощущаю, что инструкции довлеют надо мной, и тоже меняюсь.

Год назад вы говорили о необходимости создания в структуре мэрии управления по вопросам 300-летия, но до сих пор ничего не изменилось. Вопрос с созданием должности еще одного первого вице-мэра окончательно закрыт для вас?

– Да, тогда мы пришли к выводу, что надо на такое направление, как 300-летие, выделять человека с солидными полномочиями, потому что решать нужно вопросы глобального свойства. Для этого и нужен был второй первый зам. Кроме того, мы планировали поручить ему создание департамента аудита. У нас 72 учреждения, и нужно контролировать эффективность их работы. Сегодня у нас структуры, которая бы занималась вопросами контроля, нет, а КСП не сможет все охватить. Но поддержки мы не нашли ни у горсовета, ни у регионального правительства. Совершенно неожиданно горсовет отказал. Думаю, что к осенней сессии мы все равно будем выходить к депутатам с этим вопросом.

– Каковы тенденции формирования бюджета на ближайшее время, есть ли перспективы перехода от снижения доходов к росту?

– Причины серьезного падения наших доходов вам известны, это и сокращение норматива отчисления от НДФЛ на 3% не в пользу города, и пересмотр кадастровой стоимости, повлиявшей на земельный налог. Бюджет города был обрушен на 2,5 млрд рублей. Мы выступили с законодательными инициативами: предлагали, чтобы по отчислениям от налога на прибыль 2% из той части, которая направляется в Федерацию, оставались в городе. Мы настаивали на пересмотре кадастровой стоимости. Мы также просим, чтобы продлили действие ЕНВД… Надежда появилась, когда в ноябре 2013 года Владимир ПУТИН сказал на одном из совещаний, что несоответствие между полномочиями муниципалитетов и их финансовым наполнением есть и этот вопрос нужно решать. Ждем решений. Хотя для меня очевидно, что пока субъекты не примут законодательные акты в рамках исполнения реформы местного самоуправления, никаких движений не будет по пересмотру бюджетного наполнения муниципалитетов.

– Как вы относитесь к предстоящему реформированию местного самоуправления? Еще Валерий РОЩУПКИН перед уходом с поста мэра Омска говорил о том, что идет тенденция к свертыванию МСУ, и это свертывание, похоже, продолжается.

Совершенно верно. Соблазн вышестоящих бюджетов поживиться за счет МСУ сохранился. В 1998 году до 40% от областного бюджета составлял бюджет города, а сейчас мы к чему пришли? Мы получаем в бюджет Омска 6,7 % от налогов, собираемых на территории города. Если в целом говорить, 127 млрд рублей налогов собирается в консолидированный бюджет, из них примерно 32,3 % уходит в Федерацию, 61 % – в область, 6% с небольшим остается у нас в Омске.

И как обозначилась эта тенденция на свертывание, так ни разу больше никакого существенного роста местного бюджета за счет источников муниципального образования не было. Менялись цифры субвенций и субсидий, а собственные доходы усыхали. И сегодня ситуация такова, что мы обращаемся в область по разным вопросам, а у них у самих нет денег, область тоже в безденежье. Экономика по всей стране утрачивает свои позиции, идет сокращение объемов выпускаемой продукции, у субъектов РФ доходы падают, и понятно, что субъекты пытаются выправиться за счет муниципалитета. У нас парадоксальная ситуация – на душу населения в Омске приходится 5736 рублей собственных доходов городского бюджета, тогда как в Новосибирске – 16 314 рублей, в Красноярске – 14 272 рублей. При этом Новосибирск на душу населения выпускает промышленной продукции в четыре с лишним раза меньше, чем мы. Вот мы все страдаем и рассказываем про нефтезавод, налоговые поступления от которого у нас забрали, а у нас ведь все заводы вертикально интегрированные. Не подступишься, никому ничего не докажешь.

Принято ли окончательное решение по перспективам котельной в поселке Степном?

– Принято окончательное решение Министерством обороны РФ – передать котельную в ее сегодняшнем виде. Чтобы доделать капремонт, восстановить все котлы, отремонтировать теплосети и провести рекультивацию земель, нужно почти полмиллиарда рублей. Этих денег нет. Поэтому мы обратились в администрацию области, обсуждаем вопрос с организацией в Степном источника тепла с применением природного газа.

Во сколько обойдется строительство газовой котельной?

– Я думаю, что максимум в 80 млн рублей. Но трагедия заключается в том, что за те сроки, какие у нас остались до отопительного периода, еще никому в Омске и области не удавалось исполнить такой проект. Надо ведь и разработать проектно-сметную документацию, и отвести землю, и многие другие задачи решить. Страшно еще и то, что там гигантская площадь залита мазутом. Глиной пытаются этот мазут засыпать, чтобы его никто не видел. Да, мы подчиняемся решению Минобороны, принимаем котельную и земли под ней, кроме того участка, где находится это мазутное озеро. Это озеро существует там около 20 лет, я его помню с 1992 года, сначала у них были неисправности в емкостях, и они слили туда топливо, потом они завезли мазут некачественный, который нельзя было использовать, и тоже его сбросили, и так это озеро все время разрасталось.

– У вас запланирована встреча с жителями, которых будут переселять из аварийного жилья в строящийся микрорайон «Рябиновка». У них много претензий накопилось, чем будете крыть это недовольство?

– Мир устроен так,что даже Господь Бог никогда всем не угодит. Но мы, даже находясь в жестких условиях по программе переселения, постарались сделать на обеих площадках, которые сейчас застраиваем, максимальные удобства для людей. Практически все получат не квадрат в квадрат, как положено по закону, а даже больше, в соответствии с санитарными нормами. Мы предусмотрели полное благоустройство, там автономное экономичное отопление. Всех пугает география, и это естественно. Мы объективно ничего другого предложить не можем, нам продиктована стоимость квадратного метра, и в центре города мы за эти деньги жилье не купим. Там будут и детские площадки, и парковки, и детский сад и школа впоследствии. У ближайшего дома будет разворотное кольцо, откуда пойдет пассажирский транспорт.

Скажу свое мнение: эти дома страшные как смертный грех, это гетто. Зачем там детские площадки, там же пожилые в основном будут жить, там, может, больница скорее нужна.

– По нормам должны быть детская площадка, парковка, следовательно, будут. Знаете, одна женщина, которая там больше всех возмущалась, живет сейчас на улице Пушкина. Если вы подойдете к ее дому, гетто вам покажется дворцом Гауди, а если зайдете в подъезд, подумаете, что попали в преисподнюю. Я думаю, надо соизмерять то, что имеем изначально, с тем, чем мы располагаем и в рамках каких законов мы живем. На самом деле мы решаем этими действиями одну важнейшую проблему – сохранить здоровье и жизнь людей, проживающих сейчас в аварийном жилье. Вы ведь знаете, что там происходит: обваливаются лестничные марши, загораются щитки.

– Если эти дома как попало ляпаются, то там скоро будет то же самое.

– С тем, что дома «ляпаются», я категорически не согласен. Я некоторое представление о строительстве имею, видел проекты, был на домах. Если все будет сделано в соответствии с проектом, никаких претензий по качеству у жителей не будет.

Одна из жительниц заявила, мол, ей прораб сказал, что зимой они в этих домах замерзать будут.

– Застройщик, во-первых, дает гарантию 4 года. Во-вторых, мы предоставили переселенцам проектную документацию, они заказали независимую экспертизу, в рамках которой проверят в первую очередь теплотехнические качества стенового ограждения. Мы со своей стороны еще раз проводим теплотехнический расчет. А то, что прораб так сказал, так ведь и прорабы всякие бывают.

– Недавно вы участвовали в конференции Ассоциации сибирских и дальневосточных городов, на которой, в частности, обсуждалась предстоящая реформа местного самоуправления. Что мэры других городов говорят по этому поводу, был ли обмен опытом, будут ли какие-то совместные действия? Как в целом АСДГ проявляет себя, является ли она какой-то силой в рамках страны?

– Из всех ассоциаций городов, которых в России множество, АСДГ, на мой взгляд, самая мобильная и авторитетная. Тема обмена опытом на заседании по реформе МСУ не поднималась, было просто обсуждение. Учитывая, что за Уралом сити-менеджер у нас только в Барнауле, практически все члены АСДГ придерживаются именно консервативной точки зрения насчет местного самоуправления. И в резолюции конференции АСДГ это мнение и было закреплено. В обсуждении, правда, прозвучало, что какие-то из предлагаемых изменений можно допустить, например, по увеличению количества депутатов. Но не за счет двухуровневых выборов, а просто увеличить число депутатов, используя действующую схему выборов. В городах-миллионниках у нас сейчас примерно одинаковое количество депутатов, в городах с численностью 100-150 тысяч человек тоже примерно столько же, и на одного депутата приходится гораздо меньше жителей. Но по опросу, результаты которого нам докладывал Институт социологических исследований Сибирской академии наук, население практически одинаковые дает данные, депутатов знают на 70-75% и в миллионниках, и в небольших городах. Так что если этот факт не убеждает, то можно согласиться с увеличением численности депутатов.

И еще одно изменение, которое многие поддержали, – прекратить выбирать депутатов по партийным спискам, оставить только мажоритарную систему.

– Лично вы за какой путь развития местного самоуправления в Омске будете ратовать?

– Я никого не собираюсь убеждать. Я уже высказался, что я сторонник той системы, которая у нас существует сегодня. Прошло 20 лет, как эта система работает, мы за это время накопили опыт, выявили основной недостаток – несоответствие между полномочиями муниципалитетов и их финансовым обеспечением. И неправильно менять сейчас таблички, вместо того чтобы этот недостаток устранять. Сначала надо устранить причину, а потом смотреть, что делать. Если будет очевидно, что двухуровневая система выборов депутатов полезна, только тогда надо к ней переходить. А сейчас эта система очевидно бесполезна. Как население доберется до власти с появлением еще одной прослойки между ними? Раньше у нас была война мэра с губернатором, население пострадало, а так у нас еще один центр для войны добавится. Если уж хочется ввести сити-менеджера, то нужно его рассматривать, как функцию – вот тебе 7 млрд рублей, ты должен на эти деньги сделать то-то и то-то. Вот это и есть сити-менеджер. А если мы в городе живем и нам нужно решать задачи по реализации политической власти, по мобилизации населения, которое ведь тоже должно что-то делать, хотя бы у своего дома убраться, какой тут сити-менеджер справится, кто с ним разговаривать будет? Моя точка зрения такова. А какое решение примет Заксобрание, я не знаю. Рабочая группа создана при правительстве, туда вошла председатель горсовета Галина ГОРСТ. Я в этом обсуждении не участвую и не собираюсь на чем-то настаивать.

– Будем реалистами, никакого серьезного пересмотра межбюджетных отношений и перераспределения налогов в пользу муниципалитетов, увы, не предвидится. И в этой ситуации меня удивляет, разве вам не хотелось бросить все это? Как вы терпите, я не понимаю, ту ругань, злость, которую приходится слышать, инфаркт ведь может хватить, не дай бог.

От инфаркта никто не застрахован, тут главное — профилактика, физические нагрузки, в частности, помогают разрядиться. А что касается финансового обеспечения муниципалитетов, естественно, есть разочарование. Говорить о том, что все бесполезно… не знаю, может, сочтете меня за романтика-идеалиста, наивного человека, но если я сказал, что буду работать, то я буду работать, я никогда не брошу. Задачи поставлены, и мы будем реализовывать их до конца. Все мы видим, что государство огромное. Не только география, но и иные условия в разных субъектах разные. При этом законодательство претерпевает постоянные изменения. Не все просто. Трудно, а иногда при таком устройстве системы и не возможно, добиться перемен. Вот и на проблемы местного самоуправления быстро отреагировать сложно. Но мы предлагаем варианты решений, не миримся. Самая большая проблема еще и в том, что у местного самоуправления нет стимула что-то развивать, предприятие поднимешь – от него ничего не получим, налогов больше соберешь – на следующий год тебе норматив уменьшат. А стимулировать нужно именно нормативами, все, что собирается на территории муниципального образования должно приносить в бюджет свою долю.

И все-таки два года назад у вас было другое настроение: я могу, я сделаю.

– Я ни в чем не разочаровался, а наоборот, хожу и хвастаюсь. Подходит ко мне бывший мэр Новосибирска ГОРОДЕЦКИЙ на конференции АСДГ, спрашивает, какой у тебя бюджет. Я говорю: если со всеми субсидиями, то аж 13,8 млрд, а если только собственные доходы считать, то аж 9 млрд рублей. А он говорит: не может быть, при таком бюджете город не может жить.

– Почему в Омске алкоголь, несмотря на запреты, продолжает продаваться в тех же «Наполеонах» по ночам, под вывеской «бар»?

– Не совершенно законодательство. Также у нас и с незаконно установленными киосками, мы его увозим, а предприниматель на следующий день на том же месте его вновь ставит. Надо совершенствовать законодательную базу. К тому же по алкоголю, как и по многим другим вопросам, у нас полномочий нет, только полиция может повлиять. Мы сейчас, например, с налоговой и полицией работаем в части наведения порядка среди перевозчиков. Так машину не останови, потребовать документы не имеешь права, законы таковы. Ищем варианты. Или, например, на Либкнехта 9 лет стоит недострой ДРОКИНА, который сбежал, а право собственности оформлено на него. Мы не можем зайти туда.

– Инна ПАРЫГИНА говорила в интервью, что с Газпромом идут переговоры по реконструкции к 300-летию улицы Ленина. Есть какие-то уже результаты этих переговоров?

– Она сообщила вам то, о чем нам сказал губернатор: та же структура, которая сейчас реконструирует улицу Валиханова, предложила рассмотреть возможность реконструировать улицу Ленина. Хорошее, конечно, дело иметь к 300-летию обновленной эту самую старую улицу, но она не оживет, парковок нет, в торговые ряды пешком никто не пойдет. Для города намного интересней было бы отремонтировать несколько магистралей.

 – Когда вас избрали мэром, вы передали свою долю в «Мостовике» в доверительное управление. Что с ней сейчас?

– То же самое, моей долей управляет человек, которому дана на это доверенность.

– «Мостовик» продолжает работу на объектах в Омске?

– Устойчиво, по графику работают на путепроводе по улице Торговой, на ливневой канализации по улице Завертяева, должны они работать и на областном объекте – Западном обходе. Работы на гидроузле, как вы знаете, приостановлены, с метрополитеном тоже понятна ситуация.

– На встрече с Союзом предпринимателей бизнесмены предложили вам рассмотреть возможность передачи каких-то работ на аутсорсинг. О каких конкретно работах идет речь?

– Пока речь идет о функционале дежурного электрика, сантехника, плотника в школах. Чтобы директор школы не отвлекался на эти проблемы, не держал в штате людей, которые не всегда загружены. Планируем заключить договор на эти услуги по двум школам, пока в пробном режиме, ведь мы не можем рисковать сразу по всем школам. Считаем, что это даст определенную экономию, да и работы будут выполняться более профессионально. Рассматривается также вариант передать содержание целых городских территорий на аутсорсинг – и проезды, и дороги, и дворовые территории, и скверы. Но это сложный процесс, и мы сейчас изучаем, как это все реализовать.

– Давайте подведем итог разговора. О чем наболевшем вы еще хотели бы сказать по итогам прошедших двух лет?

– Два года работы привели меня к следующему открытию. Я задал себе такой вопрос: что такое образованный человек и необразованный? Необразованный человек имеет одно категоричное мнение, которое незыблемо. Образованный человек еще со школы помнит, что решать задачи можно не одним способом. И он отчетливо понимает, что все процессы рассматривать нужно с разных сторон, что могут быть разные мнения, разные взгляды. Поэтому у образованного человека возникает в ходе такого размышления некая созидательная составляющая, реальные предложения. Так вот, образованность сегодня уходит куда-то. Предложений мизер, есть только настойчивые требования: вот так должно быть, а не вот так. При этом предложения нужны сейчас очень, и нужны от всех, в том числе и от тех, от кого поступает критика.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2014/iyun/-23/vyacheslav-dvorakovskiy-