О сроках переформатирования строящегося омского метрополитена в систему легкорельсового транспорта (LRT) министр развития транспортного комплекса Омской области Олег ИЛЮШИН рассказывал на пресс-конференции, состоявшейся в пресс-студии областного правительства 13 марта. По предварительным оценке регионального минтранса, запуск скоростного трамвая позволит уменьшить затраты с 24 млрд рублей до 10 млрд рублей. Причем скоростная трамвайная линия будет интегрирована в перспективе в действующую трамвайную систему протяженностью 33 километра. Выслушал мнение министра ИЛЮШИНА о выгодах перехода на LRT и задавал ему вопросы обозреватель «КВ» Николай ГОРНОВ.
О сроках переформатирования метро
Все прекрасно знают, что омское метро — самый большой долгострой. Поэтому на сегодняшний день мы ведем работу с представителями различных групп по переформатированию строящегося метро в более экономный рельсовый транспорт. Мы встречались уже с представителями из Чехии, из Франции, у нас были представители из Германии, из Москвы. В Омске мы общались с НПО «Мостовик», генподрядчиком строительства метрополитена. Корейцы и итальянцы к нам готовы приехать, чтобы высказать свои предложения. Скоро в Омске будет эксперт мирового уровня в сфере городских транспортных систем Вукан ВУЧИК, мы его тоже очень внимательно выслушаем.
Пока все проходит в рамках формирования экспертного мнения, никаких окончательных решений еще не принято. Проекта скоростного трамвая еще нет. Есть только предварительный расчет и техническое задание для проектировщиков. Мы даже торги на подготовку изменений в проект метро еще не объявляли. Все действия мы будем производить строго в рамках закона. Тем не менее пока ни от одного из экспертов мы не услышали критики в свой адрес. Ни один из них не сказал, что мы идем каким-то неправильным путем. Там, где сейчас строится метро, мы продолжим строить.
Мы однозначно используем все проектные решения, используем всю построенную инфраструктуру метро. И еще планируем увязать метро с уже существующей трамвайной сетью, а это еще 33 километра. Мы хотим, чтобы тот же самый подвижной состав, который на участке метро будет двигаться как скоростной, с переходом на уже существующие рельсы продолжал движение по городу уже как обыкновенный трамвай. Если у нас получится, мы постараемся выделить ему отдельную полосу, отрегулируем движение светофорами, чтобы он побыстрей двигался. И трамвайную линию на Лукашевича мы предполагаем восстановить. Там-то точно можно с небольшими затратами сделать выделенную полосу для скоростного трамвайного движения.
О цене метротрама
Проектная документация метрополитена в настоящее время проходит государственную экспертизу. В первый раз к ней были замечания, мы все исправили, сдали повторно и теперь ждем в конце марта положительного заключения. Эту готовую проектную документацию мы и переформатируем в проект скоростного трамвая. Выгода очевидная. Стоимость строительства линии метро от «Рокоссовского» до «Библиотеки Пушкина» — 24 млрд рублей. Даже если стоимость изменится после экспертизы, то не намного. Причем это стоимость достройки метро без учета стоимости подвижного состава. А цена одного поезда метро — от 200 до 300 млн рублей.
Переформатирование метро в скоростной трамвай обойдется нам, по предварительным расчетам, в 10 млрд рублей. Причем в эту стоимость уже включена цена подвижного состава в количестве 20 единиц. Метро должно было пройти от «Кристалла» до «Соборной» подземным путем, а теперь мы выйдем после «Кристалла» на поверхность и дальше пойдем наземным и частично надземным путем, где пересечение с улицей Лукашевича. У «Библиотеки Пушкина» тоже выйдем на поверхность и сделаем добавочно еще одну станцию в районе «Герцен-плаза». Там предполагается транспортный пересадочный узел, чтобы можно было пересесть со скоростного трамвая на городской транспорт — троллейбусы, автобусы, маршрутные такси.
Схема, сразу оговорюсь, приблизительная. Мы выбрали один из вариантов, которые были предложены специалистами компании «ТрансМашГрупп». Окончательное решение будет только тогда, когда мы подготовим проект. И окончательная стоимость определится после подготовки проекта. Может быть, это будет немного меньше, чем 10 млрд рублей.
О финансировании
На сегодняшний день мы точно можем сказать только о финансировании в объеме 2,3 млрд рублей с 2014 по 2016 год. Эти деньги нам точно пообещали выделить из федерального бюджета. Нам этой суммы хватит на частичную достройку станций «Заречная» и «Кристалл», чтобы они могли работать пока, как и «Библиотека Пушкина», в качестве подземных переходов. Но мы не сидим, не ждем, ищем средства на завершение строительства, общаемся с банками, ведем переговоры с потенциальными инвесторами и с федеральным правительством о выделении дополнительного финансирования. Инвесторы, в том числе ОАО «ТрансМашГрупп», пока ответа окончательного нам не дали. Проблема в том, что в той финансовой модели, которая просчитывается сегодня, возврат инвестиций может растянуться на 25 лет.
О подрядчике
«Мостовик» сейчас продолжает работать на объектах метрополитена. Выполняет строительные работы на станциях «Кристалл» и «Заречная», закачивает бетонную смесь в тоннели. Все объемы, которые он выполняет, мы оплачиваем. В прошлом году была некоторая задолженность, но она уже оплачена. Осталась только текущая задолженность. Если генподрядчик метро победит на торгах, то он же будет продолжать строительство в формате скоростного трамвая. Все будет, повторюсь, в рамках закона. Я не собираюсь лоббировать интересы «Мостовика». Но это вовсе не значит, что мы не хотим видеть «Мостовик» в качестве генподрядчика скоростного трамвая. А какие условия предложит «Мостовик», будет ли он участвовать в торгах — я не знаю. Я работаю в минтрансе, а не в «Мостовике».
Об опыте Волгограда
Я специально побывал в Волгограде, где тоже начинали строить метро, а потом перешли к скоростному трамваю, взяв от метро все лучшее. Именно это мы и хотим воплотить у себя. В Волгограде все получилось, все работает. Подземная часть из пяти станций сдавалась в 1984 году. Сейчас в Волгограде система скоростного трамвая включает в себя 17 километров трамвайных путей и 22 станции. В этом году волгоградские власти хотят подготовить проект и добавить еще 7 километров в ближайшие четыре года.
Они считают, что в свое время пошли правильным путем. Скоростной трамвай у них увязан с обычным трамваем, и подвижной состав они используют в том числе и обычный. Такие же трамваи у них ходят, как у нас. Но есть и современный подвижной состав, трехсекционные вагоны длиной 31 метр с двусторонним расположением дверей. Скоростной режим у волгоградского скоростного трамвая — 30 километров в час. Разрыв между составами — в пределах 10 минут. И мы хотим пойти этим же путем.