Правда вымысла

Дата публикации: 19 марта 2014

Летящие в облаках парусники и еле различимые в тумане замки.  Эльфы и фавны. Времена года, олицетворенные прекрасными  женщинами. Святые лики, возникающие над городом. Все это можно найти в произведениях омского живописца Евгения ТОНКИХ.

Работы ТОНКИХ всегда можно узнать по фантастическому сюжету, европейской манере письма и некоей коллажности построения. В принципе их, наверное, можно отнести к жанру фэнтези. Но не к тому примитивному пласту, которым пользуется мировая киноиндустрия, разработчики компьютерных игр или создатели салонных поделок. Стиль ТОНКИХ скорее черпает начало в фантастическом реализме — направлении, возникшем в австрийском искусстве во второй половине XX века. А выпуклость деталей, изобилие цветов, фруктов, птиц идет от увлечения работами старых фламандских мастеров. Ох и доставалось в свое время нарушителю канонов соцреализма за такие выверты!

            Уроки за два рубля

            В детстве он очень точно срисовывал картинки, и это считалось, — умеет рисовать. Но рисовать и правда нравилось, поэтому хотелось записаться в художественную школу. Однако в Нефтяниках, где Евгений жил, художественной школы не было, а ездить через весь город, скажем, на Иртышскую набережную, пятикласснику было сложно. Вот и ходил он в судомодельный кружок, в душе тоскуя о красках и кисточках. И вдруг свершилось — буквально рядом с домом, на улице Химиков, открыли художественную школу!

            — Мы с товарищем сразу туда пошли, — вспоминает ТОНКИХ. — Нам дали какое-то несложное задание, мы его выполнили. В общем, экзамен сдали. Нам сказали: надо будет платить два рубля в месяц. Ну, у меня было два рубля. Всегда какие-то деньги от сдачи оставались, когда дома посылали в магазин. Я первый взнос заплатил. Потом прихожу, говорю: "Мама, я в художественную школу поступил". И стал учиться. Тем более, получалось хорошо.

            "Я не Рафаэль"

            После восьмого класса потянуло на вольную жизнь, поэтому в девятый Евгений не пошел, а отправился в Свердловск  поступать в художественное училище. Его порекомендовал педагог Владимир СТАШЕВИЧ, который сам окончил это  учебное заведение. Пятнадцатилетнему парню было невдомек, что хорошие оценки, полученные в художественной школе,  еще не все — надо показать работы. И пришлось срочно звонить матери, чтобы выслала их бандеролью. Акварели ТОНКИХ впечатлили комиссию, но вот за сочинение окрыленный абитуриент умудрился схлопотать неуд.  И пришлось снова поступать на следующий год. Конкурс, кстати, в художественном училище был серьезный.

            В училище он впервые попробовал работать маслом. Тянуло к этому давно, манил запах красок. Но живопись — вещь затратная. Когда на втором курсе все-таки начались занятия живописью, студенты исхитрялись находить рейки для подрамников возле магазинов и примерно там же — холсты от упаковки. Сами грунтовали их. Но опыт был замечательный. И с тех пор ТОНКИХ остался верен живописи навсегда. Но... "Я  понимал, что я не Рафаэль, не Леонардо. — говорит он. — И немного тревожила мысль,  где же применять свои навыки".

            Господин оформитель

            Дальнейшие поиски себя продолжались в родном городе. В 1980 году Евгений пришел на творческо-производственный комбинат  Художественного фонда и даже обалдел поначалу от объема работ и от расценок. На комбинате в основном выполняли оформительскую работу, как теперь бы сказали — наружную рекламу: плакаты, панно, стенды. Трудно поверить, но будущий приверженец фантазийных сюжетов вовсю "красип агитки" про комсомол и пятилетки, про производство угля и стали. На улице Лермонтова, недалеко от речного вокзала еще долгое время висело его панно "СССР — оплот мира". Но именно тогда ТОНКИХ начал  задумываться о чем-то другом.

            — Я когда работал оформителем, зарабатывал хорошо, поэтому много путешествовал, — с улыбкой продолжает Евгений. — И мне как-то все меньше нравился соцреализм, вот это квадратно-гнездовым способом выполненное письмо. Меня уже прельщала западноевропейская живопись, которую я видел в зарубежных поездках, в нашем Эрмитаже. Мне нравилась детальная прорисовка, а не плоский рисунок. И на творческих дачах мы тоже смотрели, как работают прибалты, как работают  поляки, у них уже появилась тенденция фотореализма. А у нас же это не приветствовалось. Говорили, зачем это выдрючивание каждой детали? Важен формат, важна мощь, вот так раз — провернул широкой кистью. А это несоветское искусство, слащаво все, неприятно, говорили.

            Но у Тонких уже начал складываться собственный почерк, не зависящий от социального заказа, и собственный мир с бесконечным разнообразием форм и богатством цвета. В этом мире живут фантастические существа, изображенные предельно реалистично, там небесное и земное пространство соединяется на какой-то вдруг разомкнувшейся грани.

            Фантазия и фантастика

            Иногда он фиксирует свои сны (одна из работ так и называется "Сон"). Иногда образы приходят из детских воспоминаний. Странное летящее насекомое, увиденное в деревне, напомнило Евгению маленького человечка с крылышками, так после на его картинах появились эльфы. А иногда образы рождаются просто из разлитых на холст красок. Это чистый эксперимент. Краски разбрызгиваются, растекаются, раскрываются диковинными цветами. Кисть, бродя в этих каплях и узорах, вдруг вырисовывает уже более определенные фигуры, из колористического хаоса возникает дерево, птица, человек. А дальше уже твоя собственная фантазия придумывает под это какой-то сюжет. Так создается сказка, без плана и умысла. А второй раз краски таким образом не разольешь.

            — Я могу написать классический пейзаж на хорошем уровне, — говорит Евгений. — Я это умею и мне это не составляет труда. Но скучновато. Мне хочется чего-то такого — нового, интересного". Пейзажи. кстати, у него действительно получаются. Вот, скажем, "Драмтеатр", "Боровое", "Над Иртышом". Никакой вольности — строгий и четкий рисунок. Кто-то даже может не узнать тут знакомого  художника. Между тем на очередном конкурсе "Лучшее художественное произведение года" Евгений ТОНКИХ тоже представил пейзаж  "Село Нагорное". И не только получил диплом "За высокое профессиональное мастерство", но и снискал признание самого независимого жюри — наибольшее количество зрительских голосов было отдано его работе. Так что накопленное мастерство видно во всем.

            Шелкопряд на ужин

            В декабре прошлого года Евгений ТОНКИХ представлял наш регион на выставке "Современные художники России", проводившейся в Харбине. Привез из Китая каталог, где есть и его работы, подписанные причудливыми иероглифами, и воспоминания о такой же причудливой культуре. О "беспредельной" кухне, благодаря которой отведал не только медуз и креветок, но и жареных куколок тутового шелкопряда. А скоро ожидается поездка в Италию. Туда Евгения пригласили в частном порядке, но тоже с выставкой — уже персональной.     Лучшее художественное произведение года.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2014/mart/-10/pravda-vymysla