Мария САЯПИНА: Мы ценим потенциал факторинга и совершенствуем его инструменты

Дата публикации: 26 марта 2014

Продолжающийся уже не первый год рост рынка факторинга в России доказал, что этот на первый взгляд замысловатый банковский продукт действительно полезен и необходим предпринимателям. О том, какие виды факторинга наиболее востребованы бизнесом и почему, корреспонденту «КВ» Ирине БОРОДЯНСКОЙ рассказала руководитель по развитию факторинга операционного офиса «Омский» Сибирского филиала ОАО «Промсвязьбанк» Мария САЯПИНА.

 

— Мария, после стремительного роста отечественного рынка факторинга в 2012 году какие тенденции в этом сегменте наблюдаются в целом по России и на примере вашего банка?

— В 2013 году наблюдался довольно активный рост. По данным российской Ассоциации факторинговых компаний (АФК), за 12 месяцев 2013 года общий объем рынка факторинга по всем видам операций в нашей стране вырос на 32%. Динамика Промсвязьбанка соответствует общероссийской. За девять месяцев прошлого года нами было заключено более 560 новых договоров факторинга. Это очень большая цифра. В этот же период объем уступленных банку денежных требований превысил 337 млрд рублей, объем выплаченного финансирования составил почти 237 млрд рублей. Промсвязьбанк занял первое место среди российских факторов по обороту в сегменте МСБ. Ассоциация оценила общий оборот российского рынка факторинга в малом и среднем бизнесе в прошедшем году в 301 млрд рублей. Доля Промсвязьбанка в обороте составила 22%. 

— Какие продукты факторинга наиболее востребованы омскими предпринимателями и почему?

— С 2013 года я наблюдаю повышение спроса на реверсивный факторинг. В этом случае клиент обращается к нам за услугой не в роли поставщика, как при классическом факторинге, а в качестве дебитора. Как правило, мы финансируем закупки у крупных российских заводов и фабрик, для которых наши омские предприниматели не являются одними из знаковых клиентов и их поставщики, соответственно, не отличаются особой гибкостью. Федеральные гиганты работают либо вообще без отсрочки, либо с минимальной, причем часто они не идут на увеличение срока оплаты, даже если контрагент готов при этом закупить у них товар по более высокой цене. В таком случае дебитор, которому недостает оборотных средств, может прийти к нам и получить стопроцентное финансирование в адрес своих поставщиков. Реверсивный факторинг пользуется большим спросом, причем во всех сегментах бизнеса — и в корпоративном, и в среднем, и в малом. Плюс в линейке этого вида факторинга появилась новинка — дополнительная отсрочка от банка в виде коммерческого кредита. Мы можем предоставить ее в дополнение к обычному «реверсу» без регресса либо в пакете услуг «Факторинг — Гарант». В соответствии с этим продуктом мы гарантируем клиенту, что исполним обязательства перед его поставщиком в последний день договорной отсрочки.

 — Увеличилась ли доля малых и средних предприятий, пользующихся вашими инструментами факторинга? Что вы делаете, чтобы привлечь представителей МСБ?

— Безусловно, их доля увеличилась. Во-первых, крупные федеральные сети продолжают интеграцию в регионы, вынуждая местные компании сотрудничать с ними, осуществляя поставки в свой адрес на жестких условиях. Одна из простых схем факторинга — финансирование банком поставок в адрес крупных федеральных сетей. В 2013 году в нее была внесена очень важная корректировка. Если раньше непременным условием для предоставления факторинга являлось наличие у предпринимателя опыта поставок, то сейчас этот пункт исключен. Прямо на старте, на входе компании в сеть, мы готовы запустить факторинг. Еще одно предложение Промсвязьбанка для малого и среднего бизнеса — упрощенные схемы установления лимита,  адресованные как поставщикам федеральных сетей, так и  клиентам, работающим с простыми дебиторами. 

— Что еще нового в области факторинга появилось в Промсвязьбанке за последнее время?

— Отдельно хочу отметить, что в 2013 году факторинговая компания Промсвязьбанка в Казахстане ТОО «ПромСвязьФактор» реализовала первую сделку по финансированию поставок электроники в крупные торговые сети страны. Расширение границ присутствия – одна из ключевых задач факторингового направления Промсвязьбанка.

Также мы развиваем интересное и перспективное направление – факторинг в сфере государственного заказа. Пока это единичные сделки, учитывающие особенности работы с государственными и муниципальными предприятиями. Не думаю, что в общем портфеле банка такие сделки займут исключительно крупную долю, но, уверена, их популярность будет расти, особенно в региональных подразделениях сети.

Согласно исследованию Ассоциации факторинговых компаний, по итогам 2013 года Промсвязьбанк занял первое место среди российских факторов по обороту в сегменте МСБ (22% в общем обороте рынка). Факторинг — один из наших локомотивных продуктов во всех крупных городах России. Мы ценим потенциал факторинга и совершенствуем его инструменты с учетом потребностей наших клиентов.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2014/mart/-11/68708