но остался на уровне 2012 года, потеряв всего один процент в 2013 году
«Свободная касса!» — именно так, подражая сотрудникам известной сети общепита, могли бы приветствовать своих клиентов менеджеры омских автосалонов на протяжении последних нескольких недель. А еще можно было бы поставить автомат, который в обмен на деньги выдавал бы ключи от понравившегося авто. Корреспондент «КВ» Ксения СОЛНЦЕВА решила выяснить, что же на самом деле происходит на омском рынке новых автомобилей, почему в ситуации, когда все ждут кризиса, у омских автодилеров проданы все машины порой на несколько месяцев вперед.
Справедливости ради нужно сказать, что такой резкий скачок продаж не сулит ничего хорошего в дальнейшем. Он говорит лишь о том, что все клиенты, которые планировали купить автомобиль в течение нескольких ближайших месяцев, поспешили сделать это сейчас. А все из-за ситуации с рублем, волнений мировой экономики и политических перипетий. Надо отметить, что не так уж много абсолютно не запланированных машин было куплено. Конечно, были и такие спонтанные покупки. Поэтому в ближайшее время продажи скорее всего будут довольно низкими.
В 2013 году российский рынок упал на 5%, а вот для Сибири год оказался еще сложнее: общее падение составило около 15%, а в некоторых городах (Красноярск, Кемерово и Томск) приблизилось к 20%. А вот омский рынок, напротив, остался почти на уровне 2012 года, потеряв всего один процент.
Нужно отметить, что продажи снизились почти у всех дилеров, даже у тех, кто традиционно входит в пятерку лидеров. И лишь нескольким дилерам удалось увеличить свои продажи по сравнению с 2012 годом. Среди них столь любимые в Омске китайские бренды, а также KIA и Volkswagen. В целом же год на авторынке выдался довольно спокойным: не было ни громких скандалов, ни грандиозных открытий, ни больших премьер. Пожалуй, единственным потрясением оказалось закрытие дилерского центра Audi, но об этом стало известно еще в конце 2012 года.
Достаточно активно омичи пользовались в 2013 году банковскими услугами при покупке авто. Как пояснили в Омском отделении Сбербанка России, в течение 2013 года было выдано порядка 1,5 тысячи автокредитов на общую сумму 0,5 млрд рублей. При этом прогнозов на 2014 год в банке не делают, потому что автокредитами теперь занимается «дочка» Сбербанка — банк "Сетелем". Однако при желании клиенты могут по-прежнему оформить автокредит и непосредственно в Сбербанке.
Второй по популярности у омичей финансовый продукт – лизинг. Так, Асет МУХАМЕДЖАНОВ, директор омского филиала компании «Ураллизинг» отмечает, что за наличный расчет покупается всего около четверти легковых автомобилей в Омске, остальные покупают либо в кредит (около 45%), либо в лизинг (около 30%). При этом чаще с помощью этих инструментов финансирования покупают дорогие автомобили – от 999 000 рублей. Г-н МУХАМЕДЖАНОВ говорит о том, что прогнозы экспертов вновь не оправдались: «Прирост сбыта снизился. Тем не менее, учитывая сокращение спроса в последние месяцы прошлого года, ожидали спад и в начале 2014-го. Но пятипроцентный рост продаж, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, – очень хороший сигнал. Мы замечаем, что активность потребителей в целом по сегменту увеличивается. А ведь весенний традиционно высокий сезон продаж только начинается. Планируем, что в этом году рынок вырастет на 5-7%. Хотя в современной экономике ничего нельзя предугадать, нужно работать…»
Топ-10 лидеров
Состав Топ-10 омского рынка новых автомобилей выглядит почти так же, как и в прошлом году. Произошли лишь небольшие изменения: некоторые бренды поменялись местами, в десятку вошел Geely, вытеснив оттуда Ford и потеснив сразу три других бренда.
Первое место Lada не уступит никому еще, пожалуй, в течение нескольких лет. Продажи российского автопрома в Омске в 2013 году составили больше 4000 автомобилей. Ближайший конкурент – Hyundai продал чуть меньше 2000. С одной стороны, стоит сказать о том, что за последние годы разрыв сократился: в 2011 году продажи АвтоВАЗа в Омске были в три раза больше, чем у ближайшего соперника, а в 2012-м и 2013-м всего в два раза. С другой стороны, в 2013 эта динамика изменилась: разрыв между АвтоВАЗом и Hyundai сократился с 210% до 208%. Вроде бы ничего не значащие 2%, и все же, если сравнить с резким скачком между 2011-м и 2012-м, ситуация кажется, как минимум, интересной. В целом же в Омске было продано на 11,5%меньше авто российского производства, чем в 2012 году. Основные фавориты у омичей – Granta (около 40% в общих продажах), Largus (около 15%) и Kalina (12,5%). Все эти модели вошли в десятку самых продаваемых в Сибири.
На втором месте в Омске вновь Hyundai, на этот раз с 10-процентным падением по отношению к 2012 году. И вновь основные продажи марке делает бюджетный Solaris. Этих седанов в Омске стало примерно на 1200 больше, а это 60% от общего объема продаж. Любят омичи Hyundai ix35 и Solaris. Однако ix35 продано в три раза меньше более дешевых Solaris. Два дилера Hyundai в Омске (ООО «Евразия Плюс» и ООО «Феникс-Авто НМ») удерживают за этой маркой второе место в общем зачете и первое среди иномарок, причем их продажи примерно равны.
Третье место, как и в 2012 году, занимает Toyota. Имея одного дилера в городе (ООО «Авто Плюс Омск» (ГК «Автоплюс»), этот бренд продолжает бить рекорды и активно соревноваться с Hyundai, в некоторых кварталах даже опережая корейский бренд. Но и «японцы» поддались общей тенденции – продажи просели примерно на 4%, а достигнутый в 2012 году рубеж в 2000 автомобилей в год не был взят. И все же в Toyota смотрят на ситуацию с оптимизмом. Виктор ГРЕБЕННИКОВ, исполнительный директор Тойота Центр Омск, говорит о том, что, несмотря на небольшое падение, у компании есть другие поводы для гордости: «Продажи автомобилей Lexus остались на уровне 2012 года, их было реализовано более 70. В 2013 году увеличились продажи в сегменте автомобилей с пробегом, рост составил порядка 14%. Наше отставание от второго места составило 55 автомобилей, в прошлом году оно равнялось 210. Разрыв сократился в 4 раза. На мой взгляд, это неудивительно, так как залогом успеха выступают отлаженные бизнес-процессы».
На четвертом месте традиционно Chevrolet (Западно-Сибирский Альянс, СИБИРЬ МОТОРС). У этого бренда падение составило около 8%. В целом по Сибири этот бренд спустился на пятое место, пропустив вперед французский Renault. При этом в Новосибирске Chevrolet и вовсе опустился на девятое место, а в Иркутске на восьмое. Поэтому омский результат заслуживает уважения. Однако стоит отметить, что более 50% в общих продажах занимает столь любимая омичами Chevrolet Niva.
Единственная марка из пятерки сильнейших, которой удалось увеличить продажи, – это KIA. Однако 11-процентного роста не хватило для того, чтобы сдвинуться с насиженного пятого места. Основной прирост бренду обеспечили бюджетные по сравнению с «одноклассниками» New Rio (около 45% в общем объеме продаж), New Ceed (19%) и Sportage (17,5%).
Во второй половине Топ10 изменений несколько больше. Так, местам и поменялись Renault с Nissan иVolkswagen c GAZ. А на десятое резко перескочил китайский Geely. Французский Renault показал рост 22%, который позволил ему подняться на шестую строчку. Nissan же потерял всего 6,5%, но за счет быстрого роста конкурирующего бренда спустился на седьмую строчку. К слову, и Nissan, и Renault в Омске представлены ГК «Евразия Моторс», которая в 2013 году открыла второй автосалон французского бренда, за счет чего, возможно, и выросли его продажи.
Volkswagen показал значительный рост в 19%, что довольно удивительно, учитывая падение многих конкурентов, а особенно удивителен этот факт в сравнении с ситуацией на российском рынке, где этот бренд упал на 5,1%. Однако в прошлом автообзоре, который был опубликован в «КВ» год назад, представители ООО «Евротехцентр» (официальный дилер Volkswagen в Омске) говорили о том, что планируют увеличить свои продажи чуть ли не в два раза и достигнуть отметки в 1500 автомобилей. Однако удалось продать омичам всего 1089 автомобилей.
Уже несколько лет мы наблюдаем настоящую экспансию китайского автопрома на омском рынке. Масса рекламы, низкие цены – получается, это все, чего хотят омские покупатели, в очередной раз показывая, что законы города-миллионника для нас не писаны. Свидетельство тому – автобренд Geely, который вырос на рекордные 50%, переместился на 10 место в рейтинге (в 2012-м он был на 14-м) и вошел в десятку самых продаваемых брендов в Омске.
Многие эксперты оценивают очень высоко и продажи другого китайского бренда – Lifan. Даже говорится о его вхождении в Топ-10. По данным Ассоциации Европейского Бизнеса, за полгода в Омске было продано 319 автомобилей этой марки. А вот данных за второе полугодие омское представительство Lifan не предоставило. При этом за весь 2012 год Lifan продал почти столько же автомобилей, сколько за половину 2013-го. Если посчитать итоговое количество проданных авто в Омске, просто умножив продажи за полугодие на два, то получится 638 автомобилей. Однако все мы знаем, что в конце года продажи идут несколько лучше, чем в начале, поэтому можно оценивать продажи Lifan примерно в 700 автомобилей, что позволяет ему, как минимум, приблизиться к десятке лидеров, опередив Ford, Mitsubishi, Opel и другие проверенные временем бренды.
Недавно открывшийся в Омске Citroen (ООО «Феникс-Авто С»), потеснив Audi (автосалон Citroen открылся в здании бывшего Audi), показал вполне оптимистичный результат. За полгода с момента открытия продано 152 автомобиля этой марки, что превышает полугодовые продажи Honda и примерно равно полугодовым продажам Suzuki, Daewoo и Peugeot.
Премиальный сегмент
Премиальный сегмент на омском рынке всегда оставлял желать лучшего. А в 2013 году и вовсе потерял одного из игроков – ГК «Феникс-Авто» отказалась от бренда Audi. Теперь в нашем городе официально представлены только Mercedes и BMW. А Lexus продают и обслуживают в дилерском центре Toyota. Однако уже в ближайшее время планируется открытие новых дилерских центров Lexus и Audi, причем оба бренда будут представлены в Омске екатеринбуржским автогигантом – ГК «Автоплюс». При этом в кулуарах эксперты говорят о том, что в ближайшее время открытия премиальных дилерских центров, срок окупаемости которых приближается к десяти годам, ожидать не стоит. Но в компании «Авто Плюс Омск» говорят о том, что в течение текущего года планируют согласовать проекты зданий для автоцентров и сразу же приступить к строительству.
Поэтому стоит надеяться на лучшее. К тому же количество жителей в нашем городе должно позволять многим брендам иметь по два, а то и по три автосалона. Однако пока таких расширений не предвидится. Так, Иван ПАРФЕНОВ, руководитель отдела продаж ООО «Евразия» (официальный дилер Mitsubishi в городе Омск), отмечает, что — «на сегодняшний день в Омске представлены практически все дилеры, входящие в топ-20 АЕБ. Открытие вторых автосалонов этих марок в любом случае положительно скажется на рынке, ведь это принесет тому или иному бренду еще немного покупателей, что в свою очередь увеличит количество проданных авто в Омске, а возможно, и в Сибири».
Трейд-ин
Еще один динамично развивающийся сегмент омского рынка – трейд-ин. Возможностью обменять свой старый автомобиль на новый сегодня пользуются все больше жителей города. Плюсов у таких сделок масса. Из минусов – только денежный аспект. Пожалуй, именно поэтому дилеры сегодня занимаются настройкой системы трейд-ин в своих автосалонах. О развитии направления трейд-ин высказались некоторые игроки местного авторынка.
Иван ПАРФЕНОВ, руководитель отдела продаж ООО «Евразия»:
— Трейд-ин в Омске набирает популярность. Это видно практически по всем маркам. Перспективен трейд-ин для всех брендов, в том числе и бюджетных. Омский авторынок при развитии трейд-ин в нашем городе будет терять свою долю, потому что клиенты стали ориентироваться на уровень сервиса, а так называемые перекупы пока не способны предложить качественные услуги.
Виктор ГРЕБЕННИКОВ, исполнительный директор Тойота Центр Омск (ГК «Автоплюс»):
— Трейд-ин смогут сохранить две-три крупные компании. Для нас как для крупных игроков автомобильного рынка он перспективен. Нужно понимать, что о доходности в этом направлении пока говорить рано, это скорее дополнительная услуга для клиентов. Но и омский авторынок останется. Там все реже будут встречаеться автомобили с прозрачной историей и действительно хорошим техническим состоянием, особенно в высоком ценовом диапазоне. Также останется продажа автомобилей через объявления. В будущем, на мой взгляд, будет продолжаться жесткая сегментация, хорошие и дорогие автомобили будут продаваться через площадки дилеров, а остальные через авторынок, где их станут продавать перекупщики в самом хорошем смысле этого слова.
Тенденции
Аналитики рынка говорят о том, что у российского рынка есть возможности роста до 2020 года, причем рост этот будет скачкообразным – рынок ожидают как взлеты, так и падения. Причем кризисные годы будут своеобразным индикатором. Слабые игроки уйдут с рынка, уступив дорогу более перспективным брендам. К тому же кризисные годы – это время возможностей. Именно в такие периоды у многих компаний есть шанс нарастить продажи и, конечно, свою прибыль. Примерно так и действуют сейчас китайские завоеватели омского рынка. Своими планами на текущий год поделились некоторые игроки местного авторынка.
Иван ПАРФЕНОВ, руководитель отдела продаж ООО «Евразия»:
— Мы планируем увеличить долю продаж автомобилей марки Mitsubishi. При этом понимаем, что авторынок Омска вероятнее всего останется на прежнем уровне. Глобального роста продаж не произойдет, возможно прирост составит 1-3% по сравнению с 2013 годом.
Виктор ГРЕБЕННИКОВ, исполнительный директор Тойота Центр Омск (ГК «Автоплюс»):
В планах нашей компании закончить проектирование автоцентров Lexus и Aud. Что касается авторынка в целом, то, наблюдая рост курса, можно ожидать ажиотажный спрос на автомобили по старым ценам. Затем вероятнее всего все производители вынуждены будут повысить стоимость автомобилей. Так как экономическая ситуация в Омском регионе не предполагает радужных перспектив, покупательная способность населения снизится и будет наблюдаться падение продаж. Высокий уровень сервиса, который мы предлагаем нашим клиентам, позволяет быть уверенным, что данная ситуация коснется нас в меньшей степени.
Ксения СОЛНЦЕВА