Екатерина СПЕХОВА: «Говорят, что в эпоху перемен жить сложно, но я считаю, мне повезло трудиться в этот период»

Дата публикации: 05 марта 2014

Екатерина СПЕХОВА уже около полугода руководит департаментом образования администрации города Омска. Обозреватель «КВ» Ольга УМОВА расспросила Екатерину Витальевну о том, как продвигаются очереди в детсады, как приживается в омских школах новый закон об образовании и что для нее в работе директора департамента оказалось самым сложным.

— Екатерина Витальевна, в 2013 году планировалось создать в Омске 2600 мест в детских садах, а в итоге было создано более 3100 мест. А как продвинулась очередь?

— Очередь продвинулась намного серьезнее, ведь у нас около 11 тысяч детей перешли из детсадов в первые классы. Так что за год путевок в детсады мы выдали почти 15 тысяч. За счет чего еще удалось обеспечить местами такое количество детей? Во-первых, мы открывали новые группы в детсадах, открыли два детсада после реконструкции (№ 128 и № 55). Во-вторых, были построены детский сад в мкр № 5 и детсад «Абвгдейка», который департаменту образования не подведомственен, но очередь в городе в любом случае и благодаря ему немного продвинулась.

Кроме того, в июле 2013 года вступили в силу новые СанПпиНы по дошкольному образованию, и они позволили нам увеличить наполняемость групп. Если раньше на ребенка в среднем было 2,5 кв. м, то теперь норматив составляет 2 кв. м. В итоге предельная максимальная численность достигла у нас 30 детей на одну группу. Где-то помещения позволяют сделать группы больше, но мы не можем, потому что если все 30 детей в один день придут, то один воспитатель не справится. Как правило, в группу ходит  процентов 80 детей от списочного состава.

Наконец, мы открывали дошкольные группы в общеобразовательных школах и переводили туда детей из детских садов. И по итогам 2013 года мы пришли к тому, что на территориях Советского, Ленинского и Октябрьского округов у нас не осталось детей старшего дошкольного возраста в очереди. В Кировском и  Центральном округах в очереди есть такие дети. К сожалению, пока мы не успеваем за темпами строительства жилья на Левом берегу, хотя все возможные меры принимаем для этого.

А какие на 2014 год планы по увеличению мест в садиках?

— На 2014 год цифра увеличена в сравнении с достигнутой в прошлом году. Это 3700 мест. Начинается строительство детсада в мкр Прибрежный. и в ближайшее время, мы уверены, начнется строительство в мкр Кристалл-2. Садики, которые будут строиться по концессии, мы пока не считаем, потому что сейчас региональное министерство имущественных отношений только ведет отбор. И когда концессионер будет определен, к работе приступит, тогда мы будем понимать, когда появятся новые места и сколько.

— Каково ваше мнение по поводу нового федерального закона об образовании? Как внедряются его положения на практике, легко или со скрипом?

— На протяжении 20 лет федеральный закон об образовании не менялся. И в последние годы было очень много поправок в этот документ. Так что новый закон появился закономерно, и он кардинально отличается от старого. Если раньше в законе было лишь два субъекта – обучающийся и педагог, то сейчас появился еще и третий – родители. Очень хорошо, что в новом ФЗ сформулированы все необходимые понятия, что очень много статей уделено качеству образования. Вступление в силу отдельных положений закона будет продолжаться вплоть до 1 января 2016 года, и нам предстоит за это время серьезно изменить нормативную базу в наших учреждениях. Стараемся не бежать впереди паровоза, потому что нормы пока только апробируются, и мы уверены, что будет по ним еще масса подзаконных актов и разъяснений. У нас определены сроки, намечены планы по реорганизации уставов образовательных учреждений, все проходит нормально.

Любопытно, что новый закон предполагает создание образовательных комплексов, когда в одном учреждении есть все ступени образования, начиная от дошкольного и включая дополнительное. Для ребенка это очень удобно. И это, на мой взгляд, правильно, когда родители забирают ребенка из школы вечером, и он не болтается после уроков один, без присмотра. Во второй половине дня ребенок должен заниматься внеурочной деятельностью, посещать кружки, секции. И уже с 1 сентября у нас появятся такие образовательные комплексы, в которых под одной крышей все это мы попытаемся организовать.

-Сколько в омских школах учителей? Какова доля учителей пенсионного, предпенсионного возраста? Каков процент учителей с высшим образованием?

— Педагогических работников у нас чуть более 7 тысяч. Из них 19%  — это те, которым более 55 лет. Больше всего педагогов – 55,6% — в возрасте от 35 до 50 лет, и это неплохой показатель. И наконец, 14,6% — молодые педагоги  в возрасте до 30 лет. Что касается образования, у 89,5% педагогов оно высшее. Есть и  те, кто пришел в школу после педагогического колледжа, но большинство из них, как правило, охотно идет учиться на высшее без отрыва от работы, и такие программы у педуниверситета сейчас есть. Приходят работать в школы и студенты на небольшую часовую нагрузку, и мы это приветствуем.

Для стимулирования молодых педагогов у нас проводится конкурс профессионального мастерства «Открытие». Мы постарались создать сообщество молодых педагогов,  постоянно проводим для них семинары и в 2013 году организовывали для них и отдых — дважды вывезли в загородный лагерь, и они смогли пообщаться друг с другом  в свободной обстановке. Они еще молодые, им  хочется потусоваться, им все это интересно, а мы им, в игровой форме даем те новые разработки, которые можно потом брать и внедрять в образовательных учреждениях в работе с детьми. И знаете, в прошлом году на «Открытии» у них горели глаза, и гордость за свою профессию чувствовалась в них настолько, что сама сидела и думала — все же не зря стала педагогом, ведь эта профессия благородная, хотя и тяжелая.

— А по каким направлениям педагогов не хватает?

— Вакансий больше всего по учителям английского языка. За последний год появилась потребность в учителях начальных классов, потому что количество деток увеличилось. И потребность будет сохраняться, ведь мы будем стремиться переводить всех деток в одну смену. Этого требуют новые стандарты образования, хотя на сегодняшний день нельзя сделать одну смену во всех школах из-за недостатка помещений и высокой наполненности школ. С 1 сентября 2014 года в начальной школе одному учителю еще и нельзя вести два класса. И сейчас активно ведем работу с педуниверсистетом по поводу ориентации выпускников начфака именно на трудоустройство по профессии.

Каковы обязанности департамента по организации летнего отдыха детей? 

— Департамент образования является уполномоченным органом по организации отдыха и оздоровления детей. У нас есть лишь пять своих загородных лагерей, и мы открываем ежегодно порядка 150 пришкольных лагерей, но мы осуществляем контроль за деятельностью еще 15 загородных оздоровительных лагерей. Это ведомственные и частные лагеря, собственники которых зарегистрированы на территории Омска. Еще есть шесть санаториев, которые работают в круглогодичном режиме. Так, 1 марта состоялся заезд 200 детей в санаторий «Орленок» Калачинского района, формированием смены полностью занимались мы.

— Екатерина Витальевна, вы занимаете эту должность уже полгода. За прошедшее время изменилось как-то представление о работе директора департамента?

— Представление, наверное, никак не поменялось. Но с каждым днем работы появляются все новые и новые планы, и многого хочется достичь, многое успеть. Говорят, что в эпоху перемен жить сложно, но я считаю, мне повезло трудиться здесь в тот период, когда система образования меняется и  когда есть возможность реализовать те планы и мечты, которые когда-то казались несбыточными.

-Как строится ваш рабочий день, что самым сложным кажется в работе?

— Самым сложным для меня является понедельник, потому что в этот день ведется личный прием граждан. И многие приходят со своими проблемами, с болью, и по-человечески хочется помочь. Но надо мной есть законы, нарушать которые я не могу. В основном приходят с вопросами по предоставлению мест в детских садах. И столько было усилий на решение этой проблемы направлено в 2013 году, что мне казалось, словно у меня вообще не хватает времени ни на школы, ни на дополнительное образование, что я только детсадами занимаюсь.

Чем вы занимаетесь в свободное время?

— Когда что-то не складывается, один из немногих способов успокоиться для меня – это вязание, просто нужно взять спицы и начать вязать. И я захожу в магазин, беру моток ниток и вяжу очередной шарфик не ради результата, а ради процесса.

А вообще мое основное увлечение — это все, что связано с организацией детского отдыха. Для того чтобы создавать в этой отрасли комфортные условия, я готова тратить огромное количество и времени, и сил. И здесь я уже не считаюсь ни с выходными, ни с праздничными днями и в любое свободное время еду в лагерь, общаюсь с воспитателями, с детьми. С детьми общаюсь абсолютно на равных, не рассказывая им про свои должности.

 Я много работаю с вожатыми и сама провожу для них много мероприятий обучающего характера. Ведь именно на воспитателе, на вожатом лежит ответственность за то, полюбит ребенок лагерь или нет. И я всегда говорю вожатым, что отношение ребенка к лагерю складывается в первые три дня, которые вожатые должны отработать по максимуму. И отсчет этих трех дней начинается с того момента, когда вы взяли руку ребенка из руки родителя.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2014/mart/-8/68351