Областным министерством имущественных отношений, единственным акционером ОАО «Корпорация развития Омской области», принято решение о назначении с 18 февраля 2014 года нового гендиректора. Должность генерального директора компании, созданной в прошлом году по рекомендации консультантов из Strategy Partners Group, занял финансист Алексей ФАЕВСКИЙ. О том, почему корпорация переезжает из Дома правительства в Экспоцентр и как нам в разумные сроки повысить инвестиционную привлекательность региона, с новым руководителем регионального института развития побеседовал обозреватель «КВ» Николай ГОРНОВ.
— Алексей Владимирович, какие приоритеты вы поставили перед собой, придя в корпорацию развития?
— Корпорация развития существует чуть более шести месяцев, она формируется, проходит через период становления, и, как у любого предприятия, которое находится в самом начале пути, у нас тоже корректируются задачи. На первоначальном этапе корпорация работала с теми проектами, которые поступали из всех министерств Омской области. Основной задачей корпорации было структурирование финансовой части этих проектов. На сегодняшний день перед нами стоят более емкие задачи. Корпорация развития, как это предусмотрено стандартами Агентства стратегических инициатив, должна стать тем самым «единым окном», куда смогут обращаться все инвесторы, желающие реализовать новые проекты на территории Омской области. Произойдет это совсем скоро, в марте этого года, после соответствующего решения правительства. В части регионов стандарты АСИ уже внедрены полностью, в других регионах, в том числе в Омской области, внедрены только частично. В том числе не полностью реализован и принцип «одного окна».
— С какой суммы начинается инвестор, который будет интересен для корпорации развития?
— В моем понимании инвестор — это любой человек или компания, которая желает реализовать новый проект. Этот проект может быть и в малом бизнесе, и на миллиарды рублей. Все они должны начинаться, по идее, с заявки, которая поступает в корпорацию развития.
— Что должно быть в этой заявке?
— Во-первых, потенциальный инвестор должен хотя бы в первом приближении сообщить нам о сути своего проекта, о финансовых источниках, о наличии земельного участка в аренде или собственности, а также сообщить, какая ему необходима помощь от власти для успешной реализации проекта. Во-вторых, инвестор должен понимать, какая инфраструктура ему потребуется. В-третьих, какие трудовые ресурсы он планирует использовать. Вопросом трудовых ресурсов, кстати, мы в дальнейшем будем заниматься отдельно, а приоритеты отдавать проектам, которые будут задействовать специалистов, уже имеющихся в регионе. Не секрет, что на сегодняшний день существует некоторый дисбаланс между подготовленными и востребованными специалистами.
— И что будет происходить с заявкой дальше?
— Дальше мы должны будем составить для инвестора дорожную карту, которая будет содержать алгоритм его действий, центры ответственности по каждому направлению, сроки и даже ориентировочную стоимость подготовки тех или иных документов. Для чего все это нужно? Не секрет, что многие хорошие идеи не реализуются из-за того, что не все потенциальные инвесторы изначально могут верно оценить срок реализации своего проекта, стоимость выполнения техусловий. Не все знают и стоимости аренды земли. И не потому, что инвестор чего-то не захотел узнать. Зачастую держателям проектов невероятно сложно получить от органов государственной власти и от тех же монополистов информацию, которая нужна для принятия правильного решения на первоначальном этапе.
— То есть корпорация развития нужна для оказания инвесторам консалтинговых услуг? За отдельные деньги или бесплатно?
— Правительство области считает, что инвесторы должны получать такого рода поддержку от региона бесплатно. Для этого, собственно, корпорация и создавалась. Просто предоставлять хорошие условия — уже мало. За каждого инвестора необходимо бороться. Что происходит в Европе? Если крупное предприятие планирует строить новое производство, то формулирует список со своими условиями и идет в тот регион, который согласен эти условия выполнять. То есть местные власти не посылают свои сигналы, а прислушиваются к сигналам, которые идут от бизнеса.
— В Экспоцентр корпорация развития переехала, чтобы быть поближе к потенциальным инвесторам?
— Совершенно верно, здесь проходят выставки, различные бизнес-мероприятия, на этой территории общаться с бизнесом будет легче. Да и мы планируем проводить достаточно большое количество конференций и форумов. Наша задача — не просто слушать бизнес, но и услышать его.
— Допустим, бизнес вам сообщит, что в нашем регионе труднее получить доступ к сетям электроснабжения, чем в соседних...
— Мы обязаны прислушиваться к такого рода сигналам. Если это действительно так, если в соседних регионах доступ к ресурсам дешевле, то Омская область должна пересмотреть тарифы для инвестиционных проектов. Нужно решать проблемы, я считаю, и с доступом к земельным ресурсам. Если процедуры получения земельного участка длительные по времени, если они непрозрачны, то инвесторы пойдут в другие регионы, где проблем с землей нет. Даже омские инвесторы могут уйти в другие регионы.
— Какова на сегодняшний день структура в корпорации развития? Она полностью создана? Сколько людей у вас в штате?
— На сегодняшний день у нас 13 человек. В 2014 году, я думаю, количество сотрудников увеличится до 24-25 человек. А дальше будем ориентироваться по количеству проектов. Сейчас уже созданы и работают четыре проектных группы по направлениям, которые обозначены в региональной стратегии развития, создан и корпоративный блок. Нет только блока, который должен будет непосредственно работать с потенциальными инвесторами. Это люди, которые не станут сидеть у телефона и ждать, когда им позвонят инвесторы, они должны будут сами искать инвесторов и приводить их в регион. Нам нужно быть активными. Чтобы инвестор в момент принятия решения вспомнил, что ему уже двадцать раз звонил из Омска Алексей ФАЕВСКИЙ и звал в свой регион, и обещал различные льготы и преференции.
— Ваши люди, которые будут искать инвесторов, должны быть хорошо мотивированы...
— Конечно. Мы обязательно будем мотивировать свой фронт-офис. А показатели эффективности мы привяжем к количеству инвесторов, которых он нашел и привел в регион. Ну а главный показатель для всей корпорации — это конечный результат, разумеется. Не количество организованных конференций, встреч и переговоров, а объем инвестиций, которые нам удастся привлечь. И количество рабочих мест, которые будут созданы в результате реализации новых проектов.
— Какое количество проектов у вас в работе сейчас?
— Порядка 16. В 2014 году по плану правительства мы должны будем реализовать проекты с общим объемом инвестиций до 10 млрд рублей.
— А в сравнении с соседними регионами как мы выглядим с точки зрения инвестиционных процессов? Как далеко мы отстали?
— По моим данным, в Тюмени с институтом развития в настоящее время взаимодействуют порядка тысячи инвесторов. Конечно, нам пока еще далеко до них, но нужно стремиться к такому же результату. Мы понимаем, что функционируем на бюджетные деньги, которые могли быть израсходованы более эффективно.
— Каким инвестпроектам будете уделять больше всего внимания?
— В первую очередь — производственным инвестпроектам. Не буду ходить за примерами далеко, в Омске много предприятий оборонного комплекса, у которых множество поставщиков. Так почему бы не развивать небольшие производства, которые могли бы взять на себя хотя бы часть функций этих поставщиков? На самом деле технопарки и индустриальные парки могут возникнуть практически вокруг каждого крупного промышленного предприятия. Еще один интересный и перспективный проект, который требует серьезного внимания, — «Биокомплекс». Конечно, потребуются большие финансовые ресурсы, но реализовывать проект обязательно нужно, поскольку идеи, которые заложены в этом проекте, позволят Омской области сделать большой рывок вперед.
— Непроизводственные проекты рассматривает?
— Категорично отказываться не будем, но если речь пойдет о проектах, подразумевающих развитие каких-то направлений в сфере услуг, то эти направления должны быть, на мой взгляд, хотя бы инновационными или уникальными для Омска.
— Не секрет, что держатели крупных инвестпроектов стремятся попасть к губернаторам, чтобы заручиться поддержкой непосредственно первого лица...
— Это так, крупные инвесторы хотят общаться с главами регионов, в крайнем случае, с их заместителями, и вряд ли мы в ближайшее время сможем переломить эту тенденцию. Сейчас у корпорации развития нет вообще никакой репутации. Мы ее только зарабатываем. Если сможем показать себя с лучшей стороны, если будем действительно полезны, к нам придут и крупные инвесторы.
— Про площадки под технопарки и индустриальные парки в правительстве говорят уже года полтора. Где же технопарки? Давайте откроем хотя бы один.
— Сегодня рассматривается несколько вариантов площадок, у каждой есть свои достоинства и определенные недостатки. Подобные масштабные проекты требуют тщательной проработки и анализа.
— Если бы вы лично были инвестором, вкладывали собственные деньги и выбирали сейчас территорию для размещения производства, на что бы вы не обращали внимание, а к чему, наоборот, приглядывались бы очень пристально?
— Если бы я был на месте инвесторов, то помимо прозрачности и инвестоориентированности, о которых говорят сегодня абсолютно все регионы, обращал бы внимание на стоимость услуг монополистов, на наличие и стоимость квалифицированных трудовых ресурсов и на транспортную инфраструктуру. И основную работу, я считаю, нашему региону нужно вести именно в этих направлениях. Да, с монополистами работать сложно, поставщики ресурсов областной власти не подчиняются, нужны немалые усилия, тем не менее в других регионах уже имеются прецеденты, когда власти заключали с поставщиками услуг соглашения о том, что инвестиционные проекты будут иметь определенные льготы. Значит, это возможно и у нас.
— На ваш взгляд, у какого региона сейчас лучше всего налажена работа с инвесторами?
— На мой взгляд, нам есть чему поучиться у Татарстана. Там на поддержку инвесторов настроено все правительство республики во главе с президентом. Если и наши слова будут подкрепляться реальными делами, информация об этом сразу разнесется по всему бизнес- сообществу Омска. А потом выйдет, я уверен, и на уровень федеральный. Но для этого мы постоянно должны быть активны, нужны реальные успехи.
— Одно время шли разговоры о дополнительной эмиссии акций ОАО «Корпорация развития Омской области». Или эта тема уже не актуальна?
— Пока не актуальна, да. Дополнительная эмиссия нужна была с целью формирования фонда, который бы позволил областной власти непосредственно участвовать в реализации инвестиционых проектов. Но в дальнейшем к этой теме правительство, вполне возможно, вернется.
— Администрация Калужской области, насколько я помню, начинала свою инвестиционную деятельность с того, что губернатор на свой страх и риск взял кредит в банке и на эти деньги подвел коммуникации к площадке, где формировался индустриальный парк. Без инфраструктуры инвесторы не заманивались никак.
— Да, пока у нас нет возможности строить инфраструктуру за счет бюджета, но мы уже ведем переговоры с частными инвесторами, которые выражают готовность на определенных условиях строить инфраструктуру технопарков и индустриальных парков.
— Вы работали всегда в банках. Почему вдруг приняли решение возглавить корпорацию развития и поработать на государство?
— Я действительно более 12 лет отработал в банковской сфере, но уже некоторое время стал задумываться о том, что на своем уровне, на уровне руководителя филиала банка я мало чем могу помочь развитию бизнеса. К сожалению, банковские возможности очень ограничены. Банк может предоставить только финансовый ресурс, а бизнес на сегодняшний день нуждается не только в финансах. По большому счету, финансы омский бизнес уже научился привлекать. Все понимают, в какие банки за каким продуктом нужно приходить. Бизнесу сейчас не хватает внимания и поддержки со стороны власти. Некоторую роль в моем решении сыграли и те изменения, которые происходят в банках. Центры принятия решений все банки переносят из региональных филиалов в головные офисы. И регионы, получается, становятся заложниками той стратегии, которую принимают для себя топ-менеджеры головных офисов. А эта стратегия далеко не всегда совпадет с направлением развития, которое определяет для себя регион.
— Самые крупные инвестиции иностранных компаний сейчас направляются преимущественно в Азиатско-Тихоокеанский регион. Как можно привлечь иностранные деньги в Омск, если они и Россию в целом игнорируют?
— Затянуть в российские регионы крупных иностранных инвесторов — это, конечно, непростая задача. Можно действовать так, как делает один из регионов, где институт развития смог позиционировать себя не как региональную организацию, а как участника крупной международной ассоциации инвесторов. И в своем регионе они выстроили инвестиционный процесс по правилам и стандартам, которые приемлемы и понятны участникам этой международной ассоциации. И у них уже есть инвестиционные проекты, которые были привлечены именно через участие в ассоциации инвесторов. Я думаю, нашей корпорации развития тоже нужно вступать в международные организации инвесторов, мы должны стать понятнее.
— Наверное, омскую корпорацию развития не всюду и пустят?
— Совершенно верно. В круг избранных войти будет очень непросто. Многие потратили годы и только слегка приблизились к цели. Поэтому я и говорю, что это задачи на перспективу, а сейчас нам нужно ориентироваться на тот бизнес, который уже работает в регионе и понимает, по каким правилам он здесь играет. А ряд успешно реализованных проектов в Омской области будет сигналом и для иностранных инвесторов. Не звонком, нет, но сигналом внятным и понятным.
— На самом деле в регионе уже вполне плодотворно работают очень крупные иностранные инвесторы. Есть, например, Unilever, который поглотил новосибирское ОАО «Инмарко», есть крупное молочное производство бывшего омского «Манрос-М», которое вошло в состав американской PepsiCo Inc вместе с остальными предприятиями российского холдинга «Вимм-Билль-Данн». Корпорация развития сможет убедить PepsiCo и Unilever, чтобы они еще что-нибудь в Омске построили?
— Нужно, я думаю, для начала показать PepsiCo и Unilever, которые являются очень крупными международными игроками на своих рынках, что область заинтересована в их присутствии на территории. Общение с иностранными инвесторами, которые уже работают в регионе, мы обязательно выделим в отдельное направление.