Подпольные короли топливного бизнеса

Дата публикации: 05 марта 2014

В богатой нефтью России цены на бензин, дизель и мазут высоки почти так же, как в Европе, что обусловлено сырьевым характером экономики. В потребительской цене на топливо заложено 60% отчислений в бюджет, но только в том случае, если речь идет о легальных заправках. Серый оборот нефтепродуктов на территории одной только Омской области, по оценкам независимых экспертов, составляет 4 млрд рублей в год. Мы предлагаем читателям «КВ» собственное расследование того, как открыто и даже с вызовом действуют под носом у правоохранительных органов подпольные короли топливного бизнеса.

Малый и серый бизнес

На трассе Омск – Новосибирск каждый дальнобойщик знает, как сэкономить на заправке: просто подъехать к одному из бензовозов, который ждет клиентов на обочине. Или к многочисленным стационарным колонкам, которые спрятаны за высокими заборами или замаскированы под хозяйственные постройки. Такому бизнесу реклама не нужна — дешевое топливо и без того пользуется спросом.

К одной из таких обнаруженных нами заправок тянется целая цепь из желающих купить топливо. В ней ждут своей очереди автомобили из самых разных регионов страны: Републики Мордовия, Татарстана, Свердловской области, Краснодарского края.

Владелицей заправочного бизнеса оказалась простая омская пенсионерка Галина САМОТУГА. Попытки найти ее фирму «ДЕКА плюс», зарегистрированную в Омске по ул. Панфилова, 12, привели в офисное помещение, по адресу которого числятся  десятки так называемых фирм-однодневок.

— Я уточню, есть ли  такая организация, - пообещал встретивший нас там пожилой дежурный, листая толстую тетрадь с записями. -  Потому что  приходят люди и говорят: «Нам надо помещение». Я здесь уже лет 20... У меня всякие  случаи были здесь... Один занимался нефтяными делами, людей обманул, сбежал... Один убийца был. Вышел из колонии... У нас здесь весело.

Среди «веселых» арендаторов юридического адреса Панфилова, 12 Галина САМОТУГА так и не нашлась, да и вряд ли сама пенсионерка заправляет многомиллионным делом по продаже топлива неясного происхождения. Докопаться до информации о настоящих владельцах бизнеса без вмешательства спецслужб практически невозможно.

Топливо ужасное. Нарушений нет

Еще одна кустарная заправка на трассе М-51 стоит рядом с кафе «Светлана», в сотне метров от виадука в райцентре Кормиловка. Ее отличительные особенности: самопальное оборудование и полное отсутствие мер противопожарной безопасности (нет даже элементарного огнетушителя или емкости с песком). Зато солярку там продают всего по 26 рублей за литр, в то время как на легальных АЗС литр дизельного топлива стоит дороже 30 рублей. Если на официальной заправке большегрузному автомобилю, который заправляется более чем на полтонны, пришлось бы выложить за дизель более 15 тысяч рублей, то обслуживание на серой АЗС обойдется ему в 13 тысяч. Чеков автовладельцам там не выбивают, так как кассовых аппаратов не предусмотрено.

Владелец кафе «Светлана», на территории которого расположена АЗС, -Тамазар РАШОЯН, житель близлежащего поселка Кормиловка, где у него большой дом и многочисленный автопарк. Он заверил нас, что к заправке никакого отношения не имеет, а несколько лет назад на его земле обосновались таинственные арендаторы. Все, что г-н РАШОЯН знает о руководителе АЗС, – что он городской и зовут его Серега.

Тамазар РАШОЯН рассказал, что ни ОБЭП, ни МЧС, ни другие контролирующие органы на левой заправке нарушений не находят. Он сам несколько раз был свидетелем таких проверок, прошедших для АЗС без последствий. «У них есть сертификат качества, - заверил г-н РАШОЯН.  — Они берут с нефтебазы».

Но как бизнесмену честно заработать, продавая топливо якобы с нефтезавода по цене ниже отпускной? Похоже, правоохранительные органы не задавались этим вопросом так же, как и вопросом качества реализуемого продукта.

В независимой лаборатории мы провели анализ проб, взятых на этой заправке. Результаты экспертизы показали, что торгуют там откровенным фальсификатом. Начальник отдела контроля качества нефтепродуктов ГОУ «Инженерно-технический центр топливной инспекции  по Южно-Сибирскому региону» Евгений ЧУХЛАТЫЙ прокомментировал полученные данные исследования: «Мы здесь  видим  превышение серы, низкую вспышку. Детонация двигателя будет происходить очень часто, что может привести к выходу из строя и даже к трагедии. Представьте, что вы таким топливом заправились где-то в степи... Ни машин вокруг, ни людей, вы один, а у вас двигатель замерзает. Это чревато страшными последствиями».

Похожая история на трассе Тюмень – Омск. При выезде из Тюкалинска на стоянке большегрузных машин годами работают сразу две нелегальные АЗС. Здесь топливо, как и в прочих случаях, не соответствует техническим регламентам и вредит как автомобилю, так и окружающей среде. Журналистов продавцы опасаются: как только нас заметили, тут же свернули свой бизнес.

Собственник земли, на которой расположена одна из нелегальных АЗС, рассказал, что он уже несколько дней не видел своих арендаторов.

— Я звоню: будете работать? Не знаю, говорят. Может, нет, а может, и да, и хрен его знает. Вот такая вот песня, - пояснил землевладелец. — Последний раз была прокуратура... Они с перебоями то работают, то пропадают. Летом вроде работали.

Проверки — раз в три года

Конечно, далеко не каждый автовладелец пожелает заправиться, пусть и дешево, на сомнительной АЗС. Многие предпочитают заплатить больше, но получить качественное топливо. Однако этот принцип работает не всегда.

Живой пример. Директор ОАО «Транспортно-коммерческая компания» Виталий БОГАТЫРЕВ заключил сделку о покупке топлива с легальной АЗС. Увы, ни договор, ни сертификат качества, предъявленный бизнесмену контрагентом, его автопарк не спасли.

— У нас был печальный случай, когда нам предложили достаточно неплохие условия покупки топлива, в частности, дизельного: со скидкой, с отсрочкой. Но в итоге мы столкнулись с проблемой — добрая часть машин сошла с линии. Пришлось их снять, ремонтировать, — рассказал Виталий БОГАТЫРЕВ.

— Нужна независимая структура, которая проверяла бы качество топлива на заправках, — считает владелец другой транспортной компании Владимир БУМБЕР, которому некачественное топлива также  чуть не сорвало срочную поставку. – В настоящий момент такой структуры нет.

Кто по закону должен проверять качество топлива, продаваемого на АЗС, и следить за техническим состоянием нефтебаз?

Раньше эти полномочия были у Государственной нефтяной инспекции. Существовал реестр всех предприятий, продающих и складирующих нефтепродукты, в каждое из которых сотрудники этого ведомства имели право без предупреждения нагрянуть раз в месяц: взять пробы нефтепродуктов и при необходимости принять меры. После того как нефтяную инспекцию упразднили, ситуация изменилась катастрофически.

— Была создана инспекция по ростхерегулированию, - рассказал Евгений ЧУХЛАТЫЙ. – Эта  инспекция выполняет функции не только по контролю за качеством нефтепродуктов, но и сотен других видов продукции, в том числе парфюмерии, маргарина, водки и так далее. С тем штатом сотрудников, который у них есть, естественно, они не все успевают проверять.

Заметим, Ростехрегулирование имеет право на проведение плановой проверки раз в три года. Предпринимателя необходимо предупредить о ней заблаговременно.

Золотой «самовар»

Итак, отныне вопросы качества бензина или дизеля лежат на совести продавца. Если такая нравственная категория в жизни предпринимателя отсутствует, его бизнес может стать крайне выгодным. Масштаб продаж некачественного топлива в регионе исчисляется сотнями тысяч тонн, а прибыль от них – миллиардами рублей. Возникает вопрос: что это за производитель обеспечивает почти все трассы региона, по территории равного средней европейской стране, откровенным самопалом? В реестре Минэнерго, куда включены все нефтеперерабатывающие заводы России, указаны только два омских предприятия: «Газпромнефть – ОНПЗ» и Крутогорский НПЗ.

«Газпромнефть – ОНПЗ», как известно, является крупнейшим в стране производителем бензина классов от 80-го до 98-го, летнего и зимнего дизельного топлива, мазута. Репутационные потери для компании такого уровня в случае выхода с конвейера некондиционной продукции чересчур высоки. А вот с малым по меркам этой отрасли Крутогорским НПЗ (в профессиональной среде такое предприятие называют «самоваром») возникает вопрос. В первую очередь у налоговых органов.

В решении Арбитражного суда Омской области от 6 февраля 2012 года по делу № А-46-9117/2011  инспекция ФНС по Октябрьскому округу города Омска делает интересный вывод. «По мнению налогового органа, Общество под видом топлива печного бытового  производило и передавало собственнику давальческого сырья (ЗАО «ВСП  Процессинг») дизельное топливо, а под видом бензина газового стабильного марки  «БТмс» и бензина автомобильного неэтилированного марки «Нормаль-80» -  прямогонный бензин»,  — говорится в решении суда.

 

Казалось бы, парадокс: декларировалась продажа бензина низкого класса, а продавался – высокого. Как объяснил Евгений ЧУХЛАТЫЙ, печное топливо мало отличается от дизельного, за исключением степени очистки. В целом показатели первого и второго схожи, чем часто пользуются продавцы солярки. «Цена разная, потому что акциз на печное топливо один, а на дизельное — другой», - говорит наш эксперт.

Дело в том, что до 2013 года акциз на печное топливо отсутствовал вовсе, в то время как производители дизеля должны были заплатить в казну пять тысяч рублей с каждой тонны. В таком случае называть дизельное топливо, предлагавшееся автомобилистам, печным было очень выгодно (неуплата акциза с одного бензовоза означала экономию почти 100 тысяч рублей). Стать миллионером можно было, продав такого топлива всего на десять бензовозов. Это баснословные незаконные доходы.

Безубыточное производство

  «Бюджет недополучает денег, причем существенную долю, - комментирует директор ООО «Главбух» Ольга ЦОЙ незаконную деятельность, в которой Крутогорский НПЗ уличила налоговая служба. – Те, кто налоги платит, становятся ему неконкурентными, так как при той же доходности цена у него всегда ниже, что означает наращивание производства без ограничений».

Председатель совета директоров ЗАО «ВСП Крутогорский НПЗ» Валерий ФЕДОТОВ, по данным СМИ, является миллиардером (его состояние за 2011 год оценивалось в 1,1 млрд рублей). Стоит отметить, что недавно владельцу Крутогорского НПЗ пришлось вернуть сумму выявленных недоплат по акцизу. По данным налоговой, предприятие не уплатило в бюджет акцизов только за один год почти на 100 млн рублей. В отношении директора предприятия Семена МАСЛЕНКОВА было возбуждено уголовное дело по статье «Уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере». И только после возвращения недоимки и в связи с деятельным раскаянием управленец был освобожден от уголовной ответственности.

С введением в 2013 году акциза на печное топливо ситуация изменилась, ведь где налог, там и контроль. Тем не менее, несмотря на такие финансовые потери, заводик Валерия ФЕДОТОВА процветает. Крутогорское топливо – очень популярный продукт и в нашем регионе, и за его пределами. За ним ежедневно выстраивается очередь из бензовозов. Недели дежурства у Крутогорского нефтезавода нам хватило, чтобы понять, как крутогорское топливо расходится по заправкам и нефтехранилищам города Омска и Омской области  — АЗС «Армейский», АЗС «Сиблюкс», нефтебаза «Сибсельхозпродукт»и другие, а оттуда по железной дороге поступает  в другие регионы или же — под видом дизельного топлива – в баки рядовых автовладельцев. Только вот рассказывать правду о том, что клиентам заливается горючее именно с этого мини-НПЗ, почему-то никто не хочет. За водителем бензовоза Василием ГОРЛАНОВЫМ мы следовали от самых ворот Крутогорского НПЗ и спросили его, когда он переливал горючее на АЗС: откуда оно? Он ответил: из омской нефтебазы "Газпром нефти". 

Юрий ВЛАСОВ, главный инженер АЗС «Сиблюкс» (за фурой, заливающей топливо на эту  заправку, мы и проследовали от самого Крутогорского НПЗ), на вопрос, откуда они берут топливо, тоже говорит: «У нас только один нефтезавод есть — ОНПЗ. Оттуда и привозим топливо». Он сказал, что их водитель может подтвердить это документально, но все, что удалось найти последнему, -  паспорт качества «Газпромнефть – ОНПЗ» без проставленной на нем даты.

Как правило, схема действий клиентов Крутогорского НПЗ проста: при попустительстве сотрудников ОНПЗ, выдающих документы без указания даты, печное топливо с мини-завода превращается в дизель «Газпром нефти». Проводим собственную экспертизу, которая доказала: никакого чуда -   в баки на указанных выше заправках заливается горючее сомнительного качества.

Владелец еще одной заправки, где торгуют дешевым топливом,  в поселке Магистральном,  Андрей ШУМОВ (ООО  «Авто-ДиС») рассказал по телефону, что его дизель – только с омского нефтезавода. А низкая цена обусловлена минимальной наценкой. Все проверки правоохранительных органов эта АЗС успешно проходит.

Полная легализация

Как выяснилось, нефтепродукты с Крутогорского завода идут не только на заправки города. Один из бензовозов оттуда поехал на нефтебазу ООО «Сибсельхозпродукт». Здесь уже другие масштабы реализации: цистерны с топливом расходятся по всей России. Собственник базы Юрий ВОДОЛАЗСКИЙ известен не только своим бурным прошлым еще с 90-х годов, но и высокопоставленными родственниками в правоохранительных структурах.

Продавцы топлива на трассах уверяют, что хорошо знакомы с продуктами этого нефтехранилища.

— Я  Водолаза  знаю со стороны, что у него там  «катают»  бензин,  — рассказал владелец сомнительной АЗС неподалеку от Любина Леонид ЖУРАВЛЕВ, он же Жора. - Когда он хранил свой этот компот... Там тысячники на базе стоят. Это такие бочки здоровые, туда тысяча тонн входит. Птицы летят над ними и падают замертво на них... Такого яда пары! Там берут дистиллят или БГС (бензин газовый стабильный) и путем присадок убирают какие-то смолы, доводят октан. Правда, в основном это все идет в другие регионы, где на месте нет нефтезаводов и где люди не знают, каким должен быть настоящий бензин.

Служба безопасности ООО «Сибсельхозпродукт» называет эту информацию не соответствующей действительности. Топливо, по их словам, они  не смешивают, а только предоставляют емкости нефтехранилища в аренду сторонним организациям. За качество нефтепродуктов, возможное  смешение и прочее сама компания ответственности не несет. «Мы оказываем услуги по наливу, хранению и сливу нефтепродуктов. Ни производства, ни продажи у нас нет», — уверяют в «Сибсельхозпродукте».

Получается, что через эту базу можно легализовать нефтепродукт любого качества.

В итоге, не беря на себя роль правоохранительных органов, можно допустить существование следующей схемы. Все это лишь в сослагательном наклонении. Предположим, фирма–однодневка покупает дешевое, не совсем качественное  топливо на маленьком НПЗ под условным названием «К» и сливает его на  условную нефтебазу «В» под прикрытием влиятельных родственников ее владельца. На «В» по документам находится также легальное дизельное топливо. Именно по этим бумагам  менее качественное топливо отгружается в железнодорожные цистерны и отправляется в любой регион России и ближнего зарубежья. Только вот уже по цене настоящего дизельного топлива. Ни на нефтебазе, ни на железной дороге это топливо не проверяется. Так зарабатываются вполне легальные миллиарды... долларов!

Говорят, сложившаяся в стране система контроля не позволяет правоохранительным органам выявлять подобные преступления, а государству в целом – эффективно бороться с теми, кто обворовывает бюджет и убивает наши автомобили. Ну что ж, мы предложили читателям собственное расследование. Пусть каждый сам сделает для себя выводы.

 

Первая публикация этого материала была в телеформате 8 февраля 2014года на канале «Продвижение Вместе»

 

Анна МАРТЫНОВА,

телеканал «Продвижение Вместе»



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2014/mart/-8/podpolnye-koroli-toplivnogo-biznesa