Сергей НЕКУРЯЩИХ: «За счет увеличения доходности областных пассажирских перевозок зарплата в Омскоблавтотрансе выросла с 1 марта на 15%»

Дата публикации: 12 марта 2014

Опубликованные в «КВ» от 19 февраля 2014 года обращения уволившихся работников Омскоблавтотранса к губернатору Омской области Виктору НАЗАРОВУ и региональному министру развития транспортного комплекса по поводу неблагополучия на предприятии, которое в апреле 2013 года возглавил Сергей НЕКУРЯЩИХ, вызвали заметный интерес. Жалобы на новое руководство областного автотранспортного предприятия, специализирующегося на пассажирских перевозках, были и со стороны некоторых его контрагентов. На минувшей неделе «КВ» получили комментарии от Сергея НЕКУРЯЩИХ, который не согласился с односторонней трактовкой событий и пожелал ответить на критические замечания в свой адрес. 

Об отсутствии массовых увольнений

Публичные заявления о планомерном «уничтожении» Омскоблавтотранса и массовых увольнениях рабочих и опытных ИТР, проработавших на предприятии десятки лет, оставлю на совести авторов. Приведу реальные данные за 2013 год. С мая по ноябрь у нас ежемесячно выбывало порядка 40 человек (при списочной численности более 1,5 тысячи человек), а принималось на работу от 26 до 37. Среднесписочная численность рабочих по ремонту автомобилей действительно снизилась относительно 2012 года на 8%, но только лишь потому, что снизилось количество подвижного состава, находящегося в эксплуатации.

В 2012 году Омскоблавтотрансом эксплуатировалось 340 единиц подвижного состава, на сегодняшний день — 313 единиц. К тому же идет обновление подвижного состава, прибавилось 25 новых машин, что ведет к естественному уменьшению объема ремонтных работ. В феврале 2013 года количество автобусов, находящихся в ремонте, доходило до 60 единиц в сутки, а к ноябрю 2013 уменьшилось до 26 единиц в сутки, что соответствует нормативному лимиту.

Основные цеха, занятые ремонтом подвижного состава, работают в нормальном режиме. Закрыты были только наиболее затратные по содержанию жестяно-кузовной участок и цех восстановления и ремонта деталей (ЦВиРД), а работники их перераспределены по другим участкам и цехам. Данные виды работ будут выполняться сторонними организациями, и только на этом Омскоблавтотранс экономит порядка 3 млн рублей в год.

Все уволившиеся инженерно-технические работники увольнялись по собственному желанию и по уважительным причинам (устройство на другую работу, семейные обстоятельства). Если говорить о водителях, то снижение численности водительского состава Омскоблавтотранса наблюдается в течение последних пяти лет. С 2009 по 2013 год количество водителей на предприятии сократилось на 24%. На 1 января 2013 года численность водителей составляла 630 человек, на 1 января 2014 года — 587 человек (снижение за год — 7%). Уменьшения в водительском составе сопровождались, кстати, изменениями в маршрутной сети, которая в 2013 году сократилась на 9%.  

О заработной плате

Благодаря проведенным мероприятиям по изменению системы оплаты и премирования, мы выравняли часовые тарифные ставки водителей и кондукторов сельских филиалов со ставками водителей и кондукторов городских автоколонн, а также повысили среднюю заработную плату на предприятии. В целом среднемесячная заработная плата в Омскоблавтотрансе в 2013 году составляла 18 тысяч рублей, и в отличие от городских пассажирских предприятий у нас год к году рост среднего заработка. Водители получали в среднем 23,4 тысячи рублей (в зависимости от классности и марки машины от 18 до 34 тыс. рублей), ремонтные рабочие — 17,1 тысячи рублей, билетные кассиры — 12,1 тысячи рублей.

При этом еще в январе текущего года было принято решение об увеличении с 1 марта 2014 года гарантированной части заработной платы водителей автобусов и кондукторов на 15%, диспетчеров службы эксплуатации — на 15%, ремонтных рабочих — на 15%, вспомогательных рабочих — на 10%. Ожидаемое увеличение среднемесячной зарплаты составит от 1 тысячи рублей до 3 тысяч рублей в зависимости от категории работника. За последние три года это самое большое повышение заработной платы в Омскоблавтотрансе. И это стало возможным как раз за счет мер по сокращению неэффективных затрат и за счет увеличения доходности областных пассажирских перевозок.

О новых автобусах

На сегодняшний день износ подвижного состава составляет 82%, даже с учетом того, что в октябре 2013 года предприятием были приобретены в лизинг с рассрочкой на четыре года 20 новых автобусов марок Higer и Iveco. Стоимость одного автобуса Higer с учетом лизинговых платежей составила 6,2 — 6,5 млн рублей. Одного автобуса Iveco — 2,1 млн рублей. Автобусы были оборудованы стандартными отопительными системам. Дополнительные отопители в салон для работы в условиях сверхнизких температур Сибири устанавливаются по желанию покупателя — это обычная практика. В новые автобусы марки «ПАЗ», которые приобретались в 2010 году, также устанавливались дополнительные отопители в салон.

Эффект от приобретения нового подвижного состава уже заметен. Существенно возросла доходность маршрутов, обслуживаемых новыми автобусами. Доход на 1 километр пути на маршрутах, к примеру, Омск – Горьковское, после того как работать на этом маршруте стал   автобус Iveco, и Омск — Красный Яр, где работают автобусы Higer, вырос в 1,2 раза. А сходы автобусов с маршрутов в целом по предприятию имеют тенденцию к снижению. С июля по декабрь 2013 года — 177 сходов. За аналогичный период 2013 года — 138 сходов (на 22% меньше).

О муниципальном «Автомобилисте»

В рамках стратегии по увеличению эффективности работы Омскоблавтотранса и расширению зоны транспортного обслуживания жителей Омской области было принято решение об участии в конкурсе на маршрутную сеть Азовского района, который проводился областным минстроем в июле 2013 года. Заявок на конкурс поступило две — от нашего предприятия и от муниципального предприятия «Автомобилист» Азовского района. Наше предприятие заявило на конкурс 8 автобусов ПАЗ выпуска 2010 года и 1 автобус 2009 года. МП «Автомобилист» участвовало в конкурсе с 8 автобусами ПАЗ 1993 года выпуска и 1 автобусом 2007 года. И проиграло в честной конкурентной борьбе.

До июля 2013 года в МП «Автомобилист» работали 26 человек, предприятие обслуживало 11 маршрутов десятью автобусами (два маршрута — в пределах Азовского района). Затраты предприятия на 1 километр пробега автобуса составляли 26 рублей (при нормативе 22,5 рубля). При этом автобусы МП «Автомобилист» нередко нарушали схему и расписание движения, водители самостоятельно обилечивали пассажиров, из-за чего пассажиры на Азовской автостанция были лишены возможности предварительной покупки билетов и их бронирования, они могли приобрести билеты только по приходе автобуса на автостанцию.

Понимая социальную значимость и во избежание увеличения безработицы в Азовском районе, ГП «Омскоблавтотранс» приняло в штат азовского подразделения часть работников МП «Автомобилист», необходимых для организации перевозок, а остальных готово было трудоустроить с предоставлением работы как в Омске, так и в районах Омской области. По данному предложению были написаны несколько писем и организованы встречи с руководителями Азовского района и коллективом МП «Автомобилист».

В настоящее время ГП «Омскоблавтотранс» обслуживает в Азовском районе 9 маршрутов, которые выиграло по конкурсу, используя всего 7 автобусов. Численность всего азовского подразделения нашего предприятия —  10 человек. Затраты на пробег 1 километра — 19 рублей.

Ярким доказательством того, что при отборе перевозчиков на обслуживание пассажирских маршрутов областная власть всех ставит в равные условия и никому не отдает незаконных предпочтений, являются результаты конкурсов на маршруты в Москаленском районе и на маршрут Омск — Седельниково, на которые ГП «Омскоблавтотранс» заявлялось тоже, — проиграли! Победителем по лоту, где были москаленские маршруты, признано ООО «Дилижанс». А право работать на маршруте Омск — Седельниково получило МТП «Седельниковское».

О спутниковом мониторинге ООО «ТехноКом-Омск»

Установка оборудования спутниковой системы «АвтоГРАФ» на автобусы ГП «Омскоблавтотранс» проводилась в 2009-2012 годах и обошлась предприятию в 8,3 млн рублей.  Кроме того, предприятие несло ежегодные затраты на техническое обслуживание оборудования в размере 1,2 млн рублей. Тем не менее нам пришлось отказаться от услуг ООО «ТехноКом-Омск» в пользу услуг ООО «Навигационные системы», которое победило на открытом конкурсе, объявленном ГП «Омскоблавтотранс» в конце 2013 года. Все проблемы, которые выявились в процессе работы с ООО «ТехноКом-Омск», я перечислять не буду, их слишком много, назову только главные.

Несмотря на то, что навигационное оборудование приобреталось ГП «Омскоблавтотранс» в собственность, все бортовые контроллеры «АвтоГРАФ» имеют закрытую архитектуру и закрытый протокол, что привязывает к одному поставщику услуг, который имеет возможность диктовать заказчику свои условия и требовать, чтобы все виды негарантийных работ оплачивались по дополнительным договорам. Навигационные блоки могут работать только с одним оператором сотовой связи. Программное обеспечение, которое предоставило ООО «ТехноКом-Омск», не позволяло нам видеть в режиме он-лайн, что происходит с нашим транспортом, за любые доработки системы и за работы по интеграции программного обеспечения поставщик услуг требовал дополнительной оплаты. За дополнительные деньги приходилось менять и резервные батареи питания.

Навигационное оборудование, которое работает с 2009 года, уже морально устарело (не соответствует требованиям Минтранса РФ) и стало почему-то часто выходить из строя. Прогнозируемая стоимость владения системой «АвтоГРАФ» в 2014 году (с учетом замены блоков) могла составить 7,6 млн рублей. В среднем ежемесячное обслуживание каждого прибора обошлось бы предприятию в 1802 рубля. Цена договора с ООО «Навигационные системы» на 2014 год — 2,94 млн рублей.  Навигационное оборудование Naviset GT-20, которое установлено сегодня на наших автобусах, мы не приобретали, а взяли в аренду. Аренда обходится нам всего в 700 рублей в месяц в расчете на один автобус. За эти деньги мы имеем возможность самостоятельно отслеживать автобусы в режиме он-лайн, имеем интеграцию с нашими учетными системами для автоматического учета ГСМ, пробегов и рабочего времени водителей, неограниченное количество консультаций и автоматическое обновление программного обеспечения. На мой взгляд, экономические причины для замены поставщика услуг очевидны.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2014/mart/-9/68455