Хвост свинье решили рубить по частям

Дата публикации: 21 мая 2014

Региональное правительство нашло лазейку в регламенте по мясу

 

15 мая первый зампред правительства Омской области Вячеслав СИНЮГИН собрал чиновников минсельхоза и ветеринарии, производителей и переработчиков мяса. В ходе совещания было сказано, что есть возможность смягчить жесткие требования технического регламента Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции". На следующий день на сайте регионального министерства сельского хозяйства было размещено разъяснение, что «убой животных, принадлежащих гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, и проживающим в населенных пунктах Омской области, где отсутствуют специализированные убойные пункты, разрешается проводить на месте (подворно), временно до принятия федеральными органами власти нормативно-правового акта, содержащего требования к специально отведенным местам. При этом мясо допускается использовать не только для личного потребления, а также для последующей реализации его на продовольственных рынках города Омска и районов Омской области». Специально было подчеркнуто, что на этих рынках должна быть организована работа государственных лабораторий ветеринарно-санитарной экспертизы с обязательным проведением повторной ветеринарно-санитарной экспертизы, а торговля возможна «при наличии у владельца мясной продукции документа, удостоверяющего личность, и соответствующих документов на животных».

 

При введении в действие с 1 мая технического регламента на мясо омские власти столкнулись с тем, что в семи районах полностью отсутствует возможность промышленного забоя животных. При этом личный забой документом был запрещен. Регламент был принят 9 октября 2013 года, и все эти месяцы ветеринарная служба разъясняла крестьянам его требования, а региональный минсельхоз пытался организовать пункты забоя там, где их не было. Когда наступило 1 мая, выяснилось, что многие мелкие производители и продавцы мяса к нему не готовы. 12 мая они даже по этому поводу провели митинг в Омске на Театральной площади. Тем более что в конце апреля цены на свинину на рынках резко поднялись на 60 рублей за килограмм. Минсельхоз связал это с поднятием отпускных цен крупными производителями и направил заявление в УФАС. Одновременно искались и были найдены пути обойти жесткость мясного регламента. Благо что такое разъяснение было обнаружено непосредственно на сайте Европейского экономического сообщества (ЕврАзЭС), принявшего этот регламент: пока нет нормативно-правового акта с требованиями к специально отведенным местам убоя, можно руководствоваться нормами национального законодательства, где такие требования имеются. В нашем случае имеется в виду приказ Главного управления ветеринарии СССР от 1971 года. Согласно этому документу в Омской области и был введен с прошлой недели временный порядок убоя скота.

 

Однако, как заявил на совещании полтавский предприниматель Сергей КРАСНОВ, если в семи районах до сих пор не построены убойные пункты, значит, это было предпринимателям невыгодно. И выгодно не будет при таком подходе областной власти, отказавшейся жестко выполнять регламент по мясу: «Для любого бизнесмена, маленького или большого, важны правила. И они должны неукоснительно исполняться. Никто в этих пустых районах не будет строить пункты убоя. Потому что у него задача со всеми неизвестными. Он не знает, какое там действительное поголовье. Он не знает, будет завтра действовать техрегламент или опять срок его вступления в силу продлят. Ведь если техрегламент вступил в силу и работает – это одни условия, один поток животных, если опять его отодвинут – это другой поток. Ладно, найдем лазеечку и как-то там под контролем ветеринаров будут скот забивать. Но это все опять мимо убойных цехов пойдет, и другая совсем экономика будет. А значит, там очень большой риск строить. Это палка о двух концах. Если меры принимаются, они должны действовать с определенного момента и — кто не спрятался, я не виноват. Правила дорожного движения никто же не обсуждает. Ты их либо соблюдаешь, либо нет и несешь наказание. Так и здесь: такая же безопасность, только пищевая. Я считаю, все наши поблажки только вредят: надо один раз переболеть и все. Вступление с 1 мая регламента на меня в Полтавском не повлияло. Я не знаю, ни одного полтавского владельца личного подсобного хозяйства, который торгует в Омске на рынке. Даже на нашем полтавском воскресном рынке 90% — это перекупщики. И всю бучу у нас в районе перед вступлением регламента подняли они. Причем большинство из них даже не зарегистрированы предпринимателями».

 

Его поддержал Сергей ГОЛОВАЧЕВ из агрокомплекса «Ударный», контролирующий мясокомбинат «Тайфун» в Омске, где осуществляется убой скота: «Предприятие, которое мы контролируем, произвело убой 11 свиней и трех лошадей за 14 дней регламента. Спроса на эту услугу пока не наблюдается». Не согласился он и с тем, что повышение цен на свинину связано с введением регламента: «Ажиотажное повышение цен началось за полтора месяца до введения техрегламента, и связано оно с перекрытием границ по поставкам свинины из Европы. Год назад была обратная картина и резкий спад цены свинины: тот же «Ударный» тогда очень серьезно попал в ситуацию, когда мясо на кости приходилось продавать ниже себестоимости — по 85 рублей. Тогда убытки были колоссальные. Мясокомбинаты оказались на грани разорения. Именно тогда закрылся Новоазовский — старинный комплекс, очень известный, 10 тысяч постоянного содержания голов». По его словам, сегодня у переработчиков только закупочная цена на свинину на кости выросла почти до 150 рублей: «Это соответствует ста рублям за килограмм живого веса, а еще не так давно промышленная свинина в России год назад была около 60 руб. за живой вес». Поэтому на смену дикому рынку должна прийти цивилизованная работа по покупке «живка» убойными цехами, которые потом привезут это мясо туда же на муниципальный рынок. При таком росте цен личные подсобные хозяйства могут неплохо зарабатывать.

 

Впрочем предприниматели, выращивающие скотину в личных подсобных хозяйствах, восторга крупных производителей не поддержали, говоря, что ситуация заставляет их сворачивать животноводство. Область, судя по решению минсельхоза, их поддержала, найдя лазейку в регламенте. Однако Сергей КРАСНОВ напомнил, что в регионе с 1999 года существует запрет забоя скота в личном подсобном хозяйстве. Но про него вспоминают только при эпидемиях.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2014/may/-18/hvost-svine-reshili-rubit-po-chastyam