но не может найти тех, кто в 90-е выкупал у заводов станки и создавал малые производственные фирмы
21 мая, преддверии Дня предпринимателей, в областном Экспоцентре прошла бизнес-конференция «Кризис: время возможностей», организованная Омским областным Союзом предпринимателей и министерством экономики Омской области при информационной поддержке «КВ».
В 2018-м году предпринимателей ждет бомба
Об изменениях российского налогового законодательства, с которыми малый и средний бизнес столкнется в ближайшее время, и о предложениях со стороны Союза предпринимателей по его реформированию рассказал учредитель группы предприятий «Музыка и Кино» Денис КОШЕЛЬ. По его мнению, предлагаемые федеральным законодателем схемы налогового обременения не сулят ничего хорошего в условиях уже фактически наступившего экономического кризиса.
Эксперт убежден, что власть лукавит, декларируя новую политику как направленную на создание стабильного налогового климата. Денис КОШЕЛЬ припомнил Владимиру ПУТИНУ его послание Федеральному собранию от 12 декабря 2012 года, двумя основными тезисами которого были: «Конкурентоспособность всех ключевых факторов ведения бизнеса в России за счет стимулирующих налогов и удобных административных процедур» и «Укрепление экономической базы и развитие экономической инициативы территорий – передача на муниципальный уровень основной массы налогов от малого бизнеса, работающего в условиях специальных налоговых режимов».
– Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» специальные налоговые режимы рассматриваются как меры государственной политики по развитию бизнеса, но государством предусмотрено их совершенствование, которое серьезно затрагивает эту сферу в самом негативном ключе, – считает Денис КОШЕЛЬ.
Единый налог на вмененный доход и упрощенная система налогообложения, напомнил он, применяются сейчас абсолютным большинством российских предпринимателей, что позволяет им расплачиваться с государством на понятных условиях и стимулирует деловую активность. С появлением в России в 2013 году патентной системы (ее эксперт оценивает как несостоятельную) вводится добровольность использования ЕНВД. По словам КОШЕЛЯ, это уже негативно сказалось на бюджетах в связи с перетеканием доходов из одного вида налога в другой. Но самое печальное, что с 2018 года планируется полная отмена ЕНВД.
– Большинство предпринимателей еще не знают о грядущей революции. Законодатель заложил общественную бомбу. Чем ближе 1 января 2018 года, тем острее будет эта проблема, – говорит Денис КОШЕЛЬ.
Путин втихаря подписал изменения в Налоговый кодекс
Учредитель группы предприятий рассказал, что предложения по реформированию системы налогообложения в части сохранения ЕНВД, исходящие от Омского областного союза предпринимателей, вылились в появление в недрах города законопроекта о внесении изменений в Налоговый кодекс.
– Мы предлагаем сохранить вмененку и после 2018 года, но несколько в модернизированном виде. В первую очередь, поднять базовую доходность практически по всем видам деятельности. Мы сознательно на это идем. Параллельно мы будем настаивать на дифференциации коэффициента К2 ЕНВД, который позволит исключить уравниловку. Также мы предлагаем изменить патентную систему в первую очередь в части распространения на организации, и тоже ввести более глубокую дифференциацию потенциального дохода. В конечном итоге законопроектом предусмотрено создание единой системы налогообложения на основе вмененки и отмена патентной системы, потому что эти две системы неминуемо конкурируют, что не может быть нормальным для всей сферы МСБ, – заключил предприниматель.
Два других предложения ООСП подготовил для министерства экономики Омской области.
– 2 апреля этого года президент, можно сказать, втихаря подписал изменения в Налоговый кодекс, которые касаются отмены льгот по уплате налога на имущество организаций предприятиями, находящимися на специальных налоговых режимах. До сих пор те, кто уплачивал упрощенку, вмененку, освобождались от уплаты. Предполагается, что с 1 января следующего года эта льгота перестанет существовать. Для предпринимателей Омска речь идет о возрастании налоговой нагрузки более чем на 2 млрд рублей, – рассказал Денис КОШЕЛЬ.
Он предлагает установить минимальный порог площади объектов недвижимости для исчисления налога на основе кадастровой стоимости в размере одной тысячи кв. метров, а все, что меньше, из налогообложения исключить.
Вторая инициатива Союза предпринимателей также связана с этим же вопросом. «В связи со вступлением в силу закона, который сейчас готовится в минэкономики Омской области о ставках налогов на основе кадастровой стоимости недвижимости, мы предлагаем увеличивать ставку поэтапно: в 2015 году – 1%, в 2016 – 1,5%, и только с 2017 года применять полную ставку 2%. Это позволило бы бизнесу легче адаптироваться к новому виду налогообложения», – полагают в ООСП.
Еще одна проблема, решение которой предприниматели планируют оформить в законодательную инициативу, связана с ритейлом. Речь идет об отсутствии возможности у сетей, работающих с мелкими производителями – поставщиками продукции, возмещать НДС.
– Это негативно влияет на саму возможность такого сотрудничества, – сказал Денис КОШЕЛЬ. – Мы предлагаем взять за основу опыт стран ближнего зарубежья, в частности Украины и Белоруссии, где существует возможность возмещения НДС по товарам и услугам, поставляемым малыми предпринимателями крупным организациями, с одновременным снижением ставки упрощенного налога. На Украине упрощенка составляет 3% с возможностью уплаты НДС, в Белоруссии – 4% с возможностью уплаты НДС. Это в корне решило бы проблему дополнительных ресурсов для развития малого бизнеса за счет вовлеченности в крупный сектор экономики.
Почему в СМИ мало положительных статей о предпринимателей
Объясняя взгляд деловой прессы на предпринимательство Омской области, редактор еженедельника «Коммерческие вести» Марат ИСАНГАЗИН усомнился в эффективности инициатив предпринимательских объединений.
– Денис Евгеньевич уже около двух лет говорит о том, что надо попытаться добиться сохранения вмененки и после 2018 года. Но я, например, никого, кроме Дениса Евгеньевича, не слышал. Неужели остальные предприниматели не сталкиваются с этой же проблемой? Почему бы не объединить усилия? – спросил Марат ИСАНГАЗИН.
– Это все сделано в рамках межрегионального координационного совета: Новосибирск, Красноярск, Барнаул, Омск и Томск. Письмо написано МЕДВДЕВУ и ТИТОВУ от всех предпринимателей регионов, – получил он ответ из президиума.
– Я, например, об этом не слышал, хотя и наше, и другие издания постоянно мониторят все, что происходит в омской бизнес-среде. Может, ваши предпринимательские объединения существуют изолированно от окружающего мира, варитесь в котле под крышкой, тушитесь? Вполне можно было бы выдвигать свои инициативы, более ярко. Конечно, это не вызовет такой резонанс на всю страну, как купание в ванне с сыром «косичка», но почему бы не заявлять о себе более громко?– предложил редактор «КВ».
Заместитель мэра, директор департамента финансов и контроля администрации Омска Инна ПАРЫГИНА упрекнула медиасообщество в зарабатывании рейтинга преимущественно за счет скандалов.
– А сколько у вас позитивных материалов о развитии бизнеса на территории города, области? – спросила она.
– На самом деле каждое деловое издание готово рассказать о предпринимателях и их новых проектах. Но дело в том, что, когда приходишь и просишь рассказать не только о том, что он хочет прорекламировать, а о новом проекте – интересном, о котором еще никто не знает, предприниматель отвечает: «Давайте не будем. Давайте подождем, пока он разовьется», – объяснил Марат ИСАНГАЗИН. – У нас огромное количество предпринимателей, у которых есть интересные проекты, но из которых чуть ли не клещами приходится вытягивать рассказ об этом. Предприниматели просят: «Лучше про нас не рассказывайте. Расскажете – проверяющие узнают, что у нас есть деньги, прибыль и потянутся милиция, пожарники, чиновники, рейдеры...»
Редактор «КВ» отметил, что, в отличие от скрытных предпринимателей, прокуратура, Следственный комитет, УМВД и суды в ежедневном режиме сообщают о том, что у какой организации не ладится с законом. Получается, что данные о хищениях, банкротствах и уклонении от уплаты налогов находятся в свободном доступе и в гигантских объемах, в то время как что-то положительное узнать о бизнесе совсем непросто.
– Если предприниматели придут к нам с рассказом о своих интересных проектах и это не будет прямой рекламой, то мы с удовольствием об этом напишем, – пообещал Марат ИСАНГАЗИН.
Серые схемы подорожали
Гендиректор маркетингового агентства «Делфи» Евгения КЛИМАНОВА отметила, что российские предприниматели, набравшись опыта на предыдущих кризисах, оказались совершенно не подготовлены к наступившей «экономической зиме»: «Большинство предпринимателей научились вести свой бизнес в условиях естественного роста спроса. Более того, мы более-менее научились на кризисах 1998-го и 2008 года, что делать, когда происходит резкий обвал, в частности, экономить на первичных затратах. Но большинство не знает, как вести себя в условиях рецессии».
Помимо неблагоприятных экономических условий, российскому бизнесу приходится подстраиваться под политические перипетии. Эксперт рассказала, что знает компании, которые, в связи с введением международных санкций, уже останавливают переговоры с поставщиками европейского оборудования и переходят на китайское.
– У нас есть клиент, который должен был открыть бизнес месяц назад, но ему не дают деловую визу в Штаты, куда он должен был отправить своих сотрудников для получения сертификации, – рассказала Евгения КЛИМАНОВА. – Наша компания также обслуживает многие международные компании, и многие из них сейчас останавливают свои инвестиционные и исследовательские проекты. Так мы с этим тоже столкнемся.
Начатый Центробанком в 2013 году отъем лицензий у банков, по словам гендиректора «Делфи», привел к тому, что подорожали серые схемы.
– Проблема в том, что многие предприятия, особенно малые, становятся убыточными, когда нет серых схем. Эффективность их бизнеса настолько мала, что в отсутствие таких схем они могут уйти с рынка, – призвала КЛИМАНОВА.
Еще одна проблема заключается в том, что наиболее активным бизнесменам сейчас 40-50 лет. Это, полагает эксперт, уже достаточно уставшие люди, к тому же испытывающие кризис собственника. «Они не могут передать свой бизнес в управление, не хотят передавать его детям, зная конъюнктуру, которая есть, и те риски, с которыми их детям придется столкнуться. Они хотели бы продать свой бизнес, но его не хотят покупать. Статистика такова, что желающих продать бизнес в России гораздо больше, чем тех, кто хочет его купить. Предприниматель встает перед дилеммой. С одной стороны, расти дальше опасно, управлять самому – нет психологической мотивации. С другой стороны, оставить все на самотек нельзя, так как ситуация патовая».
Меньше американского, больше российского
Гендиректор ОАО «Высокие технологии», депутат областного Заксобрания Дмитрий ШИШКИН полагает, что, реши наша промышленность кадровый вопрос, международная обстановка оказалась бы Омску на руку.
– То, что сказал президент об исключении компонентов иностранного производства из оборонной техники России, очень локально попало на город Омск в части производства двигателей и прочего. Сейчас речь идет о кратном увеличении этих производств – не на проценты, а в разы, – заявил Дмитрий ШИШКИН. – Но в Омской области у нас отсутствует самое главное – человеческий ресурс, квалифицированные кадры. Хотелось бы мобилизовать все ради решения этой важной задачи. Я знаю совершенно четко, что в Омской области огромное количество предприятий занято в промышленной сфере. Когда в 90-е годы шла реорганизация предприятий, вывозилось, выкупалось оборудование, оснастка, я совершенно точно знаю, что это делалось не для перепродажи, а для использования в Омской области. Но сейчас найти этих людей достаточно сложно. Они возникают где-то в рекламе, по каким-то разовым заказам...
Гендиректор «Высоких технологий» называет ситуацию критической. Он объявил, что готов предложить владельцам малых производственных предприятий, связанных с обработкой металлоизделий, увеличение объемов их производства в разы, причем на условиях предварительного заказа и предоплаты. «Где эти предприниматели? Ау!» – позвал ШИШКИН.
Он отметил, что, несмотря на то, что в стратегии развития Омской области прописан рост валового регионального продукта только через развитие производства, каких-то осмысленных действий в решении этой проблемы от местной власти они не видят.
– Мне от муниципалитета только письма приходят какие-то за подписью АЙТХОЖИНОЙ с просьбой об оказании материальной помощи то подводной лодке «Омск», то еще каким-то фондам. Не более того. Я эти письма даже перестал отписывать – тут же их в урну бросаю. Печально, – констатировал глава предприятия.
В ответ на замечание Инны ПАРЫГИНОЙ о чрезмерном стремлении омского бизнеса зайти на госзаказ, «результат которого на примере отдельных компаний мы иной раз видим», Дмитрий ШИШКИН рассказал, что у них доля госзаказа не более 40%, а их портфель заказов уже на протяжении нескольких лет в два раза превышает производственные мощности предприятия.