Сергей СИНДЕЕВ: «Из Калачинского, Большереченского и Нижнеомского районов вообще ни одна организация не заявилась в РЭК на регулирование»

Дата публикации: 28 мая 2014

C 2015 года Омская область переходит на долгосрочное тарифное регулирование. В соответствии с законодательством организации, работающие в сферах электро- и теплоэнергетики, водоснабжения и водоотведения, до 1 мая 2014 года должны были представить в РЭК Омской области заявления об установлении тарифов на будущий год. На пресс-конференции, состоявшейся 22 мая, председатель РЭК Сергей СИНДЕЕВ подвел итоги заявочной кампании по установлению тарифов на коммунальные услуги на будущий год. Выслушал и задавал вопросы Сергею СИНДЕЕВУ обозреватель «КВ» Николай ГОРНОВ.

 

О долгосрочном регулировании

 

Ранее термин «долгосрочное регулирование» был актуален только для электроэнергетики, а с 2015 года произойдет полный переход на систему установления долгосрочных тарифов во всей коммунальной сфере. Период формирования нормативной базы практически завершен. Осталось всего несколько штрихов. Принять, к примеру, методику определения показателей надежности и эффективности. В начале процесса долгосрочного регулирования мы будем устанавливать тарифы при помощи метода экономически обоснованных затрат. Таким методом тариф устанавливается только на один год.

 

Методами долгосрочного регулирования мы будем устанавливать тарифы сначала на три года, а потом – на пять. Самый распространенный из них – метод индексации. Суть его в том, что расходы в структуре тарифа рассчитываются из реальных затрат, которые были в предшествующем периоде, а на второй и последующий годы они индексируются в зависимости от инфляционных процессов. Для малых котельных, на наш взгляд, самым эффективным будет метод аналогов. В Омске возможен и метод RAB-регулирования.

 

О сдерживании тарифов

 

На 2014 год постановлением Правительства РФ установлен для Омской области предельный индекс роста тарифов на уровне 4,3%. На том же федеральном уровне установлено и предельное отклонение от индекса, которое может приниматься для каждого муниципального образования по решению главы региона. Предельное отклонение – 2,2%. Таким образом, как установлено указом губернатора, для всех муниципальных образований, в том числе для Омска, предельный индекс роста не должен превысить 6,5%.

 

С 1 июля, подчеркну, тарифы не меняются. Они были установлены один раз на весь 2014 год с разбивкой по полугодиям. А вот размер платы за коммунальные услуги – он изменится. Напомню, что в данном случае речь идет о совокупной плате гражданина за полный набор коммунальных услуг. Причем сравнивать с базовым периодом необходимо именно совокупную плату, а не тарифы на отдельные виды коммунальных услуг. Отдельные платежи могут измениться больше, чем на 6,5%, чтобы ресурсоснабжающие организации имели возможность включать в свои тарифы инвестиционную составляющую. Коммунальная инфраструктура сильно изношена, ремонтировать ее нужно, и тарифный источник, безусловно, один из основных.

 

О заявочной кампании

 

Все организации, предоставляющие регулируемые услуги в коммунальной сфере, должны были до 1 мая 2014 года представить в РЭК обосновывающие документы для расчета тарифа на следующие периоды регулирования. Меньше всего проблем, как и ожидалось, мы получили в сфере электроэнергетики. Из 56 электроснабжающих организаций региона три организации подали документы с нарушением сроков. Еще две, как это ни забавно, попросили РЭК передвинуть срок подачи заявки в связи с тем, что они что-то там не успели подготовить. Такой вот детский подход, не совсем мне понятный.

 

В сфере теплоснабжения проблем больше. Крупные компании заявились на регулирование вовремя, но все же 33 из 184 теплоснабжающих организаций, получивших в прошлом году тариф, в этом году на тарифное регулирование в срок не вышли. В том числе семь организаций из Омска. Основная причина незаявки, насколько мы знаем, отсутствие договоров на использование теплоисточников, которые принадлежат на праве собственности муниципалитетам. И проблема здесь, на мой взгляд, чисто организационная. Весьма странно, что к 1 мая вообще ни одна из регулируемых организаций Калачинского, Большереченского и Нижнеомского районов не прислала в РЭК документы. Не отреагировали на наши запросы и главы этих районов.    

 

Хочу напомнить, что обязанность предоставлять документы для тарифного регулирования в РЭК предусмотрена федеральным законодательством. И РЭК имеет право привлекать нарушителей к административной ответственности. Меру ответственности за правонарушения определяет КоАП РФ: на юридические лица могут быть наложены штрафы в размере от 50 до 100 тысяч рублей, на должностных лиц – до 3 тысяч рублей. Я думаю, без подарков в этом году никто не останется, чтобы в перспективе у нас не было аналогичных проблем с несоблюдением сроков.   

 

О тарифе для «дочки» ТГК-11

 

Речь идет о разделении единой услуги по теплоснабжению, которую оказывает сегодня Омский филиал ОАО «ТГК-11», на две услуги – генерацию тепла и транспортировку тепла. Мы знаем, что после реорганизации ОАО «ТГК-11» в форме выделения ОАО «ОмскРТС» выделяемой организации будут переданы теплоисточники и тепловые сети, но пока мы только видели заявку на регулирование от ОАО «ОмскРТС». Даже разделительный баланс нам не представили, поэтому о цифрах говорить я пока не готов.

 

О нормативах на ОДН

 

Я не стану комментировать, что происходило вокруг нормативов на общедомовые нужды в 2012-2013 годах, но могу рассказать, как идет работа сейчас. На сегодняшний день мы завершаем обработку результатов снятия показаний с приборов учета в декабре, феврале и марте. В многоквартирных домах, подчеркну, которые находятся как в Омске, так и в районах области. Иными словами, мы почти сформировали базу для производства расчетов по нормативам на ОДН. Остаются вопросы, конечно, в части методологии. Мы адресовали эти вопросы в Минстрой России и сейчас ждет ответа. 

 

В частности, не совсем ясно, где взять данные о количестве людей, проживающих в домах Омской области, для которых устанавливается, к примеру, норматив на холодную воду? Нам ведь нужны легитимные данные. А какие данные будут легитимными? Я боюсь, что, если мы внимательно займемся изучением тех органов, которые могли бы нам в принципе их предоставить, в итоге не найдем ответа. Нет единого понимания и в вопросе классификации  жилых домов по степени благоустройства. Как их классифицировать, если в Омске, по моим данным, существуют порядка шести вариантов различных классификаций, при этом ни один из них не закреплен нормативным документом. У ОмскВодоканала одна классификация, у ТГК-11 – другая, у органа местного самоуправления – третья. Нам же представляется, что наиболее приемлемый для расчета вариант – у Фонда капитального ремонта.

 

Вероятнее всего, к нормированию ОДН будем привлекать экспертную организацию, выбранную на конкурсной основе. Не для того, чтобы подсчитать нормативы. Нормативы мы подсчитаем сами. От экспертов мы хотим получить заключение, насколько правильно мы подсчитали нормативы и насколько они соответствуют требованиям действующего законодательства. С надзорными органами мы уже обсуждали этот вопрос и нашли у них понимание. Основная наша задача, конечно, соблюсти интересы граждан. Такую задачу нам ставит губернатор, и мы будем искать варианты и возможности, чтобы не допустить серьезного отклонения в большую сторону от тех значений нормативов на ОДН, которые действуют на сегодняшний день. 

 

О штрафстоянках и эвакуации автомобилей

 

Как только мы занялись проверкой поступившей к нам жалобы на организацию, которая завышала расценки на эвакуацию автомобилей, я сразу понял, что аналогичных жалоб будет очень много. На сегодняшний день мы получили от прокуратуры более тысячи заявлений от омичей. Первое, что мы сделали, проверили тарифы на аналогичные услуги, которые действуют в соседних городах. Для сравнения: у нас цена принудительной эвакуации автомобиля – 44 рубля за один километр. В Томской области – 645 рублей.

 

Что мы предполагаем? В диалог с организациями, которые занимаются в Омске перемещением автотранспортных средств на штрафстоянку в случае административного правонарушения, зафиксированного работниками управления ГИБДД УВД по Омской области, мы уже вступили. Таких организаций у нас три. С их руководителями я уже встречался. Понимание, я думаю, мы найдем. При необходимости внесем корректировки и в методики расчетов. Вполне возможно, что более точным будет способ тарификации не по километражу, а по времени, как в Новосибирске.

 

О тарифах на техосмотр

 

Предприятия, оказывающие услуги по техосмотру, с заявлением на регулирование этой сферы деятельности в РЭК не обращались, поэтому плата за техосмотр была установлена постановлением правительства Омской области. На мой взгляд, уже назрела острая необходимость проверить, как эта плата соблюдается. Я ведь и сам автомобилист. И тоже прохожу техосмотр. И не понаслышке знаю, какие квитанции выдаются и в какие суммы техосмотр обходится реально.

 

О тарифах на пассажирские перевозки

 

Вопросы возникают, как мне представляется, от непонимания. Никто почему-то не хочет понимать, что понятия «тариф за проезд» и «плата за проезд» различаются. Тариф устанавливает РЭК, плату определяют муниципальные органы власти. Экономически обоснованные тарифы для пассажирских автопредприятий были установлены на весь 2014 год. Этот тариф не изменится до 31 декабря. А вот плата за проезд вполне может измениться, если изменится объем бюджетных субсидий, которые выделяются автопредприятиям на компенсацию пассажирских перевозок.

 

Об открытости РЭК

 

В последнее время от некоторых представителей бизнеса, как получателей коммунальных услуг, звучали требования, чтобы была узаконена для них возможность участия в обсуждении тарифных решений, принимаемых РЭК Омской области. Мне эти требования представляются попытками вломиться в открытую дверь. Зачем нужны эти вербальные «коктейли Молотова», если возможность участия бизнеса в работе РЭК Омской области уже обеспечена?

 

При РЭК функционирует общественно-консультативный совет, который имеет возможность обсуждать любые вопросы, в том числе проекты тарифных решений. Открытость в деятельности РЭК предусматривает и вводимый в настоящее время в Омской области  стандарт АСИ по обеспечению инвестиционной привлекательности региона. Инвестстандарт предусматривает и обязательную общественную экспертизу как формируемых инвестиционных программ ресурсоснабжающих организаций, так и их результатов. Кроме того, как только будет сформирован и заработает совет по деятельности естественных монополий при губернаторе Омской области, то три члена совета войдут и в состав правления РЭК. С правом совещательного голоса, конечно, тем не менее это в любом случае добавит публичности работе РЭК.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2014/may/-19/sergey-sindeev-