Депутаты не рискнули подпортить жизнь мелкому бизнесу из-за 20 млн рублей

Дата публикации: 05 ноября 2014

В обоснование увеличения коэффициентов для расчета ЕНВД в департаменте финансов сослались на объявления о работе из Интернета

Директор департамента финансов Омска Инна ПАРЫГИНА на последнем финансово-бюджетном комитете Омского горсовета предложила проект изменений в решение от 2005 года «О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности». По оценке городских чиновников, его принятие может добавить в городскую казну 20 млн рублей за счет повышения коэффициентов для начисления ЕНВД. Депутаты пока не решились ради столь скромной выгоды вызывать на себя гнев предпринимателей.

Маловато будет

Инна ПАРЫГИНА, приступая к докладу, обратила внимание на то, что проект решения направлен на получение дополнительных доходных источников городского бюджета, который на протяжении вот уже трех лет не увеличивается. Речь идет об увеличении ЕНВД для бытовых услуг, перевозчиков и розничной торговли.

Зам мэра обосновала логичность увеличения налогового бремени на примере тех, кто занимается ремонтом и пошивом обуви. Налоговая нагрузка в 2012 году, когда размер страховых взносов у таких предпринимателей составлял 17 тысяч рублей, с учетом ЕНВД достигала 23 360 рублей. В 2013 году, как известно, резко возрос размер страховых взносов, и нагрузка увеличилась уже до 35 665 тысяч рублей – это при том, что налог был нулевым. Сегодня они платят 20 727 рублей.

– Мы предлагаем поправочными коэффициентами увеличить налоговую нагрузку до 22 572 рублей. Это все равно ниже уровня 2012 года, когда предприниматели платили страховые взносы и дополнительно – налог, – объяснила Инна ПАРЫГИНА.

Суть предложений администрации относительно бизнеса по оказанию бытовых услуг в том, чтобы повысить ЕНВД на 3% на ремонт и пошив обуви, на 10% – ремонт одежды, на 14% – ремонт мебели и бытовой техники. В данном случае речь идет об ИП без наемных работников.

Перевозчики и так не платят

Тем, кто использует дополнительную рабочую силу, также предлагается увеличить налоговое бремя, так как они, по оценкам департамента финансов, относятся к «достаточно высокодоходному мелкому бизнесу». Такое мнение в администрации составили на основе парадоксальных данных статистики, исходя из которых в 2012 и 2013 годах годовая заработная плата одного работника данной отрасли варьировалась от 197 до 373 тысяч рублей, а выручка составляла от 180 до 240 тысяч рублей на человека в год.

Проектом решения Инна ПАРЫГИНА предложила при наличии одного наемного работника увеличить налог на 6%, то есть с 36 до 38 тысяч рублей, при наличии 15 сотрудников – на 6,1%, то есть с 551 тысячи рублей до 584 тысяч рублей.

Для бытовых услуг, где предприниматели являются работодателями с наемными работниками (парикмахерские и т. д.), коэффициент составит 3%. В этой отрасли, опять же, по данным статистики, выручка на одного работника составляет 194,7 тысячи рублей в год, а средний размер заработной платы – 200 тысяч рублей в год.

– По услугам перевозки дополнительная аналитика не проводилась. Сохранились прежние расчеты, но мы проанализировали декларации, которые предприниматели заявляли при утверждении тарифа. По данным РЭК, каждый предприниматель заявил, что уплачивает 55 тысяч рублей налога с каждого автомобиля. А по нашим данным, даже после внесения поправочных коэффициентов их налоговая нагрузка составит 17-19 тысяч рублей, – отметила директор департамента финансов. – Мы должны стремиться к справедливости, к гражданской и социальной ответственности нашего бизнеса и к равным условиям. Если посчитать налоговую нагрузку на 1 автомобиль у наших муниципальных предприятий, – у них она составляет 500 тысяч рублей в год.

Выручка меньше зарплаты

— Как у вас получается, что выручка на одного работника меньше, чем заработная плата? – задал логичный вопрос председатель комитета Юрий ФЕДОТОВ.

Как уже говорилось выше, согласно статистике, приведенной Инной ПАРЫГИНОЙ, при выручке от 197 до 373 тысяч рублей на человека те же люди получают зарплату от 180 до 240 тысяч в год. Инна Александровна сначала не поняла, о чем ее спрашивают, а потом объяснила это несоответствие тем, что выручка работника – это официальные статистические данные, а средняя заработная плата – «данные открытых интернет-источников» (на самом деле – предложения о работе, размещенные на разных омских сайтах).

Юрий ФЕДОТОВ предположил, что сравнивать рекламные объявления с реальностью не вполне корректно. Его поддержал приглашенный на заседание президент Омского союза предпринимателей Дмитрий ШАДРИН, по мнению которого на официальную-то статистику опираться можно с оговоркой, а что уж говорить об Интернете. Г-н ШАДРИН от лица ОСП выступил против введения какого-либо дополнительного налогового бремени.

— С 2015 года мало хорошего ждет и крупный бизнес, и малый, и бюджеты всех уровней. Зная настроения предпринимательского сообщества, в частности малого бизнеса, мы считаем, что ради этого эффекта – 20 миллионов – не стоит экспериментировать, тем более что это увеличение с помощью коэффициентов накладывает дополнительную налоговую нагрузку на тех, кто исправно платит. Коэффициент К2, как вы знаете, рассчитывается исходя из квадратных метров и количества работников. Те, кто платит, не всегда находятся в хорошем положении и готовы платить еще больше. Платить еще больше и «скрипеть», причем без возможности какого-то развития... Если у них это больше не получается, то дальше идут варианты: уводить в тень квадратные метры или уводить в тень персонал. Если начинают скрывать персонал, то бюджет теряет на подоходном налоге. Возникает вопрос: сколько приобретем и сколько потеряем? Здесь просчитать очень сложно, – отметил Дмитрий ШАДРИН.

По мнению ОСП, нецелесообразно увеличивать налог ни для одной из рассматриваемых сфер. «Хотелось бы видеть работу с теми, кто не платит даже те отчисления, которые на сегодня установлены», – сказал глава предпринимательского союза.

Омск – не Новосибирск

Выступая перед депутатами, Инна ПАРЫГИНА рассказала, что налоговая нагрузка в расчете на одного налогоплательщика в Омске примерно такая же, как в Новосибирске, и составляет 47 тысяч рублей. В то же время в Красноярске, который «стал городом-миллионником только в 2012 году», нагрузка намного выше – 60 тысяч рублей.

Депутат Валерий КОКОРИН назвал катастрофическим приведенное сравнение Омска с Новосибирском.

— Новосибирск стал центром ближайших пяти областей. Там экономическая деятельность бизнеса отличается от нашей в разы, там сосредоточились многие комплектовочные базы федеральных структур, там совсем другая жизнь и работа идет... А мы находимся под таким же гнетом, как Новосибирск! – возмутился Валерий КОКОРИН.

Так как, ко всему прочему, «страна ввергается в кризис», депутат предложил поискать другие источники финансирования для городского бюджета. Те же 20 млн рублей, по его мнению, можно получить, продав «особняки на Пушкина, которые мы сейчас бесплатно раздаем».

— Политически неправильно собирать эти деньги с предпринимателей, – сказал Валерий КОКОРИН.

Представитель фракции КПРФ Иван ИВЧЕНКО заявил, что вся информация администрации, представленная в обоснование изменений, «взята с потолка», и попросил коллег не поддерживать проект решения.

Депутаты решили оставить этот вопрос в комитете до 13 ноября.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2014/noyabr/-42/deputaty-ne-risknuli-podportit-zhizn-melkomu-biznesu-iz-za-20-mln-rubley